"Все видели, как коты дерутся из-за кошки, но видел ли кто-нибудь, чтобы две кошки подрались из-за кота?" - вопрошает М. Л. Бутовская, и задаётся вопросом: почему в подавляющем большинстве случаев самцы сражаются за самок, а не наоборот?
"Всё получит объяснение, если мы вспомним, что значительно больший вклад в потомство у млекопитающих, как правило, вносят самки, самцы же заботятся о потомстве мало или не заботятся вовсе. А коль скоро дама берёт на себя расходы по вынашиванию, рождению и выращиванию детёнышей, то за ней и право выбора".
Надо полагать, что в архаических обществах эпохи палеолита дело обстояло похожим образом.
Это, конечно, интересно для нашей темы о первобытном матриархате, но в монографии М. Л. Бутовской "Антропология пола" присутствует один существенный изъян: она описывает отношения между мужчинами и женщинами как отношения каких-нибудь подопытных кроликов. Цитирую: "Мужчины с самыми высокими показателями межзрачкового расстояния считали себя более здоровыми и менее трусливыми, чем все остальные, а также давали минимальные оценки по нейротизму" (с. 160). Такого рода пассажи заставляют вспомнить печально известные практики прошлого века:
Хотя, с другой стороны, мне понятны эти манипуляции и эксперименты с человеческим "мясом", - ведь душу или разум человеческий не измерить штангенциркулем.
Говоря об антропологии пола человека, М. Л. Бутовская постоянно "соскальзывает" в приматологию и приводит примеры поведения обезьян. Хочется сказать: Блин! Почему же вы не видите, что человек обладает разумом, и это сугубо человеческое качество образует непреодолимую, бездонную пропасть между человеком разумным и приматами?! Человек разумный, в отличие от обезьян, может пойти даже против собственной природы, может на всю жизнь остаться девственником. Женщина, обладая душой, может полюбить какого-нибудь невзрачного "замухрышку", как в песне Анны Герман:
Мне говорят: «он маленького роста»
Мне говорят: «одет он слишком просто»
Мне говорят: «поверь что этот парень
Тебе не пара совсем не пара»
А он мне нравится, нравится, нравится
И для меня на свете друга лучше нет
А он мне нравится, нравится, нравится
И это всё что я могу сказать в ответ
Если учитывать любовь и разум, то, согласитесь, писать об антропологии пола на порядок сложнее, потому что любовь, бывает, опрокидывает все доводы разума. Разум же, в свою очередь, преодолевает животные инстинкты, даже инстинкт самосохранения (для иных людей истина дороже жизни самой). А так, конечно, гораздо проще писать о человеке как представителе семейства гоминиды отряда приматов, то есть рассматривать его исключительно по "мясу", как один из родов млекопитающих. Собственно, так и поступают все эволюционисты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий