20 января 2023

Аполлон и Дионис.

О. А. Матвейчев в статье "Истоки культа Аполлона и первопоэт Олен" говорит, что "распространение его культа в Элладе началось в «тёмные века» и охватило к началу VII в. до н.э. весь греческий мир (Буркерт 2004: 246)". 

Но где находился эпицентр культа?

"О происхождении культа Аполлона до сих пор идут дискуссии. По наиболее влиятельной в XX в. гипотезе, греки заимствовали культ Аполлона из Малой Азии. Одним из авторов этой гипотезы и наиболее последовательным её приверженцем был У. фон Виламовиц-Мёллендорф, выдвинувший в пользу своей позиции, например, такие аргументы: 1) гомеровский Аполлон враждебен грекам и помогает троянцам, имея в их цитадели даже собственный дом; 2) его эпитет «Летоид» – единственный матроним на Олимпе; собственно говоря, называть мужчин по имени матери у греков не принято, зато это характерно для малоазийской Ликии; 3) у Гомера Аполлон ещё не является покровителем муз и не связан с прорицаниями и вообще с Дельфами (эти функции у него обозначатся позже) (Wilamowitz Moellendorff 1908: 27-45).

Австрийский филолог П. Кречмер обнаружил доказательства восточной гипотезы в архивах Хеттского царства, открытие которых в начале XX в. стало одной из величайших научных сенсаций. Благодаря титанической работе по дешифровке клинописных табличек, найденных в Богазкёе, удалось установить, что Хеттская империя имела тесные связи не только с Египтом, Вавилоном, Ассирией, но и с неким царством Аххиява, в котором была опознана микенская Греция, а также Вилусой; в ней Кречмер узнал гомеровский (догреческий) Илион (Kretschmer 1924). Один из хеттских документов начала XIII в. до н.э. представлял собой договор о дружбе и взаимопомощи между царём Муваталли и правителем Вилусы Алаксандусом. Заключая договор, владыки поклялись своими самыми священными богами – соответственно Каскалом Куром и Апалиунасом. По мнению Кречмера, Алаксандус – не кто иной, как троянский принц Александр (Парис), а Апалиунас – прообраз греческого Аполлона.

К этому выводу склонялся и шведский филолог М. Нильссон, видевший в созвучии имён хеттского Апулунаса (Апалиунаса) и греческого Аполлона, но более даже – в сходстве их функций (оба являлись богами ворот) «неоспоримое доказательство восточного происхождения Аполлона, предположение о котором часто возникало, но яростно опровергалось» (Нильссон 1998: 109).

Сторонники восточной гипотезы обращают внимание также и на тот факт, что в гомеровской «Илиаде» Аполлон выступает как покровитель Париса и защитник троянцев [1]. А согласно киклической поэме «Эфиопида», именно Феб направил стрелу троянского принца в пяту Ахилла.

На малоазийское происхождение Аполлона может указывать наличие у него эпитета «Ликийский». В «Илиаде» он используется в отношении лучезарного бога дважды (Il. IV 101, 119).

Существует несколько трактовок этого эпитета. У. Лиф, Дж. Кирк, Дж. Томсон, например, считали, что Λυκηγενής восходит к λύκος (волк) и должно переводиться как «рождённый волчицей». По другой версии, Λυκηγενής нужно интерпретировать как «светорождённый», на чём настаивает, в частности, Ричмонд Латтимор. «Связь между светом и Аполлоном, конечно, существует, – замечает по этому поводу А. Н. Горожанова, – но божество скорее является источником света, а не его продуктом» (Горожанова 2004: 345).

Наиболее надёжной представляется, однако, версия, связывающая Аполлона с малоазийской Ликией. Этой версии придерживались П. Кречмер, У. Виламовиц (с известными оговорками), М. Нильссон, В. Отто, А. Кин, а также А.Ф. Лосев, Л.А. Гиндин, В.Л. Цымбурский и др.  Именно в Ликию, согласно схолиасту к «Илиаде», бежала от гнева Геры богиня Лето, где и родила Артемиду и Аполлона (Schol. ad Il. IV 101). Ту же историю излагают Овидий (Ov. Met. VI 316-338) и Антонин Либерал (Met. 35). Связь между Аполлоном и Ликией отражена у Пиндара, в «гомеровских» гимнах, у Эсхила, Софокла, Еврипида".

Любопытно, что распространение культа Аполлона в Элладе по времени совпадает с появлением там же культа Диониса. Историки отмечают, что в Vll веке до н. э. культ Диониса распространился по Элладе как лесной пожар и стал всеэллинским культом, без санкции "вышестоящих" олимпийских богов. Ох, уж эти мне "тёмные века"! Самые мощные духовные движения совершались в исторической "тьме", а теперь — ищи-свищи ветра в поле...

Здесь, конечно, надо отметить "неистовость", которая была присуща архаичному Аполлону. Но та же "неистовость" характерна и для культа Диониса. Нам хорошо известно "неистовство" менад Диониса.

Диониссийские мотивы из Сиракуз

Дионис неизменно предстаёт в свите своих поклонниц. Однако, то же можно сказать и про Аполлона.

Аполлон и девять муз

Невольно возникает подозрение о том, что Дионис и Аполлон появились из одного источника. Кстати, существует предположение, что Дионис прибыл в Грецию с импортом вина, и, вероятно, его культ впервые возник около 6000 г. до н. э. где-то в северной Месопотамии (с богатой культурой виноделия), а затем проник в Элладу через Малую Азию. Я не сторонник этой версии, так как вижу много аргументов в пользу крито-минойского происхождения культа Диониса, но - как знать? - может быть анатолийские аргументы перевесят минойские? Тем более, что, как мы знаем, таврокатапсии устраивались не только на Крите, но и в Анатолии, и по всему Ближнему Востоку, и даже в долине реки Инд. Значит, и "крито-минойские корни" могли быть не только крито-минойскими.

---------------------------------------------------------------------------

[1] Российская исследовательница А.Н. Горожанова приводит список деяний Аполлона на благо Трои: «Бог сеет болезни в стане Агамемнона (Il. I, 43-53), даёт Пандару лук для войны с ахейцами (Il. II, 827) и получает от Зевса эгиду для их устрашения (Il. XV, 221-230, 307-311), побуждает троянцев к бою (Il. II, 507-514), наводит ужас на осаждающих (Il. XV, 326-330), оглушает сзади Патрокла (Il. XVI, 789-795, 849), обманывает Ахилла под видом Агенора (Il. XII, 17-33), чинит препятствия Диомеду на состязаниях (Il. XXIII, 382-389). В то же время, Феб спасает Энея от Диомеда (Il. V, 343 и сл.), благоволит к троянцам (Il. VII, 20 и сл.; X, 515-519), исцеляет Гектора и
направляет его в бой (Il. XV, 242-262), исцеляет Главка (Il. XVI, 508-529), выносит тело Сарпедона и делает его нетленным (Il. XVI, 667-683), помогает Гектору (Il. XVI, 715-726, 843-846), спасает его от Ахилла (Il. XX, 443-454), заботится о Трое в целом (Il. XXI, 515-517)» (Горожанова 2004: 343-344).

Комментариев нет:

Отправить комментарий