31 марта 2025

Следы матриархата у вьетов.

"Несмотря на то, что формально вьетнамская традиция является патриархальной, все признаки культуры древних вьетов указывают на то, что во вьетнамском обществе должны были быть сильны влияния матриархата [1]. Это косвенно подтверждается тем фактом, что в китайских хрониках в I веке по Р.Х. упоминается восстание народа юэ под предводительством двух сестёр Чынг (Чунг Чак и Чынги Ни), которые в 39 году по Р.Х. подняли племена юэ против продвижения в их земли китайцев с севера [2]. Показательно, что во главе восстания стоят именно две женщины, и после того как оно завершается успехом, одна из сестёр — Чынг Чак— становится королевой. Значит, женское правление у древних вьетов было не в диковинку.

Период независимости Намвьета под началом двух дев-воительниц длился недолго, и китайцам через 4 года удалось снова установить своё господство. Но спустя два столетия, в 225 году, мы снова увидим во главе вьетнамского восстания женщину — Чьеу Тхи Чинь (225 — 248), которая предводительствовала войсками вьетов в жёлтых одеждах на боевом слоне. В легендах вьетнамцев Чьеу Тхи Чинь предстаёт красавицей-великаншей, которая возбуждает в мужчинах любовь, но при этом сама испытывает к ним отвращение, оставаясь до смерти девственной. Поэтому китайские войска в битве с ней использовали фаллические символы, чтобы заставить её в омерзении отступить. 

Показателен также вьетнамский миф о праматери Ау Ко, которая была горным духом и вышла замуж за морского дракона Лак Лонг Куана. Ау Ко породила от дракона мешок яиц, откуда вылупились предки вьетнамцев («белые вьеты»). Дракон и Ау Ко поделили детей — половина вернулась с матерью в горы, а половина осталась с отцом и поселилась у берегов моря [3].

Descendants of Dragon and Immortal

От ста яиц Великой Матери пошло сто родов вьетнамцев («байюэ» — «сто юэ»).


Во вьетнамской традиции существует целая галерея синонимических фигур Великой Матери (Адо May) —

• богини культа Четырёх дворцов,
• одна из четырёх бессмертных — принцесса Льеу Хань,
• Мать Верхнего Неба (May Тхыонг Тхьен),
• Мать Высоких Гор (May Тхыонг Нган),
• Мать Воды (May Тхоай),
• Мать Земли (May Диа Фу),
• женские божества Солнца и Луны (сёстры Тхэн Мат Чанг и Тхэн Мат
Чей),
• Прародительница (ЗаЗэн — в мифах мыонгов [4]), превратившаяся в богиню из дерева си и т. д.

Показательно, что во вьетнамском Мифе Творения высшему божеству человека помогают создать Двенадцать Матерей [5].

То, что оба небесных светила во вьетнамском мифе представлены женскими существами, является редким случаем в мифологии народов Земли. Чаще всего они имеют разный пол. И в этом мифе мы видим ещё одно указание на
древний
евразийский матриархат — мужем обоих сестёр представлен невидимый небесный медведь, центральная фигура архаического матриархального и хтонического по своей структуре культа, распространённого от Урала до японских айнов. Сам медведь — фигура феминоидная, поэтому его появление в окружении двух женских светил вполне логично.

Традиционный сюжет, сопровождающий матриархальный цикл,— предание о богоборце, бросающем вызов Небесному Отцу, — мы предсказуемо встречаем и во вьетнамской мифологии. Здесь гештальт Титана представлен несколькими фигурами — различными великанами и, в частности, ярче всего героем по имени Кыонг Бао Дай Выонг (дословно «дерзость [6] великий правитель»). Кыонг Бао Дай Выонг начинает войну с богом Неба Нгаук Хоангом, но спасается от посланных им карателей (от бога Грозы, Тхэн Сета и бога Воды, Тхюй Тиня) благодаря советам хтонического бога Пашни и Очага, Онг Тао.

Сам высший бог Нгаук Хоанг представляет собой кальку Нефритового Императора из китайской традиции и поэтому несёт в себе строго патриархальное измерение. Но это — как и патриархат в целом — ясно указывает на китайское влияние, остающееся проекцией иного Логоса на собственно вьетнамский горизонт.

Первое вьетнамское государство, согласно вьетнамскому историалу, было основано старшим сыном дракона Лак Лонг Куана Хунг Лангом, который стал первым в династии Хунгов [7]. Согласно вьетнамским преданиям, в древнем государстве Хунг царил культ Великой Матери, и многие детали мифов и преданий однозначно указывают на матриархальный строй. Это является общей чертой доханьской цивилизации Южного Китая, где байюэ представляют самый восточный полюс, тогда как тибето-бирманские народы (прежде всего наси и мосо) — самый западный.

Исторически во Вьетнаме были распространены конфуцианство, даосизм и буддизм (Махаяна), а также среди тямов — индуизм шиваитского толка. Однако эти религиозные системы с развитой метафизикой и огромным философским наследием накладывались на более древние чисто вьетские традиции и культы, в центре которых стояло почитание духов предков и сохранившаяся фрагментарно религия Великой Матери (Дао May). Великая Мать почиталась под разными именами (Тьен И А На, Ба Чуа Ху и т. д.) и фигурировала в различных мифологических и исторических контекстах. Основными ритуалами, связанными с её культом, были обряды вхождения в медиумический контакт с духом Великой Матери или с другими сущностями хтонического круга— включая души мёртвых. Этот обряд совершался как женщинами, так и мужчинами в особых храмах и назывался лен донг [8]. Однако даже если в общение с духами вступали мужчины, женщины-жрицы в любом случае играли в обряде важную роль посредниц в связях с потусторонним. В отдельных случаях обряды были довольно сложными и включали танцы, песни и костюмированные сцены, создающие атмосферу,
благоприятную для таких контактов.

В названии лен донг слово «донг» имеет общее происхождение с аналогичными понятиями в других мон-кхмерских языках. В австронезийском праязыке оно означало «танец одержимого духами». В языке народа мон «донг» — это название шамана.

Этот древний мон-кхмерский пласт поклонения Великой Матери Дао May через экстатическую одержимость является самой глубокой основой вьетнамской традиции, на которую позднее накладывались более развитые религиозные системы — буддизма, конфуцианства, даосизма и даже христианства. У тямов сходный обряд получил тантрическую шиваистскую интерпретацию, а Великая Мать была отождествлена с богиней По Нагар (дословно «Госпожа Царства»), считавшейся прародительницей тямов. Вместе с тем её черты близки к индийской Дурге, тёмной Шакти Шивы, особенно популярной в Южной Индии. Но именно южно-индийские царства стояли у истоков индокитайских царств и городов-государств
" (Цит. по: Дугин А. Г. Жёлтый Дракон. Цивилизации Дальнего Востока. Китай. Корея. Япония. Индокитай. — М.: Академический проект, 2018.С. 452-470). 

------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Durand М. Imagerie populaire vietnamienne. P.: École française d'Extrême-Orient, 1960.
[2] Turner K. G. Even the Women Must Fight. N. Y.: John Wiley & Sons, Inc., 1998.
[3] TylorS. C. Vietnamese Women at War. Kansas: University Press of Kansas, 1999.
[4] Мыонги — родственный вьетам народ вьет-мыонгской группы.
[5] Все эти многочисленные "матери" есть наследие локальных деревенских культов. Очевидно, каждая деревня и каждый род имели своих местночтимых "матерей". По мере усиления некоторых родов, их родовые "матери" со временем приобрели более широкое - племенное - почитание.
[6] Дерзость — самая характерная отличительная черта титанов.
[7] Швейер А.-В. Древний Вьетнам. М.: Вече, 2014.
[8] Karen Fjelstad, Thj Hien Nguyen. Possessed by the spirits: mediumship in contemporary Vietnamese. N. Y.: Cornell Southeast Asia Publications, 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий