"Несмотря на то, что формально вьетнамская традиция является патриархальной, все признаки культуры древних вьетов указывают на то, что во вьетнамском обществе должны были быть сильны влияния матриархата [1]. Это косвенно подтверждается тем фактом, что в китайских хрониках в I веке по Р.Х. упоминается восстание народа юэ под предводительством двух сестёр Чынг (Чунг Чак и Чынги Ни), которые в 39 году по Р.Х. подняли племена юэ против продвижения в их земли китайцев с севера [2]. Показательно, что во главе восстания стоят именно две женщины, и после того как оно завершается успехом, одна из сестёр — Чынг Чак— становится королевой. Значит, женское правление у древних вьетов было не в диковинку.
Период независимости Намвьета под началом двух дев-воительниц длился недолго, и китайцам через 4 года удалось снова установить своё господство. Но спустя два столетия, в 225 году, мы снова увидим во главе вьетнамского восстания женщину — Чьеу Тхи Чинь (225 — 248), которая предводительствовала войсками вьетов в жёлтых одеждах на боевом слоне. В легендах вьетнамцев Чьеу Тхи Чинь предстаёт красавицей-великаншей, которая возбуждает в мужчинах любовь, но при этом сама испытывает к ним отвращение, оставаясь до смерти девственной. Поэтому китайские войска в битве с ней использовали фаллические символы, чтобы заставить её в омерзении отступить.
Показателен также вьетнамский миф о праматери Ау Ко, которая была горным духом и вышла замуж за морского дракона Лак Лонг Куана. Ау Ко породила от дракона мешок яиц, откуда вылупились предки вьетнамцев («белые вьеты»). Дракон и Ау Ко поделили детей — половина вернулась с матерью в горы, а половина осталась с отцом и поселилась у берегов моря [3].• богини культа Четырёх дворцов,
• одна из четырёх бессмертных — принцесса Льеу Хань,
• Мать Высоких Гор (May Тхыонг Нган),
• Мать Воды (May Тхоай),
• Мать Земли (May Диа Фу),
• женские божества Солнца и Луны (сёстры Тхэн Мат Чанг и Тхэн Мат
Чей),
• Прародительница (ЗаЗэн — в мифах мыонгов [4]), превратившаяся в богиню из дерева си и т. д.
древний евразийский матриархат — мужем обоих сестёр представлен невидимый небесный медведь, центральная фигура архаического матриархального и хтонического по своей структуре культа, распространённого от Урала до японских айнов. Сам медведь — фигура феминоидная, поэтому его появление в окружении двух женских светил вполне логично.
Сам высший бог Нгаук Хоанг представляет собой кальку Нефритового Императора из китайской традиции и поэтому несёт в себе строго патриархальное измерение. Но это — как и патриархат в целом — ясно указывает на китайское влияние, остающееся проекцией иного Логоса на собственно вьетнамский горизонт.
благоприятную для таких контактов.
В названии лен донг слово «донг» имеет общее происхождение с аналогичными понятиями в других мон-кхмерских языках. В австронезийском праязыке оно означало «танец одержимого духами». В языке народа мон «донг» — это название шамана.
Этот древний мон-кхмерский пласт поклонения Великой Матери Дао May через экстатическую одержимость является самой глубокой основой вьетнамской традиции, на которую позднее накладывались более развитые религиозные системы — буддизма, конфуцианства, даосизма и даже христианства. У тямов сходный обряд получил тантрическую шиваистскую интерпретацию, а Великая Мать была отождествлена с богиней По Нагар (дословно «Госпожа Царства»), считавшейся прародительницей тямов. Вместе с тем её черты близки к индийской Дурге, тёмной Шакти Шивы, особенно популярной в Южной Индии. Но именно южно-индийские царства стояли у истоков индокитайских царств и городов-государств" (Цит. по: Дугин А. Г. Жёлтый Дракон. Цивилизации Дальнего Востока. Китай. Корея. Япония. Индокитай. — М.: Академический проект, 2018.С. 452-470).
Комментариев нет:
Отправить комментарий