04 января 2023

Самки обезьян как передатчики новых обычаев.

М. Л. Бутовская и Л. А. Файнберг, наблюдая за японскими макаками, сообщают, что, "установившись в группе, традиция передавалась от матери к детёнышам".


В результате длившихся более десяти лет наблюдений и опытов выяснилось, что сначала новые привычки возникали у молодняка [1], который передавал их своим матерям. Животные, родившиеся после возникновения нового обычая, перенимали его от своих матерей. Дольше всех не усваивали новое взрослые самцы. Таким образом, если в генетическом плане самки обеспечивают стабильность, а самцы — изменчивость, то в поведенческом соотношение противоположное: самки и их потомство обеспечивают вариабельность поведения, а взрослые самцы обеспечивают "консервативное начало".

По ходу своих matriarchal studies я уже не раз отмечал, что в дописьменных обществах хранителями и передатчиками традиций являются, как правило, женщины. Многие исследователи говорят, что именно женщины передавали из поколения в поколение акушерские навыки, знания о полезных свойствах растений, но, может быть, и сам язык человеческий был "накатан", как снежный ком, в женской среде? Если женщины собирали и передавали от матери к дочери семена растений, по зёрнышку, то почему бы не предположить, что таким же образом они собирали и слова, слово за словом?

М. Л. Бутовская, как заправский советский марксист-эволюционист, много места уделяет орудийной деятельности в популяциях разных видов приматов, и, в частности, она приводит случаи, когда шимпанзе употребляли в качестве орудий осколки кости, полученные посредством раскалывания кости камнем. В природных условиях все исследованные популяции шимпанзе вне зависимости от того, живут ли они в лесу, лесосаванне или саванне, регулярно используют орудия для различных целей.

Однако, почему-то труд не создал человека из шимпанзе... Печалька... 


Очевидно, шимпанзе изготавливают и используют орудия ситуативно, для достижения сиюминутных целей. Выковырял осколком кости или камня вкусного червячка, съел его, и тут же выбросил орудие за ненадобностью. Это типично обезьянье поведение. Человек же, в подобном случае, сохранит удобный осколок кости, потому что человек предвидит, что завтра может повториться та же ситуация со вкусным червячком, и это орудие может ему снова потребоваться. Очевидно, именно в этом - в предвидении, а, точнее, в воображении, - и заключается фундаментальное отличие человека от обезьяны. Как сей феномен появился у человека? — Бог весть, или чёрт его знает. Однако понятно, что, шимпанзе делают костыные и каменные отщепы уже миллионы лет, и от этих Сизифовых трудов они не обрели дар предвидения.

---------------------------------------------------------------

[1]Характерно, что новые обычаи изобрели подчинённые периферийные и одиночно живущие самцы, а затем эта традиция распространилась среди других членов группы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий