03 января 2023

Моё толкование самого древнего сюжетного изображения.

Турецкие археологи, работающие на неолитическом городище Сайбурч, в 32 километрах от границы с Сирией и 56 километрах от берегов реки Евфрат, нашли вырезанный в камне рельеф, признанный самым древним сюжетным изображением из всех, обнаруженных до сих пор.

Археологи ранее обнаружили на городище руины общественного здания, где, собственно, и был найден горельеф (скульптурный выпуклый рельеф), а также останки комплекса жилых построек. На горельефе чуть меньше метра высотой и почти 4 метра длиной, покрывающем низ вырубленной в камне скамьи, изображены две сцены, возможно, сюжетно связанные между собой.

Первая сцена представляет собой изображение быка, у которого видно оба рога, и, возможно, мужчины с согнутыми в коленях ногами. Обе фигуры обращены друг к другу. Левая рука мужчины, у которой почему-то шесть пальцев, поднята вверх, а в правой он держит змею или трещотку.

Серп - символ убывающей "смертельной" луны.
 
(Кстати, точно такой же бычок с серповидными рогами в виде буквы "С" - "смерть" - обнаружен при раскопках храмового комплекса в Гёбекли-Тепе.)
 

Вторая сцена включает объёмную фигуру мужчины, изображённую анфас. Мужчина держит в правой руке свой пенис. При этом с двух сторон его окружают леопарды. Хищные кошки изображены с открытыми ртами, из которых видны зубы. Их хвосты подняты и направлены в сторону человека. Один из леопардов также изображён с пенисом, в то время как другой — нет.

Изображение мужской фигуры в окружении леопардов. Eylem Özdoğan / Antiquity, 2022
Обнаруженные на памятнике Сайбурч рельефные изображения. Eylem Özdoğan / Antiquity, 2022

Возраст находки, о которой учёные рассказали в журнале Antiquity, составляет около 11 тысяч лет, когда племена охотников и собирателей начали переходить к осёдлому образу жизни. Примерно в это время появляется знаменитый храмовый комплекс Гёбекли-Тепе с его культом черепов, построенный, видимо, ещё эпипалеолитическими охотниками-собирателями (или представителями докерамического неолита). Возникают и другие святилища, в некоторых из которых видное место занимал фаллический культ. Например, в прошлом году археологи обнаружили древнее святилище IX тысячелетия до нашей эры, в котором находились 11 вертикально установленных каменных столбов в виде фаллосов. Причём перед тем, как его оставить, люди намеренно засыпали сооружение землёй, камнями и скальной породой.

Местоположение памятника Сайбурч. Eylem Özdoğan / Antiquity, 2022

Источник 1. Источник 2.

Я обратил внимание на то, что голова мужика с эрегированным фаллосом в правой руке имеет сходство с головой кошки. Порывшись в своём архиве древних артефактов, я нашёл вот эту маску.

Изображение человека - ягуара, культура ольмеков 900 - 300 гг. до н. э. Эта маска из камня изображает, как считают историки, человека - оборотня, сочетавшего в себе признаки ягуара и человека одновременно. Размер маски соответствует лицу человека. Кстати, тут у маски такие же "раскатанные" толстые губы, как и у мужика на горельефе.

Она, конечно, совсем из другой эпохи и совсем из другой культуры, но у ольмеков, в своё время, была такая же "одержимость" леопардом, как и у жителей Чатал-Хююка, где мы видим многочисленные изображения этих диких кошек. В связи с этим можно предположить существование культа леопарда у жителей неолитического городища Сайбурч, равно как и жителей Чатал-Хююка. В таком случае, перед нами ритуальная сцена превращения человека в леопарда. 

Но здесь может быть и более глубокий слой. Рогатый "лунный" бычок — однозначный вестник смерти. Человек перед ним находится с "подкосившимися" ногами. Это напоминает знаменитый верхнепалеолитический сюжет из пещеры Ласко. Кстати, там тоже у мужика, которого бык "заебукал", член в положении эрекции.

Так, а теперь вспомним, что, согласно древнегреческой мифологии, Гипнос и Танатос ("сон" и "смерть") являются братьями-близнецами. И напомним тот примечательный факт, что у мужчин во время сна, особенно во время т. наз. "быстрого" или парадоксального сна, половой орган эрегирует, а у молодых мужчин случаются непроизвольные ночные семяизвержения ("поллюции"). Кстати, иногда и смерть сопровождается непроизвольным семяизвержением (Источник).

В таком случае, леопарды справа и слева от человека — это два духа, которые являются человеку при смерти. Правда, в христианской и исламской традициях — это не духи, а ангелы ("когда мёртвого хоронят, к нему приходят два сине-чёрных ангела", - рассказывается в хадисе), но это сути не меняет.

И вот тут наступает самое интересное. Видимо, по представлениям древних, человек при смерти теряет своё человеческое обличие и приобретает личину леопарда (или ягуара). В этой личине он пребывает в царстве духов как "свой среди своих".

Комментариев нет:

Отправить комментарий