"Я пишу о ней как о Белой Богине, потому что белый — её основной цвет" (Роберт Грейвс). Да, но почему же именно белый?
Британский религиовед Джеймс Фрэзер отметил в своей «Золотой ветви», что девушек из Новой Гвинеи держали в закрытых помещениях, защищённых от солнца, два или три года, девушек из Торресова пролива держали вдали от света три месяца, как чувствительную фотоплёнку. Про камбоджийскую девочку, достигшую половой зрелости, говорили, что она «входит в тень». Рассказ Фрэзера о девочках из Новой Ирландии, которых держат в маленьких клетках в темноте, незабываем, как и семилетнее уединение восьмилетних девочек с Борнео, которых держат в маленькой келье в доме в течение семи лет. Результатом их заточения является то, что они задерживаются в росте, и когда они появляются на свет, их кожа бледная и как воск. При этом девочки рассматриваются как наделённые мощной силой, которая, если их не держать в рамках, может оказаться разрушительной как для них самих, так и для всех, с кем они вступают в контакт.
Интересно, имеется ли здесь связь со средиземноморской традицией в изобразительном искусстве, представляющей женщин, особенно жриц, бледнокожими, в отличие от мужчин?
_-_Heraklion_AM_-_01.jpg) |
Wall painting of cult procession from Knossos (Corridor of Procession). |
Мне думается, что такая связь вполне вероятна, особенно если учесть странную любовь крито-минойцев к тёмным полуподвальным помещениям (так называемым "люстральным бассейнам") в их жилищах.
 |
Самый ранний образец люстрального бассейна из квартала Му в Малии |
На Крите до вторжения греков-ахейцев существовало теократическое правление. Об экстатических культах на Крите, связанных с шаманизмом, не писал только ленивый. А я провёл параллель между "предменструальным синдромом" и "шаманской болезнью". В любом случае, для теократии нужны были очень сильные шаманки. Люстральные бассейны, при таком раскладе, можно интерпретировать как "инкубаторы" шаманок.