Везде, где говорится о матриархате, там упоминается род, клан, община.
`...Материнская клановая система была первоначальной формой социальной организации'. Рид, Э. Эволюция женщины. Pathfinder Press, NY. 1975 (xiii);
'...клановая система, основанная на материнском родстве, в которой женщины играли ведущую роль' (xiv);
'... для нас мать - это отдельная женщина, которая вынашивает ребёнка; она не становится матерью, пока не родит. Но в первобытном обществе материнство было социальной функцией женского пола; поэтому все женщины фактически или потенциально были "матерями" общины" (13);
'...материнский клан... был основан на коллективе женщин, которые были сёстрами друг для друга и матерями для всех детей общины...' (14).
Очевидно, на современном этапе цивилизационного развития матриархальные общества имеют место быть лишь там, где ещё живы традиции общинной жизни, где сохранились клановые структуры. Как правило, такие общества находятся на самой периферии государственных образований, где слаба (или вовсе отсутствует) власть чиновников. Хотя в до-государственную эпоху клан был универсальной формой человеческого общежития, и после образования государств цари ещё долго боролись с древними родами. Тут вспоминается борьба Ивана Грозного с родовитыми боярами.
Тот матриархат, который был, например, у крито-минойцев, нам теперь не восстановить, ибо всё течёт, всё меняется, ничто не остаётся на месте, и поэтому нельзя в одну и ту же реку войти дважды (Гераклит Эфесский).
Однако верно и то, что история человечества раскручивается по спирали, и на новых "витках" спирали, бывает, повторяются старые модели общества в ином оформлении. "Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Экклезиаст.1:10).
Исследование матриархата принципиально важно по двум параметрам: во-первых, в древности мы видим некий альтернативный путь общественного развития, который, увы, на стал "магистральным" в истории человечества; во-вторых, в будущем, если "магистральный" патриархальный путь заведёт человечество в тупик, оно может вспомнить про свой древний матриархальный путь и выйти из тупика.
Вполне возможно, что в будущем большие государства будут распадаться до тех пор, пока не наступит во всём мире некое подобие полисной жизни [1]. Вот в таких условиях, со слабой государственной властью, возможно возрождение древней клановой системы, если женщины структурируются вокруг какой-то сверхценности (современный феминизм не предлагает какой-либо сверхценности; очевидно, она должна явиться извне, как "откровение").
---------------------------------------------------------------------
[1] Кстати, маленький Сингапур как раз демонстрирует успешный пример такой жизни. Сингапур входит в пятёрку самых развитых стран в мире и также входит в десятку самых безопасных для жизни в мире. В Сингапуре один из самых низких рейтингов насилия и преступлений, - то, чего добиваются феминистки во всём мире.

Комментариев нет:
Отправить комментарий