15 августа 2025

Роды женские и «роды» мужские.

В отношении к детям у австралийских аборигенов существует диаметральная противоположность между женщинами и мужчинами.

"Райан сообщает о следующем правиле изоляции, существующем в племени Квинсленда (река Буллу): ни одна женщина не должна видеть рождённого ребёнка, кроме своего собственного, и никто, кроме матери ребёнка, не должен присутствовать при родах. Когда женщина знает, что у неё будет ребёнок, она уходит в место, которое выбрала для этой цели, и там разводит большой костёр, чтобы накопить достаточно пепла, чтобы очистить себя и ребёнка, когда он появится. После рождения ребёнка она возвращается в лагерь, и тогда его могут видеть все. Она не должна принимать никакой помощи или содействия от кого-либо..."

На ум сразу приходит словосочетание "мать-героиня"... 

В этом же племени существуют мужские «роды» – процесс инициации, через который мальчики «возрождаются». Мать рождает мальчика в плоти, а мужчины племени рождают его в духе. Причём, если женские роды – дело сугубо индивидуальное и интимное, то мужские «роды» – дело явно коллективное и публичное.

"«Роды» – когда речь идёт о мужчинах – это не просто одно из коллективных действий, совершаемых время от времени. Это самое коллективное, созидательное из всех видов деятельности – гораздо более сплочённое, чем охота.

Мужские «роды» требуют участия женщин, но только в негативном смысле, поскольку при изменении имени достигшего половой зрелости ребёнка и его «убийстве» перед перерождением, вклад матери признаётся лишь для того, чтобы быть сведённым на нет и вытесненным.

Этот процесс обычно включает в себя выхватывание испуганных мальчиков из рук матерей в женском лагере и последующее унесение их на священную землю, где их «проглотит Змея». Затем следуют такие процедуры, как разрезание плоти мальчика, помазание его тела «менструальной» кровью, помещение его в яму или другое огороженное пространство, символизирующее огромную утробу или женскую хижину, завязывание ему глаз и объявление, что Змея/Мать/Радуга проглотила его, и, наконец, выпускание его обратно, чтобы его увидели матери, теперь уже покрытого красной охрой и/или кровью и «возрождённого». Примером может служить ритуал инициации Карвади у народа Муринбата в Западной Австралии. Здесь практикуется раскрашивание тела кровью мальчиков, которые входят в символическую матку. Мужчины стоят перед мальчиками, держа сосуды с кровью, которая, как говорят, является «кровью Матери». Они обмазывают юношей «с головы до ног кровью: глаза, уши, ноздри, губы и нос – всё щедро покрыто...» В конце концов, мальчики выходят из этого испытания «возрождёнными». Говорят, что изначально этот ритуал проводила сама «Мать», пока мужчинам, к сожалению, не пришлось убить её и занять её место, используя искусственные копии её кровавого присутствия.

У аборигенов Ма:ра мальчики, проходящие инициацию, символически «поглощаются» в утробу предковой «Матери», называемой Мумуной. В конце церемонии посвящённые предстают перед своими матерями, которые видят, как они покрыты с головы до ног пастой из земли, крови и красной охры. Когда «покрытые кровью» мальчики сияют на солнце, руководители ритуала восклицают: «Посмотрите на цвет их тел: они испачканы внутренними жидкостями утробы Мумуны!»"

Крис Найт намекает на то, что, может быть, охра символизирует менструальную кровь. Потому что в древности люди считали, что если женщина перестаёт менструировать, значит кровь в её матке застывает, густеет, и из этого сгустка менструальной крови появляется младенец.

Вообще говоря, и менструация, и красный цвет охры несут очень разные, часто противоположные, взаимоисключающие смыслы. Например, у древних ариев Индии красный цвет — цвет смерти. Бог смерти Яма одет в красное, в красное обряжали приговорённого к смертной казни.

Tibetan Buddhist Cham Mask of Yamantaka (Lord of Death).

Но и кровь — красного цвета, а в крови — душа, по Библии. 

То же самое можно сказать и о менструации. Менструация – это «неправильно». Она «негативна», как сезон дождей или как сама смерть. Но – как и смерть – она является частью необходимого порядка вещей. Парадоксально, но женское проклятие может соприкасаться с женской святостью, если иметь в виду женское менструальное уединение.

Да, и после этого небольшого отступления, вновь возвращаясь к охре, Крис Найт цитирует французского историка Андре Леруа-Гурана, который комментирует одну поразительную особенность самой ранней общеевропейской традиции: «Использование охры особенно интенсивно: нередко можно обнаружить слой пола пещеры, пропитанный пурпурно-красным на глубину до восьми дюймов. Размер этих отложений охры поднимает проблему, которая пока не решена. Окраска настолько интенсивна, что практически вся рыхлая земля, по-видимому, состоит из охры. Можно представить, что ориньякцы регулярно раскрашивали свои тела в красный цвет, красили шкуры животных, покрывали оружие и посыпали землю вокруг своих жилищ, и что охра использовалась в декоративных целях во всех остальных аспектах их домашней жизни. Мы должны предположить не меньшее, если хотим объяснить настоящие залежи охры, на которых жили некоторые из них...". 

Жертвенный (?) бык в позе эмбриона из пещеры Альтамира (Испания). Верхний палеолит (Мадлен)

От мадленского быка из пещеры Альтамира не так далеко до крито-минойских быков с лабрисом-бабочкой-душой между рогами. Два в одном: смерть и жизнь.

"Погребальный ритуал у йолнгу [группа австралийских аборигенов] включает в себя окрашивание тела красной охрой. Говард Морфи объясняет символику этого: «красная охра, наносимая на тело во время погребальных церемоний, считается (или обозначает) менструальной кровью предков женского клана». Это и другие свидетельства показывают, как погребальный ритуал у йолнгу связан с менструацией и «возвращением в матку». Истечение «менструальной» крови и окраска тела в красный цвет помогают подчеркнуть эту мысль. Мы можем оценить, как всё это помогает смягчить удар смерти. Известно, что менструальное кровотечение — это лишь «временная смерть» — подобно смерти луны каждый месяц. Аналогично, если могила «наполнена кровью» — если человек находится внутриутробно, а не просто мёртв и лежит в земле — рождение или «возрождение» — неизбежный следующий этап", - заключает Крис Найт.

Да, но только как же с личностью? Дети никак не могут смягчить удар смерти. Потому что в детях всё другое. У детей либо нет личности, либо, если она появится, будет иная, не такая как моя...

Вот, из-за этой личности я никак не могу примириться с концепцией "возрождения". Я, как Плюшкин, всю жизнь собирал и копил знание, и жаль мне расставаться с этим багажом. Меня не прельщает "возрождение" в виде глупого карапуза...

Комментариев нет:

Отправить комментарий