03 сентября 2025

Матрилокальные поселения на Крите?

Возможно ли определить тип семьи на о. Крит до вторжения греков-ахейцев? Была она матрилокальная или патрилокальная? Учёные пытаются разобраться в этом вопросе на основании раскопок крито-минойских погребений. 

Уоррен [1] крайне скептически относится к использованию погребальных данных для демографических реконструкций, но когда дело доходит до интерпретации группы, совершившей погребения, он отмечает, что «факт коллективного захоронения предполагает… сплочённые, относительно эгалитарные или социально недифференцированные единицы, такие как клан или расширенная семья». 

Фрагмент гробницы, использовавшейся с раннеминойского периода, Арханес, Крит. Крайне маловероятно, что такая массивная гробница могла быть построена нуклеарной семьёй.

Здесь крайне важно учитывать планировку поселений на Крите и — шире — во всей Эгеиде. Ю. В. Андреев в своей монографии «Поселения эпохи бронзы на территории Греции и островов Эгеиды» (2013) выделял так называемые "инсулы" в квазигородских кварталах Бронзового века. Эти "инсулы", то есть общие дворы, объединяющие несколько соседних домов, могут указывать на то, что разные семьи всё ещё составляли одно домохозяйство. Ещё раньше (1983) Канта [2] обратил внимание на то, как в более поздние времена традиционные критские деревни были организованы в кварталы, где каждый квартал занимал клан или расширенная семья.

Plan of Quartier Mu, Malia. Иногда удаётся выделить отдельные жилые единицы внутри таких комплексов, но внутренние границы редко бывают чёткими и часто нечёткими.

Крит, будь то в прото-, нео- или постдворцовый период, изобилует жилыми комплексами площадью более нескольких сотен квадратных метров. Эти комплексы почти всегда представляют собой перестройку более ранних построек, подчёркивающих постоянство, которое трудно согласовать с нуклеарными семьями.

Дом А в Тилиссе.

План дома А в Тилиссе. 1 - основные помещения; 2 - световой люк; 3-5 - склады.


План виллы в Ниру Хани.


План блока N в Паликастро. 

Халстед и Уайтлоу независимо друг от друга считают 70 м² максимальным размером для простых домохозяйств, но многие минойские жилые комплексы имеют гораздо большую площадь.

План двух блокированных домов в Василиках, Крит


Хорошо известно, что многие минойские гробницы использовались более 1000 лет. Также вполне очевидно, что не только "дворцы" на Крите, но и особняки в сельской местности реконструировались много раз после землетрясений. Этот межпоколенческий аспект и постоянное повторное использование одного и того же здания трудно согласовать с обществом, состоящим из нуклеарных семей.

Перегрин [3], используя совокупность антропологических данных, утверждал, что матрилокальные общества имеют значительно более крупные жилища, чем патрилокальные. Перегрин основывал свою интерпретацию на более ранних работах Эмбер, которые посредством кросс-культурных антропологических сравнений показали, что общества с патрилокальным проживанием, как правило, имеют жилища, площадь которых обычно менее 60 м², в то время как матрилокальные общества, как правило, имеют жилища общей площадью более 100 м². Помимо размера, ещё одной статистически значимой характеристикой патрилинейных обществ считается война с ближайшими соседьми, тогда как для матрилинейных обществ характерны войны с далёкими врагами. Последнее объясняется очевидными причинами, поскольку мужчины для "гостевых браков" обычно прибывают из более близких районов, что приводит к региональной сплочённости. Третья особенность заключается в том, что патрилинейные общества часто являются земледельческими и/или скотоводческими, тогда как матрилинейные группы, как правило, связаны с садоводством и торговлей.

Что касется заморской торговли, Мэри Хелмс и Дивейл отметили, что матрилокальность и матрилинейность являются хорошими решениями в обществах, где мужчины, как правило, отсутствуют в течение длительных периодов времени. Здесь можно провести параллель с современным матриархальным обществом Минангкабау в Индонезии. Большие дома с многопоколенными семьями, и, как в сказке Пушкина о золотой рыбке, женщины посылают мужчин за добычей. В Индонезии ислам заставляет женщин сидеть по домам как "паучих", но на Крите ислама не было. В минойской иконографии мы видим изображения женщин в более публичных контекстах: занимающих видные пространственные позиции на уличных собраниях и процессиях, взаимодействующих друг с другом в разговоре или танце, и действующих в религиозных контекстах как должностные лица, участвующие в ритуалах жертвоприношений. Прежде всего, акцент делается на социальном, а не материнском аспекте, на общественном, а не на домашнем. 


В общем, сейчас пока невозможно доказать, что семья на Крите была матрилокальной. Требуются дополнительные исследования и сравнения крито-минойской застройки поселений с классическим древнегреческим типом домовладений. У греков, как мы знаем, был кондовый, "стопудовый" патриархат, и чем больше различий обнаружится, тем более будет косвенных свидетельств матриархата на Крите.

--------------------------------------------------------------------------

[1] Alexiou, S. & P.M. Warren, 2004. The Early Minoan Tombs of Lebena, Southern Crete (Studies in Mediterranean Archaeology, 30), Paul Aströms Förlag. Sävedalen. 

[2]  Kanta, A., 1983. “Minoan and Traditional Crete: Some Parallels between Two Cultures in the Same Environment”, in O. Krzyszkowska & L. Nixon (eds), Minoan Society. Proceedings of the Cambridge Colloquium, Bristol Classical Press, Bristol, 155-162.

[3] Peregrine, P.N. 2001, “Matrilocality, Corporate Strategy, and the Organization of Production in the Chacoan World”, American Antiquity, 66: 1, 36-46

Комментариев нет:

Отправить комментарий