25 августа 2025

Útiseta ("сидение") и менструальное табу.

В монографии Дженни Блейн "Девять миров магии сейда. Транс и неошаманизм в североевропейском язычестве" имеется любопытная главка, которая называется "Под плащом" (с. 94 сл.).

Как гласит история, тысячу лет назад исландцы находились в затруднительном положении. Некоторые из них были приверженцами старой религии, Heiðni — язычества, в то время как другие приняли новую религию христианства, и было внешнее давление, включая экономические санкции и угрозы людям, которые были заложниками за границей, склоняющие людей к новой религии. Перед Скалой Закона шли дебаты и споры. В XII веке Ари Торгильссон записал «обращение» в «Книге исландцев».

"… христиане и язычники заявили, что не будут жить по законам друг друга, и тогда <...> Торгейр лёг и завернулся в плащ, и пролежал весь день и всю ночь, не говоря ни слова. На следующее утро он сел и позвал людей к Скале Закона. Он обратился к ним, когда люди пришли, сказав, что это кажется ему безвыходным состоянием, что народ и земля не будут подчиняться одному закону; и он рассказал людям о многих вещах, которые они не должны допустить, и сказал, что такие волнения должны произойти, какие следовало ожидать, что между людьми возникнут такие сражения, что земля будет опустошена… ".

Его мудрое решение заключалось в том, чтобы люди и земля официально стали христианскими, но при этом должны быть сохранены некоторые языческие нормы права и чтобы религии людей, исповедуемые в их собственных домах, были их личным делом.

Торгейр говорил авторитетно и уверенно, и его метод «завернуться в плащ» считался действенным средством поиска знаний: и когда он появился, он говорил так, как будто он видел возможные варианты будущего. Кажется, что он принял форму útiseta — «сидеть в поисках мудрости». 

24 августа 2025

Почему критские "богини" со змеями?

Животные тоже впадают в состояние транса. Например, кошки "сходят с ума" от котовника (кошачья мята). Северные олени едят мухоморы. Дельфины выдавливают тетродотоксин из иглобрюхих рыб; в больших дозах этот токсин смертельно опасен, но в гомеопатических создаёт подобие лёгкого транса. В Австралии кенгуру-валлаби поедают стебли и цветы мака и попадают под воздействие природных опиатов. Обезболивающий и наркотический эффекты этих растений вызывают у животных состояние эйфории и дезориентации, из-за чего они начинают кружиться на месте. В процессе таких странных «танцев» валлаби постепенно создают круги на полях, пока не падают от изнеможения или не уходят, успокоившись. Фермеры регулярно сталкиваются с серьёзными потерями урожая из-за валлаби, которые не только вытаптывают растения, но и возвращаются за ними снова и снова (Источник).

А что насчёт змей? Говорят, что змеи "гипнотизируют" свои жертвы и сами входят в состояние транса от движений дудочки факира-заклинателя из стороны в сторону.

Интересно, а могут ли змеи "заражаться" экстазом от человека?

Ну, мне, как мужчине, доподлинно известно, что сексуальное возбуждение "заразительно" и передаётся от человека к человеку. Кажется, на этом феномене строились обвинения Григория Распутина: дамы чувствовали своего рода "благодать", проистекающую от него. 

Распутин и его поклонники (Санкт-Петербург, 1914 год).

Вот вопрос: может ли "благодать" передаваться от человека к животным и, в частности, к змеям? Если, например, человек находится в состоянии экстаза, и это состояние очень приятное, - может ли ядовитая змея, так сказать, "подхватить кайф", "прибалдеть" вблизи от этого человека и на время позабыть о своей ядовитой сущности?

Наглядно о Тёмных веках греческой истории.

Читая книгу Оливера Дикинсона "Эгеида от бронзового до железного веков. Преемственность и изменения между двенадцатым и восьмым веками до н. э.", я обратил внимание на "большие дома", в которых пировали дорийские вожди вместе со своими дружинниками.



Это план и реконструкция т. наз. "Героона" («Heroön», святилище, посвящённое культовому поклонению героям), выполненная по Лефканди. 

Оливер Дикинсон говорит, что изогнутые стены, как предполагается, могли быть предназначены для облегчения покрытия крыши соломой. Внутри помещения находились деревянные столбы, чтобы поддерживать стропила крыши. Внутренние стены были покрыты простой глиняной штукатуркой. 

Дома, в которых проживали дорийские вожди-"басилевсы", были поменьше, но структурно ничем не отличались от "Героона".

План и реконструкция Nichoria Unit IV–1

По-моему, это помещение больше похоже на сарай, чем на царский дворец.

23 августа 2025

Климатический offtopic.

С начала апреля и по конец августа над европейской частью России кружится огромный атмосферный вихрь. Из Средней Азии горячий воздух "засасывается" и идёт вдоль Уральского хребта в Заполярье. Там, на Севере, он остывает и делает поворот на запад, в сторону Кольского полуострова. Затем холодный арктический воздух с "высоких" полярных широт распространяется с севера на юг вдоль Скандинавского полуострова и с Балтики вторгается в Черноземье, где я живу. Продувая насквозь Восточно-Европейскую равнину, он смешивается с горячим воздухом азиатских пустынь и вновь уходит на Таймыр. Ситуация сложилась парадоксальная: в Заполярье, на Таймыре, теплее, чем в Черноземье. 

Прогноз погоды на понедельник, 25 августа 2025 года, 12.00 московского времени.

Лето 2025 года выдалось прохладное и дождливое, как в Финляндии, стране тысячи озёр. Трава в огороде выросла в рост человека и даже выше. (Земля унавоженная, поэтому лебеда и другие сорняки прут со страшной силой.) Картошки — навалом; ветви слив и яблонь ломятся от плодов... Вот такие пироги... 

Немного про индейцев-уичолей.

Все галлюциногены, в широком смысле, являются наркотиками, даже несмотря на то, что ни один из известных галлюциногенов не вызывает зависимости или наркотических эффектов.

Мексика, без сомнения, представляет собой область наиболее богатую на всей планете по разнообразию видов галлюциногенных растений и практик их использования коренными жителями, - феномен, который трудно понять, глядя на сравнительно скромное количество видов, составляющих флору этой страны. Без сомнения, самым важным священным галлюциногеном является кактус пейот. 

Для мексиканских индейцев племени Huichol мескалиновый кактус пейот — это  подарок людям от Богини Земли, который призван помочь людям мистически соединиться с ней.

Колдуны индейского племени Huichol используют священный кактус пейот для достижения ИСС. Колдун в центре вышитой картины изображён с голым черепом, так как он 'мертвец', и поэтому имеет возможность путешествовать в другие миры.

В Википедии говорится, что 
коренным народам становится всё труднее собирать своё священное растение (вследствие популяризации этого растения в книгах Карлоса Кастанеды и наплыва в Мексику охотников за пейотом), и им пришлось просить мексиканское правительство вмешаться, чтобы защитить мескалиновый кактус от наркоманов. Как написал Педро Медельин, глава правительства, в исследовании распространения пейота в священных районах уичолей: «Если пейот исчезнет, ​​исчезнет и вся их культура».

Подозрительные каннибалы.

"Атапуэрка (также Сьерра-де-Атапуэрка; исп. Sierra de Atapuerca) — пещерные стоянки древнего человека в горах Сьерра-де-Атапуэрка на севере Испании (провинция Бургос). Считаются древнейшими на территории Западной Европы. Находки убитых и съеденных человеческих останков с уровня TD6 на участке Гран-Долина (0,8—0,96 млн л. н.) являются самыми древними свидетельствами каннибализма у людей [1]. Анализ зубов и костей показал систематическое поедание сородичей, особенно детей, с явными следами разделки" (из Википедии). 


В статье от 24 июля 2025 года говорится, что "обнаружены новые свидетельства каннибализма среди древних людей возрастом 850 000 лет". "Недавно обнаруженный шейный позвонок ребёнка возрастом 850 000 лет на археологическом участке Гран-Долина в испанской Сьерра-де-Атапуэрка предоставил новые доказательства каннибализма среди ранних людей. Кость ребёнка в возрасте от двух до четырёх лет содержит чёткие следы порезов, которые исследователи интерпретируют как признаки преднамеренного обезглавливания. Позвонок имеет надрезы, сделанные целенаправленно в определённых анатомических точках, необходимых для отделения головы.

Деталь шейного позвонка ребёнка возрастом от 2 до 5 лет со следами порезов, свидетельствующими о каннибальских практиках. Автор: Maria D. Guillén / IPHES-CERCA 
Команда IPHES-CERCA, ведущая раскопки, убеждена, что эта находка является доказательством использования мяса представителями вида Homo antecessor, включая детей.

22 августа 2025

Матриархат и клановые структуры.

Везде, где говорится о матриархате, там упоминается род, клан, община.

`...Материнская клановая система была первоначальной формой социальной организации'. Рид, Э. Эволюция женщины. Pathfinder Press, NY. 1975 (xiii);

'...клановая система, основанная на материнском родстве, в которой женщины играли ведущую роль' (xiv);

'... для нас мать - это отдельная женщина, которая вынашивает ребёнка; она не становится матерью, пока не родит. Но в первобытном обществе материнство было социальной функцией женского пола; поэтому все женщины фактически или потенциально были "матерями" общины" (13);

'...материнский клан... был основан на коллективе женщин, которые были сёстрами друг для друга и матерями для всех детей общины...' (14).

Очевидно, на современном этапе цивилизационного развития матриархальные общества имеют место быть лишь там, где ещё живы традиции общинной жизни, где сохранились клановые структуры. Как правило, такие общества находятся на самой периферии государственных образований, где слаба (или вовсе отсутствует) власть чиновников. Хотя в до-государственную эпоху клан был универсальной формой человеческого общежития, и после образования государств цари ещё долго боролись с древними родами. Тут вспоминается борьба Ивана Грозного с родовитыми боярами.

Николай Неврев "Опричники"

Фейк?

Вот такая инфа встретилась мне в авторском блоге Швеи Кровавой:

"мумии женщин всегда находятся в более сильной стадии разложения, чем такие же мужчин. открыли, что это происходило из-за того, что мужские мумии бальзамировали намного быстрее. тела женщин держали дома с семьёй, пока они не начинали разлагаться, чтобы оградить от некрофилии в ритуальных домах мумифицирования".

По-моему, это фейк. 

Я конечно допускаю, что в Древнем Египте имели место быть случаи некрофилии. Но такое могло быть лишь тогда, когда к бальзамировщикам приносили труп молоденькой красивой девушки. Однако в тексте стоит слово "всегда". Неужели египтяне держали дома старух по нескольку дней, до явных признаков разложения, чтобы отбить у бальзамировщиков охоту к совокуплению со зловонными трупами? По-моему, на старческие трупы никакой некрофил не польстится.

Это похоже на слухи о "свальном грехе" у сектантов. Я сам слышал подобные россказни про баптистов, будто они на своих собраниях выключают свет и в темноте ловят друг друга: кто кого поймает, тот с тем и "спит". Если бы у баптистов в домах молитвы собирались одни сексапильные девушки, тогда ещё можно было бы поверить в это, но там молятся в основном немощные и больные бабки, "дышащие на ладан".

Если же говорить о древнеегипетской мумификации в общем, то я против раскрывания древних саркофагов. Я не вижу смысла в этом. Ну, а если всё-таки саркофаг вскрыли и мумию распеленали, - так будьте любезны, из уважения к праху покойного, снова запеленайте, как было, положите в саркофаг и закройте крышку. 

Единственная мумия, с которой учёные не посмели снять полотно, потому что нет ни одного человека или технологии во всём мире, которые могли бы вернуть её в прежнее состояние.

21 августа 2025

Немного про яблоко.

Обычно мы режем яблоко вдоль, по линии «меридиана», но если его разрезать поперёк, по линии «экватора», то можно увидеть древний символ - «пентаграмму», который находится внутри яблока и предстаёт перед нами в виде пятиконечной звезды с семечками внутри.


Пятиконечная звезда в сердцевине яблока символизирует знание. Как известно, зелёный змий в Эдемском саду предложил Еве отведать запретный плод от древа познания добра и зла. 


Пенелопа Шатл пишет: "Если вы женщина и широко раскинете руки и ноги, получится пятиконечная звезда. Мужчина, своей дополнительной внешней точкой, пенисом, в том же положении образует шестиконечную звезду, патриархальную звезду Давида. Таким образом, яблоко является символом женской природы".

Здесь приходит на ум Авалон (Ynys Afallon) - остров из легенд о короле Артуре, имеющий черты запредельного Острова блаженных. Название Авалон происходит, судя по всему, от валлийского aball, «яблоко», так что Авалон – это Яблочный остров, или Остров Яблок. Интересно, что Иномирье, каковым по сути является Авалон, отождествляется с источником знания женской природы.

Также представляет интерес сходство классического лабиринта с яблоком:


Очевидно, лабиринты являлись входами в Иной Мир и были связаны с обретением (тайного) знания.

Влияние египтян?

В Древнем Египте потолки гробниц окрашивались синим цветом.

Tomb Of Queen Nefertari, Wife of King Ramses ll, Valley of the kings,Luxor, Egypt

«Звёзды негибнущие» из гробницы Нефертари. (XIX дин.)

В Сети имеются упоминания об окрашивании крито-минойских гроб­ниц в голубой цвет. Как отмечает проф. Ю. В. Андреев, "голубая краска... (весьма) широко использовалась при оформлении погре­бальных соору­же­ний той эпохи. В этот цвет (цвет ясного Неба) были выкрашены потолки и полы ряда критских гробниц и... предметы из состава погребального инвентаря: курильницы, алтари-треножни­ки... сарко­фаги" и т.п...".

Возможно, здесь мы имеем дело с культурным влиянием Египта на Крит. По мнению Г. Чайлда, "это влияние явилось следствием иммиграции на Крит ... египтян ... спасавшихся от завоеваний Менеса (в додинасти­ческий период, ок. 3000 г. до н.э.)". Ему приписывается основание египетской государственности путём объединения Верхнего и Нижнего Египта. Скорее всего, легендарный Менес идентичен историческому Нармеру — фараону-основателю I династии Раннего царства Древнего Египта.

Изображение Нармера, бьющего врага, на палетке Нармера.

20 августа 2025

О духовном измерении менструального табу.

Пенелопа Шатл и Питер Редгроув в совместной монографии "The Wise Wound: Menstruation and Everywoman" пишут:

"Женщины иногда мечтают, чтобы мужчины могли почувствовать, что такое предменструальное напряжение. <...> Есть один способ, с помощью которого мужчины могут точно почувствовать, что такое предменструальное напряжение: это не спать несколько ночей. После этого любой мужчина, вероятно, испытает все симптомы ПМС. Было проведено множество важных экспериментов по депривации сна. Людям не давали спать, чтобы выяснить, что происходит. Одним из результатов этих экспериментов стало обнаружение того, что дело не в депривации сна как таковой, а в депривации сновидений. Добровольцев в этих экспериментах будили как раз в тот момент, когда их спящие глаза начинали двигаться характерным образом, называемым REM (быстрое движение глаз), что означает появление у спящего основного типа сновидений, так называемых "быстрых (или парадоксальных) снов". После одной-двух ночей таких прерываний состояние испытуемых ухудшалось: появлялись раздражительность, депрессия и летаргия – признаки ПМС. При продолжительной депривации сновидений возникали галлюцинации и лёгкие психотические эпизоды, похожие на параменструальные.

Сходство между ПМС и депривацией сновидений было впервые указано Эрнестом Хартманном в его работе «Биология сновидений». Он обнаружил, что предменструальные симптомы усиливаются, когда женщины не могут спать достаточно".

А теперь посмотрим на менструальные хижины в Индии и Непале.


Никаких "удобств". Тут не до сна, особенно в холодный осенне-зимний период. Кстати, время от времени в Непале отмечаются отравления угарным газом, так как женщины разводят костры в этих хижинах, чтобы согреться и уснуть (Источник).

Как видно, менструальное табу организовано так, чтобы у женщины возникли видения, которые в научном мире называются галлюцинациями. Ну, а видения никак не могут быть без изменённого состояния сознания. ИСС же, в свою очередь, «раскрывает» многие сверхъестественные способности, например, экстрасенсорное восприятие, способность видеть с закрытыми глазами события будущего, сокрытые от других людей. Вот она — "сила слабых", коренная основа матриархата. 

Антропологическое.

Единого, общепринятого научного определения того, что есть человек, на данный момент не существует (и это очень странно). Но вот одно из популярных научных определений:


"Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, сознанием и нравственными качествами".

Тут, конечно, есть с чем поспорить. Например, орудия труда производят мартышки-капуцины (Источник), но это не выделяет их среди других приматов. Ну да ладно, не будем придираться к мелочам; на самом деле, это хорошее определение человека.

Теперь возьмём череп какого-нибудь ископаемого гоминида — "человека умелого" (Homo habilis), "человека прямоходящего" (Homo erectus) или "человека рудольфского" (Homo rudolfensis) — и зададимся вопросом, чисто научным вопросом: а откуда нам известно, что этот "человек" обладал членораздельной речью, сознанием и нравственными качествами? 

Homo rudolfensis жил около двух миллионов лет назад. Останки были найдены в Кении — до сих пор не совсем ясно, какое место этот предок занимает в эволюции человека. Источник картинки.

19 августа 2025

К вопросу о "белой богине".

"Я пишу о ней как о Белой Богине, потому что белый — её основной цвет" (Роберт Грейвс). Да, но почему же именно белый?

Британский религиовед Джеймс Фрэзер отметил в своей «Золотой ветви», что  девушек из Новой Гвинеи держали в закрытых помещениях, защищённых от солнца, два или три года, девушек из Торресова пролива держали вдали от света три месяца, как чувствительную фотоплёнку. Про камбоджийскую девочку, достигшую половой зрелости, говорили, что она «входит в тень». Рассказ Фрэзера о девочках из Новой Ирландии, которых держат в маленьких клетках в темноте, незабываем, как и семилетнее уединение восьмилетних девочек с Борнео, которых держат в маленькой келье в доме в течение семи лет. Результатом их заточения является то, что они задерживаются в росте, и когда они появляются на свет, их кожа бледная и как воск. При этом девочки рассматриваются как наделённые мощной силой, которая, если их не держать в рамках, может оказаться разрушительной как для них самих, так и для всех, с кем они вступают в контакт.

Интересно, имеется ли здесь связь со средиземноморской традицией в изобразительном искусстве, представляющей женщин, особенно жриц, бледнокожими, в отличие от мужчин?

Wall painting of cult procession from Knossos (Corridor of Procession).

Мне думается, что такая связь вполне вероятна, особенно если учесть странную любовь крито-минойцев к тёмным полуподвальным помещениям (так называемым "люстральным бассейнам") в их жилищах.

Самый ранний образец люстрального бассейна из квартала Му в Малии

На Крите до вторжения греков-ахейцев существовало теократическое правление. Об экстатических культах на Крите, связанных с шаманизмом, не писал только ленивый. А я провёл параллель между "предменструальным синдромом" и "шаманской болезнью". В любом случае, для теократии нужны были очень сильные шаманки. Люстральные бассейны, при таком раскладе, можно интерпретировать как "инкубаторы" шаманок. 

Пасифая в каждой женщине?

Вот что пишут Пенелопа Шатл и Питер Редгроув в совместной монографии "The Wise Wound: Menstruation and Everywoman":  

"Существуют широко распространённые свидетельства роста сексуальности, связанного с параменструальным циклом.

Ранее предполагали, что главный пик сексуальности приходится на середину цикла, на овуляцию, как и следовало бы ожидать, если бы целью этого подъёма было оплодотворение яйцеклетки для зачатия потомства. Но затем обнаружили, что главный подъём приходится на параменструальный период или противоположный конец цикла, с усилением желания непосредственно перед, во время или сразу после кровотечения.

Юнг говорит о «сексуальном жаре, появляющемся во время менструации», и К. Д. Дейли делает это краеугольным камнем своей эволюционной теории, как и Мэри Джейн Шерфи. Мастерс и Джонсон обнаружили, что «многие женщины желают сексуальной активности во время менструации». Алекс Комфорт в одной из своих известных книг о любви «Радость секса» отмечает, что «разгар менструации может быть самым похотливым временем для девушки».

Кинси замечает: «Очевидно, что человеческая самка (human female) в ходе эволюции отдалилась от своих предков-млекопитающих и развила новые характеристики, которые сместили период максимального сексуального возбуждения ближе ко времени менструации», и приводит четырнадцать исследований, которые подтверждают его собственные кропотливо собранные данные. Кстати, Кинси отдельно подтверждает наблюдение Хэвлока Эллиса о том, что если женщина не мастурбирует в другое время своего цикла, она чаще всего делает это вблизи менструации".

*******************************************

18 августа 2025

Построено с верой в воскресение.

Это коридорная гробница на вершине холма Сифин в графстве Уиклоу, Ирландия, построенная около 3300 года до нашей эры.


Автор блога Old European Culture задаётся вопросом: почему все эти коридорные гробницы похожи на животы беременных женщин, а входы в коридорные гробницы похожи на вагины?

Боаз и Яхин?

"За этим входом, похожим на вульву, как и во всех других коридорных гробницах, находится длинный узкий проход (родовой канал), заканчивающийся большой камерой (маткой)...

Любой, кто входил в эту «коридорную гробницу», символически входил в чрево матери-земли...

Там, в полной темноте, в полной сенсорной изоляции, они (символически) умирали...

Чтобы (символически) возродиться, покинув внутреннюю камеру (матку), проползти через узкий проход (родовой канал) и протиснуться через узкий вход (вульву) на солнечный свет..." (Источник)

«Дано им жало в плоть».

Пенелопа Шатл и Питер Редгроув в совместной монографии "The Wise Wound: Menstruation and Everywoman", отметив, что менструации болезненны, затем перечисляют женские мучения: 

"Женщина чувствует себя ужасно. Если у неё есть «застойная» склонность, то она может испытывать тяжесть и боли в животе, и/или напряжение, сочетающееся с депрессией, раздражительностью и апатией: у неё могут возникнуть головные боли, боли в груди, боли в спине, угревая сыпь, астма, сенная лихорадка, истерические эпизоды или любая комбинация многочисленных симптомов, которые называются «предменструальным синдромом» (ПМС) или «предменструальным напряжением» (ПМН), включая то, что описывается как «желание найти облегчение в глупых и необдуманных действиях». Если у неё спазматическая разновидность, то могут быть спазмы острой коликообразной боли внизу живота во время менструации, которые каждые двадцать минут или около того снова обостряются после притупления. Они могут напоминать родовые схватки и стать настолько сильными, что могут вызвать обморок или рвоту. К параменструальному периоду относятся такие экстремальные состояния, как менструальный психоз, истерия, нимфомания, склонность к несчастным случаям, клептомания, насильственные преступления, самоубийства, восприимчивость к вирусным инфекциям всех видов, мигрень, эпилепсия, пищевые пристрастия, ломкость капилляров с образованием синяков, бессонница, анорексия, головокружение, запор, диарея, потеря концентрации, круги под глазами и пятна перед ними. Мус приводит список из пятидесяти таких симптомов".

Затем Пенелопа Шатл и Питер Редгроув говорят о бесполезности лечения ПМС и обращают внимание на слова гинеколога, научного исследователя Джули Крэбб, которая говорит: «... большинство гинекологов обычно рассматривают все менструальные трудности, физические и эмоциональные, как «психические конфигурации, плывущие под гинекологическим флагом».

17 августа 2025

Немного о преформизме.

В эпоху Просвещения одним из учений, объясняющих процесс происхождения человека, был преформизм - люди считали, что внутри сперматозоидов живут маленькие человечки.

На этом рисунке 1695 года - сперматозоид. Внутри сперматозоида сидит маленький человечек, который попадает в матку и начинает расти, пока не становится младенцем.

Согласно этой теории, в сперматозоидах уже заранее сидят маленькие человечки, и при благоприятных обстоятельствах они начинают расти. Причём мини-люди там уже полностью сформированы и им остаётся только постепенно увеличиваться в размерах.

Когда у учёных появилась возможность изучить сперматозоиды через микроскоп - идеи преформизма пришлось пересмотреть, так как никаких «маленьких копий человека» в сперматозоидах они конечно же не нашли. Однако при этом учёные остались на стороне андроцентризма: мужская клетка объявлялась главной, а женская рассматривалась простой оболочкой, принимающей сперматозоиды. И вот на этом этапе появилась мысль, что «папины клеточки» должны соревноваться: кто быстрее займёт удобный "спермоприёмник"?

«Врата ада» или «врата рая»?

Пенелопа Шатл цитирует стих из Песни Песней: «Живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино» («Песни песней Соломона», глава 7, стих 3). 

В англоязычной версии вместо "живота" — "пупок" (navel): "Thy navel is like a round goblet, which wanteth not liquor". 

Пенелопа Шатл задаётся вопросом - "Что это за пупок такой"? - и отвечает: "«Пупок» — это своего рода двусмысленность, поскольку он может указывать на «место, откуда ты родился», поскольку ты был прикреплён к нему там, внутри матки. На самом деле это слово означает «половые органы», «вульва» или «влагалище»".

И вот самое интересное: "Это еврейское слово также может означать границу или дверь между двумя мирами рождённого и нерождённого" [1].

Иными словами, «вульва» — вход в потусторонний мир!

А я-то думал: ну почему все мужчины стремятся к тому, чтобы "войти" в женщину? 

Jean-Léon Gérôme, 1824-1904. A young Nymph teased by Putti, 1851, oil on canvas, 40.6x30.5 cm. Private Collection

16 августа 2025

Археологи раскопали купчиху.

На северо-востоке Ирана группа археологов под руководством Али Вахдати обнаружила самое богатое захоронение на месте Тепе Чалоу, раскопав некрополь бронзового века. Известно, что захоронение принадлежит молодой женщине, не старше 18 лет. В общей сложности в могиле было обнаружено 34 артефакта. Среди них — булавки из слоновой кости, золотые кольца, золотые серьги, бронзовые изделия, каменные изделия из хлорита, лазурита, серпентина и известняка, а также керамические сосуды.

«Помимо обилия этих предметов, самым поразительным элементом является наличие нескольких печатей, захороненных вместе с ней, что является убедительным свидетельством её активной роли и социального положения в обществе бронзового века. В этом контексте печати символизируют право собственности и участие в торговых связях», — объясняет доктор Вахдати.

Учитывая юный возраст женщины, можно предположить, что богатый инвентарь в ее погребении обусловлен наследственным статусом. Хотя следует отметить, что женские захоронения в эту эпоху были более богатые, чем мужские, что, возможно, указывает на главенствующие роли женщин в цивилизации Большого Хорасана

Источник.

Большой Хорасан

Как видно, территория Большого Хорасана совпадает с территорией Маргианы.

Маргиана

А Маргиана, в свою очередь, имеет тесные культурные связи с Индо-Хараппской матриархальной цивилизацией. 

ГЛИНЯНЫЕ ФИГУРКИ - НАШЕЙНЫЕ АМУЛЕТЫ. Гонур-депе (южный Туркменистан). Конец III-первая половина II тыс. до н.э.

Немного юмора.

Принципиальная разница между патриархатом и матриархатом заключается в том, что в патриархальной семье решения принимает свекровь, а в матриархальной - тёща.🙂


«Краткость — сестра таланта»

«Депрессия — одно из самых распространённых состояний, известных человечеству... Во всех исследованиях депрессии было убедительно показано, что, хотя оба пола страдают от этого заболевания, женщины гораздо чаще подвержены эмоциональным расстройствам, особенно депрессии» (Джек Доминиан).

«Депрессия — это сокрытое знание» (Джон Лейард). 

С этих двух эпиграфов начинается книга Пенелопы Шаттл и Питера Редгроува "Мудрая рана".  

15 августа 2025

Роды женские и «роды» мужские.

В отношении к детям у австралийских аборигенов существует диаметральная противоположность между женщинами и мужчинами.

"Райан сообщает о следующем правиле изоляции, существующем в племени Квинсленда (река Буллу): ни одна женщина не должна видеть рождённого ребёнка, кроме своего собственного, и никто, кроме матери ребёнка, не должен присутствовать при родах. Когда женщина знает, что у неё будет ребёнок, она уходит в место, которое выбрала для этой цели, и там разводит большой костёр, чтобы накопить достаточно пепла, чтобы очистить себя и ребёнка, когда он появится. После рождения ребёнка она возвращается в лагерь, и тогда его могут видеть все. Она не должна принимать никакой помощи или содействия от кого-либо..."

На ум сразу приходит словосочетание "мать-героиня"... 

В этом же племени существуют мужские «роды» – процесс инициации, через который мальчики «возрождаются». Мать рождает мальчика в плоти, а мужчины племени рождают его в духе. Причём, если женские роды – дело сугубо индивидуальное и интимное, то мужские «роды» – дело явно коллективное и публичное.

"«Роды» – когда речь идёт о мужчинах – это не просто одно из коллективных действий, совершаемых время от времени. Это самое коллективное, созидательное из всех видов деятельности – гораздо более сплочённое, чем охота.

Мужские «роды» требуют участия женщин, но только в негативном смысле, поскольку при изменении имени достигшего половой зрелости ребёнка и его «убийстве» перед перерождением, вклад матери признаётся лишь для того, чтобы быть сведённым на нет и вытесненным.

Крис Найт о происхождении культуры.

Крис Найт в своей монографии "Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture" говорит, что культура была создана менструальной солидарностью. Типа, женщины намеренно мазались менструальной кровью, чтобы вызвать у мужчин отвращение к сексу и связанному с ним насилию. Таким образом они постепенно расширяли своё "пространство свободы", свою "субботу", которая, в конце концов, растянулась до половины месяца.

Ура, "Машка" пришла! И вместе с ней пришёл праздник. Слово "праздник" происходит от древнерусского "праздный", что означает "свободный от работы", "свободный". Менструирующие женщины танцуют. Наскальные рисунки Пилбары. Верховья реки Юл. Австралия.

Ритуально структурированный график работы и отдыха охотничьего сообщества ледникового периода. Жизнь нормативно чередуется с двухнедельным ритмом. Пока женщины отдыхают, мужчины в это время работают, ходят на охоту. Потом наступает двухнедельный отдых мужчин, а женщины работают, готовят для них мясо и ложатся под них, обслуживают их в сексуальном отношении.

Крис Найт, защищая свою концепцию, указывает на австралийских аборигенов. Дескать, в Австралии 40 000 лет назад водились очень крупные промысловые животные; гигантские сумчатые были относительно медлительными и уязвимыми для охотников-людей. Можно было легко "завалить" одного гигантского кенгуру и питаться мясом целый месяц. 

Хотя сам же Крис Найт противоречит себе, когда пишет:

14 августа 2025

Почему охотники избегают менструирующих женщин?

Крис Найт, говоря об охотниках традиционных обществ, обращает внимание на особую тщательность, с которой охотники избегают контактов с менструирующими женщинами. Марксистский антрополог Ален Тестар (Testart) перечисляет многочисленные общества, особенно из более северных широт, в которых считается, что охотники теряют всю свою удачу, если позволяют менструирующей женщине соприкоснуться, хотя бы случайно, с их охотничьим снаряжением. Особо осторожные охотники даже прячут свои лук и стрелы в потайном месте где-нибудь в лесу, за пределами деревни.

Табу такого рода долгое время не поддавались рациональному объяснению. Хотя предполагалось, что животные особенно чувствительны к женским запахам. В этом контексте Китахара (1982) утверждал, что табу, связанные с менструацией, можно объяснить тем, что «для охотников крайне важно, чтобы они могли приближаться к дичи, не будучи замеченными ею...». Однако, как было отмечено (Келли, 1986), эта теория едва ли объясняет, почему особенно строгие табу должны применяться на северо-западе Америки к ловцам лосося нутка, китобоям тареумитов или охотникам на тюленей тлингитов – лососи и тюлени в море никак не могут почувствовать запах женских менструальных выделений.

Есть и другие аномалии, о которых сообщает Крис Найт. В северо-западной Калифорнии, когда мужчины возвращались с охоты, мясо всегда заносили в дом, сняв доску в стене, а не через обычный вход, «из опасения, что менструирующая женщина могла пролить жидкость на порог дома».

Тут я сразу всё понял: домовой живёт под порогом

Менструация как инициация.

В заключительной главе второго издания «Золотой ветви» Фрэзер внёс свой вклад в рассмотрение менструаций как полубожественных «сил». Он обратил внимание на поразительную, по его мнению, межкультурную параллель между (а) ритуальным отношением к менструирующим девушкам и (б) отношением к божественным царям или царям-жрецам в древнем мире. Создавалось впечатление, что мужчины могли быть наделены космически могущественной ритуальной силой, только если их можно было представить себе как в каком-то смысле «менструирующих». Процессы инициации, посредством которых они обретали божественную силу, были поразительно похожи на ритуалы инициации мужчин в других частях света, а последние, в свою очередь, имели поразительное структурное сходство с ритуалами первой менструации молодых женщин, которые, будучи «отделёнными», считались уединёнными в «потустороннем мире», часто концептуализируемом как место высоко в ночном небе. Поэтому для таких менструирующих женщин находиться на солнце или прикасаться к «этой земле» было немыслимо, и часто предпринимались огромные усилия – иногда включая вознесение молодых девушек (как героиню «Рапунцель» братьев Гримм) в закрытые башни или уединённые хижины на сваях, "избушки на курьих ножках".

Микадо Японии, отмечал Фрэзер, «осквернял свою святость, если хотя бы раз касался земли ногой». За пределами дворца его носили на плечах мужчины; внутри он ходил по изысканно вытканным циновкам. Микадо также не разрешалось выставлять свою священную персону на открытый воздух, «и солнце считалось недостойным светить ему на голову». То же самое относилось и к верховному жрецу сапотеков в Мексике, который «считался богом, которого земля недостойна была вмещать, а солнце – освещать». Фрэзер перечисляет короля и королеву Таити, а также королей Досумы, Персии, Сиама и Уганды в качестве дополнительных примеров правителей, которых приходилось носить на руках почти всюду, чтобы они не касались земли. Его список будущих вождей или наследников трона, отстранённых от солнечного света, включает индейцев Гвианы, наследников тронов Боготы и Согамосо, а также будущего Инку Перу. «Примечательно, — продолжает Фрейзер, — что эти два правила — не касаться земли и не видеть солнца — соблюдаются девочками в период полового созревания во многих частях света либо по отдельности, либо совместно». Например, в некоторых частях Новой Гвинеи «дочерей вождей, когда им исполняется около двенадцати или тринадцати лет, держат в помещении в течение двух или трёх лет, никогда, ни под каким предлогом, не позволяя им спускаться из дома, а дом настолько затенён, что солнце не может на них светить».

У индейцев племени От-Даном с острова Борнео девушку помещали в камеру, которая «возвышалась на сваях над землёй и освещалась единственным маленьким окном, расположенным в уединённом месте, так что девушка находилась почти в полной темноте». Здесь её держали в уединении, иногда до семи лет, не позволяя видеть никого, кроме одной рабыни, назначенной ей прислуживать. У индейцев племени Нутка с острова Ванкувер девочек, достигших половой зрелости, помещали в каждом доме на своего рода галерею, где им не позволялось касаться земли или видеть огонь или солнечные лучи. «Общий эффект этих правил», — отмечает Фрэзер, перечислив ряд подобных обычаев, «состоит в том, чтобы держать девушку подвешенной, так сказать, между небом и землёй» (Цит. по: Chris Knight. Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture).

************************************************