14 августа 2025

Почему охотники избегают менструирующих женщин?

Крис Найт, говоря об охотниках традиционных обществ, обращает внимание на особую тщательность, с которой охотники избегают контактов с менструирующими женщинами. Марксистский антрополог Ален Тестар (Testart) перечисляет многочисленные общества, особенно из более северных широт, в которых считается, что охотники теряют всю свою удачу, если позволяют менструирующей женщине соприкоснуться, хотя бы случайно, с их охотничьим снаряжением. Особо осторожные охотники даже прячут свои лук и стрелы в потайном месте где-нибудь в лесу, за пределами деревни.

Табу такого рода долгое время не поддавались рациональному объяснению. Хотя предполагалось, что животные особенно чувствительны к женским запахам. В этом контексте Китахара (1982) утверждал, что табу, связанные с менструацией, можно объяснить тем, что «для охотников крайне важно, чтобы они могли приближаться к дичи, не будучи замеченными ею...». Однако, как было отмечено (Келли, 1986), эта теория едва ли объясняет, почему особенно строгие табу должны применяться на северо-западе Америки к ловцам лосося нутка, китобоям тареумитов или охотникам на тюленей тлингитов – лососи и тюлени в море никак не могут почувствовать запах женских менструальных выделений.

Есть и другие аномалии, о которых сообщает Крис Найт. В северо-западной Калифорнии, когда мужчины возвращались с охоты, мясо всегда заносили в дом, сняв доску в стене, а не через обычный вход, «из опасения, что менструирующая женщина могла пролить жидкость на порог дома».

Тут я сразу всё понял: домовой живёт под порогом

Домовой, или полтергейст — это дух, который, как поплавок, то "ныряет" в потусторонний мир, то "выныривает" оттуда в мир живых людей. В лесу имеется такой же дух — леший. Домовой и леший — своего рода братья, и, в принципе, что известно одному, то известно и другому. 

Крис Найт далее упоминает "Хозяйку животных" ('Mistress of Game Animals'), передаёт рассказы индейцев хопи о «Кровавой Деве, которая присматривает за животными» и убивает разгневавших её охотников, но он не проводит связь между менструальным табу и изменёнными состояниями сознания. 

Очевидно, охотники традиционных обществ чувствовали (может быть бессознательно и подсознательно) связь между менструирующими женщинами и той же "Хозяйкой животных".


Чтобы сделать мою мысль более понятной, я напомню о том, что, согласно народным представлениям, изложенным в повести "Вий" Н. В. Гоголя, нечистая сила слепа, и только Вий, своего рода "шаман" загробного мира, может видеть живых людей. Люди, в свою очередь, тоже слепы относительно потустороннего мира, и лишь некоторые из них, в особых состояниях, могут "контактировать" с духами.

Это уже стало лейтмотивом в моём блоге, я постоянно говорю об этом, что сенсорная депривация способствует достижению изменённых состояний сознания. А менструальное табу как раз и создаёт все условия для сенсорной депривации. Ранее здесь говорилось, что женщины индейского племени юрок самоизолировались до десяти дней (!!!) каждый месяц. По сути, они "уходили в монастырь", потому что их самоизоляция мало чем отличалась от пребывания в монашеской келье. В христианской аскетической литературе давно было подмечено, что дьявол предпочитает искушать монахов в большей степени, чем мирян, а среди монахов он часто нападает на самых ревностных, оставаясь обычно равнодушным к теплохладным и небрежным инокам. Значит, по идее, чем строже менструальное табу, тем больше вероятности того, что однажды менструирующая женщина сойдёт с обычного, мирского ума и обретёт изменённое состояние сознания, в котором у неё "откроются глаза" и она станет видеть то, что другие люди не видят. Её тоже увидят "извне", она станет доступной духам потустороннего мира, всем этим домовым, лешим, кикиморам. И, конечно, она может вступить в контакт с самой "Хозяйкой леса", которую в русских народных сказках называют Бабой Ягой. В таком случае, "Хозяйке" будет всё известно про мужа менструирующей женщины, поскольку, как говорится, "муж и жена — одна сатана". Тогда охотник может оказаться ни с чем, так как "Хозяйка" может разогнать всех животных с его охотничьей тропы.

В общем, это охотничье табу указывает на [потенциальную] связь менструирующих женщин с потусторонним миром. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий