27 июля 2025

Совоокая Афина.

"Согласно доэллинской версии, Афина родилась в Ливии на берегах озера Тритон. Оттуда она через Крит попала в Грецию", - говорит Хайде Гёттнер-Абендрот в своей монографии "The Goddess And Her Heros". 

Интересно, - подумал я. - Священной птицей Афины является сова.

Афинская серебряная монета, около 467 г. до н.э.
 
Греция использует тот же дизайн на своих монетах 1€, который использовался на монетах 2500 лет назад в Афинах. Традиция, однако...

Ордынцы - дети матриархата, амазонки - дети патриархата?

"Где мужчины нарушали гармонический принцип равновластия и стремились подчинить женщин, там появлялись отряды амазонок, состоявшие из бежавших от насилия женщин. Аналогичные события происходили и в матриархальные времена, когда из беженцев и изгнанников составлялись мужские союзы: ватаги, артели, отряды вольных казаков, мужские тайные общества", - говорит автор паблика Kurultai.

Да, скорее всего, именно так образовались арийские Männerbünden — ударные отряды евразийского патриархата. 

Статистика говорит, что подавляющее большинство убийств совершают мужчины; при этом чаще всего преступают закон лица мужского пола в возрасте от 20 до 29 лет (Источник). 

Тюрем и палачей в родовых обществах не имелось, поэтому преступников просто изгоняли из общин. Они собирались в банды и уже представляли реальную угрозу жителям деревень. 

В качестве наглядного примера можно привести фильм "Холодное лето 1953-го года". После смерти Сталина 5 марта и амнистии 27 марта СССР наводняют сотни тысяч освобождённых уголовников, в стране резко вырастает уровень преступности. Банда уголовников захватывает глухую деревню на русском Севере.


26 июля 2025

О матриархальном героизме.

В древнегреческой мифологии Артемида была одной из трёх богинь-девственниц , наряду с Афиной и Гестией. Обычно она находилась в лесу, окружённая целомудренной группой нимф. Всякий раз, когда она прибывала в город, полный несправедливых людей, она убивала их своими стреламиВ «Илиаде» и «Одиссее» для её описания используется почти шаблонный эпитет ἰοχέαιρα (iocheaira) – «стреляющая», часто переводимый как «любящая стрелы» или «осыпающая стрелами».

Artemis killing Acteon

Вообще для мужчин встреча с Богиней заканчивается, как правило, трагически. Аттис и Кибела, Думузи (Таммуз) и Инанна, Адонис и Афродита... Вот и Актеон, тоже, поплатился своей жизнью за встречу с Артемидой. Увидев её обнажённой в священном источнике, Актеон возбудился на её наготу и попытался овладеть ею. За такое святотатство Артемида довела его охотничьих псов до бешенства, и они в исступлении растерзали и съели Актеона, приняв его за оленя.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что греческое слово «heros» имеет матриархальный корень [1]. «Героический» относится к путешествию героя в Подземный мир, из которого он возрождается к новой жизни в духе.

Афродита до-олимпийская.

В образе Афродиты можно заметить черты до-олимпийской, до-греческой матриархальной Богини. 

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что в начале времён она появилась обнажённой из пены морской (хаоса) и танцевала или плавала по волнам на своей раковине.

Birth of Aphrodite statuette - from Magna Graecia, circa 4th C. BCE

Aphrodite from the Louvre. Approx. 400 BCE

Это похоже, с одной стороны, на жемчужину внутри раковины, и, с другой стороны, - на яйцо.  

На ум приходит образ догреческой, пеласгической Эвриномы, танцующей в одиночестве на морских волнах. "Вна­ча­ле Эври­но­ма, боги­ня все­го суще­го, вос­ста­ла обна­жённой из Хао­са и обна­ру­жи­ла, что ей не на что опе­реть­ся. Поэто­му она отде­ли­ла небо от моря и нача­ла свой оди­но­кий танец над его вол­на­ми...". 

"Превратившись в голубку, она [Афродита] парила над хаосом и снесла мировое яйцо, полную луну, из которой, когда она треснула, возникло всё сущее", - пишет далее Хайде Гёттнер-Абендот.

25 июля 2025

Salve Cybele.

 

Кибела

22-хвековая эллинистическая мраморная статуя богини-матери Кибелы, обнаруженная сидящей на троне в крепости Курул в провинции Орду на севере Анатолии.

Она терпеливо ждала более двух тысяч лет в забытом всеми святилище в заброшенной понтийской крепости на горном склоне на южном побережье Чёрного моря. Она знала: люди обязательно вернутся и поклонятся великой матери богов — Кибеле. Дождалась...

Источник.

Фигуративное искусство как тест на человечность.

Долгое время считалось, что первыми доисторическими художниками были кроманьонцы, которые заселили Европу около 45 тысяч лет назад. Но открытия последних лет, сделанные в Юго-Восточной Азии, показали, что самые древние образцы фигуративного искусства находятся в пещере Леанг Тедонгнге на юго-западе Сулавеси.

Изображение бородавчатой свиньи возрастом более 45,5 тысячи лет, найденное на юго-западе Сулавеси.

Но сколько бы археологи не искали свидетельств того, что неандертальцы, подобно сапиенсам, рисовали пещерных львов или шерстистых мамонтов, ничего убедительного они не нашли.

Ну, а раз неандертальцы не оставили после себя произведений фигуративного искусства (всякие спорные царапины и линии-"макароны" на стенах пещер - не в счёт), то, значит, они и не люди. Люди, как только появились на Земле, сразу же "отметились" своей живописью, которую ни с чем не спутаешь.

Для живописи необходимо воображение, чего как раз и нет у животных [1].

24 июля 2025

О женском выборе.

Пенелопа Шаттл сравнивает путешествие мужской спермы в женском влагалище с путешествием Одиссея, полным опасностей.

Одиссей между Сциллой и Харибдой.

"Сперматозоид должен сначала добраться до яйцеклетки, и когда он туда попадает, яйцеклетка должна его принять; а если он принят, то матка также должна принять оплодотворённую яйцеклетку для имплантации в свою стенку. Ни один из этих процессов отбора не является прерогативой мужчины. Если любовник женщины достаточно удовлетворяет её, то степень её реакции на него может повлиять на физиологические процессы в благоприятную сторону. Только в этом смысле можно говорить, что мужчина управляет своей спермой. Но он направляет свою сперму через океанографию течений и опасностей, совершая настоящее путешествие Одиссея, которым руководит женская природа, подобно тому, как Афина (корневое значение имени которой – «вульва» или «лоно» или «матка») руководила путешествиями Одиссея. Чтобы человек мог быть создан, сперма должна быть введена через переход в страну нерождённых. Расстояние, которое ей придётся преодолеть, чтобы достичь своего сокровища, яйцеклетки, будет составлять от пяти до двенадцати дюймов от влагалища до верхней части яйцевода, где обычно происходит оплодотворение. То, как будет пройдено это расстояние, будет зависеть от силы эякуляции мужчины, ярости его освобождения и целеустремлённости, а также от реакции женщины на это. Это зависит от её возбуждения, от того, насколько она вовлечена в эту и предыдущую сексуальность, от её оргазма, от сокращений её матки, от того, насколько глубоко матка "воспламеняется" во время оргазма, насколько активна шейка матки и от многих других факторов. Какой из миллионов сперматозоидов достигнет яйцеклетки, зависит от того, как женщина их воспримет, и от этого, следовательно, зависит и строение ребёнка, если таковое будет. Все эти факторы варьируются в зависимости от характера женщины – её всего характера, то есть её тела и разума".

Критика концепций Хайде Гёттнер-Абердрот.

Хайде Гёттнер-Абендрот в своей монографии The Goddess and Her Heros выступает против  «матриархальных религий». Вместо «матриархальной религии» она говорит о «матриархальной духовности».

Странно это, странно это... При всём моём уважении к "Язычнице" [1], здесь я нею не согласен. Культура без религии — это же как брачная ночь без невесты. Причём, здесь надо видеть "эпицентр" религии — мистику, которая намного древнее религии и составляет её гносеологическую подпочву. Я имею в виду изменённые состояния сознания и весь тот комплекс ритуалов и обрядов, целью которого является контакт с Потусторонним. Согласно одной из наиболее ёмких формулировок, определяющих сущность всякой живой религиозной традиции, «подлинной религиозной традицией является, в частности, такая, в которой устанавливается действительная связь с высшими  [сверхъестественными]  существами». Рудольф Отто, давший подобному опыту определение «нуминозность», рассматривает его как переживание некоей mysterium tremendum et fascinosum, как противостояние «Всецело Иному» — тому, что лежит вне границ обычного опыта и не поддаётся описанию с помощью обыденных категорий.

Но Хайде Гёттер-Абендрот считает, что «Всецело Иное» лежит в сфере влияния патриархата, и потому оно неприемлемо для матриархата. Она говорит, что "религии, какими мы их знаем, представляют собой догматические тенденции, институционализированные доминирующей группой, и, как таковые, являются патриархальными". И, если они патриархальные, давайте мы откажемся от них вовсе. Странная, однако, логика... Типа, не нужна нам религия, потому что в храмах священники-попы, потому что в Москве сидит православный патриарх, а в Риме — папа, а не мама!

23 июля 2025

"Ямники" на Ямале?

Кажется, арии (индоевропейцы-"ямники" (3300—2600 годы до н. э.)) добрались даже до Ямала. 

"Археологи из Югры сделали ценную находку на Ямале. Они раскопали украшения в могильнике состоятельных людей, живших около 5000 лет назад. Раскопки велись в Салехарде. Исследуя могильный комплекс, в котором более 15 захоронений, археологи нашли ценные вещи. Среди них древнейшие медные изделия и редкие украшения — трапециевидная подвеска и фрагменты медной пластины. Отмечается, что захоронения сделаны разными необычными способами: одних умерших завернули в бересту, других положили в лодку.

«Ямы глубиной до двух метров копали ступенями, как обратный зиккурат, стены укрепляли досками и красили охрой. Сверху делали деревянный настил, умерших тоже покрывали охрой. Над захоронением насыпали курган, на него ставили перевёрнутый сосуд. На некоторых сооружениях видны следы огня. Есть предположение, что их поджигали, прежде чем окончательно закопать», — сообщает пресс-служба властей Ямала (Источник).

Такие погребения не характерны для аборигенного населения Ямала. Могилы с уступами и заплечиками как раз характерны для носителей ямной культуры. 


Очередные размышлизмы о матриархате.

С одной стороны, некоторые учёные XIX века, среди которых выделялся Генри Мейн, утверждали, что патриархальная система власти была изначальной и универсальной системой социальной организации. С другой стороны, согласно Бахофену, матриархат был изначальной примордиальной стадией культуры, предшествовавшей патриархату. 

В настоящее время (2025 г.) многие учёные склоняются к позиции, что вместо всеобщего перехода от матриархата к патриархату человечество с самого начала было разделено на две географически различные колыбели, одна из которых благоприятствовала расцвету патриархата, а другая – матриархата, что эти системы сталкивались друг с другом и даже спорили друг с другом как разные общества, что в определённых местах они накладывались друг на друга и даже существовали бок о бок.

В данном контексте любопытно взглянуть на сводную геософскую карту А. Дугина, где весь мир поделён на преимущественно матриархальные ("логос Кибелы") и преимущественно патриархальные ("логос Аполлона") области.

Сводная геософская карта А. Дугина.

Острова Океании представляют особенно поразительное зрелище: на одном острове там доминируют матриархальные традиции, а рядом, на соседнем острове, царит патриархат.

22 июля 2025

Учёные опровергли гипотезу о том, что самцы приматов доминируют над самками.

Андрей Дуванов сообщает, что приматологи из французского Университета Монпелье обнаружили, что представление о доминировании самцов приматов над самками является мифом. Своё исследование учёные опубликовали в журнале PNAS.

Исследование заняло пять лет — за это время учёные проанализировали данные по 253 популяциям 121 вида приматов. Оказалось, что столкновения между самцами и самками приматов происходят гораздо чаще, чем считалось ранее. При этом, явное доминирование самцов (победа более чем в 90% столкновений между полами) было зафиксировано только в 17% популяций — среди них такие виды как бабуины и шимпанзе. Доминирование самок было зафиксировано в 13% популяций — включая лемуров и обезьян бонобо. В остальных 70% явного доминирования не наблюдалось — на вершине иерархии могли находиться как самцы, так и самки.

Как рассказала приматолог Элиза Хачард, применить эти данные по отношению к человеку затруднительно — между людьми и его ближайшими родственниками среди приматов есть слишком много различий. Однако, человек, по ее словам, скорее попадает в среднюю категорию, где не всегда получается зафиксировать явное доминирование одного вида. «Эти результаты хорошо согласуются с тем, что мы знаем об отношениях между мужчинами и женщинами среди охотников и собирателей, которые были более эгалитарными, чем в сельскохозяйственных обществах, возникших позднее в истории человечества», — заявила она (Источник).

************************************************

О погребениях арийских вождей.

Курганные погребения демонстрируют собственнический менталитет арийских вождей. Не только их любимые животные, а именно лошади, должны были следовать за вождями, когда они умирали, но также их жёны, иногда вместе с потомством, которое было ещё несовершеннолетним. Жена вождя платила эту цену смерти за свой высокий статус, поскольку без могучего мужчины она не имела никакой ценности. Этот процесс, который тривиально называется «убийством вдовы», на самом деле представляет собой человеческое жертвоприношение и хорошо задокументирован археологически: такие одновременные захоронения мужчины с одной или двумя женщинами (многожёнство) были найдены во многих богатых курганах. В качестве примеров можно привести одновременные захоронения мужчины и женщины (суворовская культура и баденская культура около Будапешта); одновременное захоронение мужчины с женщинами и детьми, которые были уложены в круг вокруг него (баденская культура, броночицкая культура, Южная Польша);

Курганное погребение с человеческими жертвоприношениями. В центре был похоронен старик, вокруг него были сгруппированы женщины и дети (Южная Польша)

одновременное захоронение мужчины с двумя женщинами и их маленькими детьми, вместе с двумя подростками и слугой (культура шаровидных амфор, Волынь).

Курганное погребение с человеческими жертвоприношениями. В центре можно увидеть нижнюю часть скелета старика, по бокам от него — две женщины, каждая с двумя детьми в возрасте от 1 до 8 лет, у его ног — двое подростков, мальчик 15 лет и девушка 17 лет, во внешней камере — молодой мужчина (Волынь, Украина).

Это продолжилось в царских гробницах скифов; помимо золотых сокровищ, там также были найдены скелеты лошадей и человеческие жертвоприношения царских жён и придворных слуг.

21 июля 2025

А. М. Золотарёв об индейском матриархате.

К сожалению, - говорит А. М. Золотарёв, - наши знания о социальной организации индейских племён Америки почти целиком базируются на сведениях XIX в., в особенности его второй половины. Говоря иначе, все они характеризуют индейскую культуру в состоянии упадка и деградации. Можно считать достоверным для всей Северной Америки, что появление европейцев вызвало бурные сдвиги в быте и социальном строе индейских племён и что до появления европейцев большинство североамериканских индейцев жило в условиях матрилинейного рода и дуально-родовой организации. Пятьсот-шестьсот лет тому назад многие из племён группы индейцев прерий вели осёдлый образ жизни, знали земледелие и гончарство. Охота на бизона играла огромную роль в их культуре, но не могла оторвать их от осёдло-земледельческого образа жизни. Только лошадь позволила индейцам превратиться в кочевых охотников за бизонами. Став коневодами, индейцы оставили осёдлую жизнь, землянки, гончарство, ткачество и превратились в кочевников, живущих в кожаных шатрах, употребляющих кожаные сосуды, одевающихся в кожи бизонов и питающихся их мясом [1]. Вместе с тем, резким превращениям подверглась их социальная организация. У многих из них (черноногие, гро-вантр, чейенны и др.) родовая организация развалилась, уступив место «бесформенной», «аморфной» структуре. Некоторые группы племени дакота до сих пор известны среди окружающих племён под названиями вроде «нарушители брачных правил», ибо они первые, очевидно, отказались от родовой экзогамии.

В наиболее интересной, полной и, быть может, архаической форме дуально-родовая организация сохранилась в Америке среди племени танайна, известного в старой русской литературе под имедем кенайцев. Танайна, живущие по берегам залива Кука (Южная Аляска), были описаны Ф. Врангелем, a затем Л. Загоскиным. Это осёдлое племя рыболовов и морских охотников строило деревни, состоявшие из больших домов — барабор, населённых сородичами. Каждая барабора вмещала обычно несколько родственных семей. Танайна делились на матрилинейные роды. Женщина пользовалась большим авторитетом. Она управляла распорядком жизни в бараборе, заведовала пищей, решала и устраивала брачные дела. Основой социальной организации танайна было деление на две матрилинейные экзогамные фратрии, разрушение которых произошло под влиянием русско-американской колонизации. (См. также: На краю света).

Странные формы экзогамии.

А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" говорит, что "... на большей части Соломоновых островов прибрежное население делится на матрилинейные роды <...> На острове Гвадалканаль всё население холмов делится на две матрилинейные экзогамные фратрии — Манулава (Орёл) и Харову (Сокол). Население острова Бука также организовано в две матрилинейные фратрии, имеющие своими тотемами петуха [1] и птицу фрегат. Фратрии экзогамны. Та же форма социальной организации распространена по всему острову Бугенвиль, с той только разницей, что здесь каждая фратрия распадается на ряд более мелких кланов, имеющих свои особые тотемы. Так как дети всегда принадлежат к фратрии и клану матери, отец может жениться на своей дочери, как родной, так и классификационнойСлучаи подобных браков, приносивших потомство, отмечены наблюдателями, заслуживающими доверия. Подобный брак, считающийся вполне законным и в северной части Бугенвиля, случается довольно часто; отмечен он также и в южной части того же острова".

Да, уж... Такого извращения экзогамии я не ожидал увидеть... Оказывается, "микроскопическая", "миллипизерная" экзогамия на семейном уровне (отец - одного клана, мать и дети - другого) превращается в свою противоположность, то есть в эндогамию. 

Ну а что тут удивляться? Если взглянуть на христианство, каких только удивительных, поразительных, шокирующих форм оно ни принимало за свою двухтысячелетнюю историю?! 

20 июля 2025

О происхождении человека.

"До тех пор пока человек продолжал повиноваться в своём поведении только двум основным инстинктам — инстинкту пола и инстинкту пищи, он ещё не был человеком. Важнейшим моментом в воспитании человеческого в человеке было подчинение его социальному началу, утверждение социальных норм поведения. Для этого прежде всего необходимо было обуздать половые инстинкты. Экзогамия и явилась уздой, наложенной обществом на индивида, первым средством воспитания человеческого в человеке. Первобытное стадо, разделившись на два экзогамных рода, воздвигло первую социальную преграду для половых влечений. Всё общество стало на защиту введённого социального  запрета; коллектив наложил цепь на индивида, вернее иа звериные начала в индивиде, и заставил его перестраивать своё поведение. Подчиняясь общественным установлениям, человек учился обуздывать свой индивидуализм и развивал в себе социальные чувства и представления. Он становился подлинным человеком", - пишет проф. А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" (с. 63). 

Советский учёный говорит, что подлинный человек лишь тот, кто подчиняется табу [1]. Табу — тот же закон. В старославянском языке слово «конъ» обозначало «граница, ограда». Таким образом, быть человеком значит жить "за оградой" или, точнее говоря, жить "внутри ограды", которая отделяет культурное пространство от окружающей дикой природы, ибо закон — это своего рода граница, устанавливающая рамки дозволенного [2].

В принципе, о том же говорит и Библия. Бог, создав человека, тут же дал ему табу: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». 

Промискуитет капут!

А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" (М., "Наука", 1964), касаясь вопроса о промискуитете в первобытном обществе, указывает на то, что "представителей первоначального состояния общества не сохранилось даже среди самых отсталых народов земного шара, и потому не может быть и речи о прямом наблюдении. Все сообщения о «промискуитете» у современных племён, фигурировавшие в компилятивных трудах конца XIX в. (например, у Летурно), при ближайшей проверке оказались основанными на неточных и не заслуживающих доверия сообщениях [1]. Несомненная заслуга Вестермарка состоит в том, что он собрал, критически рассмотрел и вполне обоснованно отверг все подобные рассказы. «Я перечислил все известные мне народы, которым приписывалось состояние
промискуитета, — пишет Вестермарк, — и полагаю, что трудно найти вторую подобную коллекцию неправдоподобных утверждений.
Некоторые из них оказались просто ошибочными интерпретациями теоретиков, отождествлявших с промискуитетом то половую свободу, частые разводы, полиандрию, групповой брак или
нечто в этом роде, то отсутствие брачной церемонии или понятия
„брак“ в современном смысле. Другие основаны нa неопределённых свидетельствах, могущих быть истолкованными как в ту, так
и в другую сторону, а иногда на заведомо ошибочной информации. Совершенно очевидно, что ни один из известных нам современных народов и в недавнее время не жил в состоянии промискуитета». После труда Вестермарка из литературы исчезли всякие ссылки на «племена с промискуитетом»." 

Я уже не раз высказывался против "гетеризма" Бахофена (см.: О "гетеризме" Бахофена, Доводы против первобытного промискуитета). 

Книга Вестермарка "The history of human marridge" была издана в Лондоне 100 лет назад, в 1925 году. Но до сих пор ещё, по крайней мере в России, продолжают, вслед за Бахофеном, отождествлять матриархат и материю [2]. Пишут о "разврате матриархата" [3], поскольку, согласно Бахофену, Земля воспринималась первобытными людьми в качестве праматери всего видимого творения, поскольку всё сущее появилось на свет из её тёмного чрева; система ценностей культуры матриархата соответствовала этому пассивному подчинению матери, природе и земле; следовательно, люди совокуплялись буквально как мухи.

Бляха-Муха

19 июля 2025

«Из говна конфетку не сделать!»

В СССР учёные высмеивали веру людей в то, что Бог сотворил мир за шесть дней. Типа, чудес не бывает, в чудеса мы не верим.

Ну хорошо, допустим, чудес не бывает. 

"Беспорядок, царивший в первобытном стаде, не мог существовать бесконечно. Развитие производительных сил рано или поздно должно было вызвать к жизни более правильную организацию общества, отвечавшую требованиям, выдвинутым новым уровнем производительности труда", - пишет профессор А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" (М., "Наука", 1964. С. 50).

Да как же при беспорядке возможно развитие производительных сил? Если я что-то сделаю своими руками, а сосед отнимет у меня, я больше не буду это делать. И если я что-то построю своими руками, а сосед придёт и сломает, то я не стану строить.  

На мой взгляд, развитие производительных сил при беспорядке сродни библейскому чуду о сотворении мира за шесть дней. В это можно только верить, а доказать это невозможно. 

Старообрядцы горного Вьетнама.

"Вьетнам — одна из немногих стран Азии, где до сих пор живы традиции матрилинейности и матрилокальности. В центральных нагорьях и горных провинциях живут народы Эде, Джа-рай, Чамы и Ко-хо, у которых в центре семейных отношений и культурных ритуалов — женская фигура.

Например, у народа Эде мужчина после свадьбы переезжает в дом жены, дети получают фамилию матери, а главой семьи является старшая женщина — обычно бабушка по материнской линии. У чамов и джа-рай младшая дочь наследует дом и землю, а женщины участвуют в религиозных обрядах и управляют семейными финансами. Этот своеобразный «внутрисемейный матриархат» контрастирует с конфуцианскими традициями, которых придерживается большинство вьетнамцев. Матрилинейные сообщества часто демонстрируют более высокий уровень гендерного равенства, однако и в них политическая власть и публичное представительство все чаще переходят к мужчинам, особенно в контакте с внешним миром.

Женские божества и связанные с ними духовные практики почитаются и вне упомянутых выше этнических групп. Культ Матери-Богини (Đạo Mẫu), включенный в список нематериального наследия ЮНЕСКО, объединяет религиозные традиции, в которых центральное место занимает женское божество — символ плодородия, защиты и силы. Вьетнамская культура в значительной степени сакрализует женское начало" (Источник). 

Hmong (Meo) women in wedding clothes. Vietnam (Tonkin)  Девочки хмонг (мео) в свадебных одеждах. Вьетнам (Тонкин).

Как первобытные люди научились считать?

Лингвисты Клэр Бауэрн (Claire Bowern) и Джейсон Зентц (Jason Zentz) из Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, сообщили в своём обзоре, опубликованном в 2012 году, что в 139 коренных австралийских языках самое большое число — это число «три», а для некоторых числительных — «четыре». Есть даже такая группа населения, как народ пираха, проживающий в бразильской Амазонии, который, как иногда утверждается, вообще не использует чисел. 

С другой стороны, мы имеем наглядный пример "Венеры Лоссельской" с тринадцатью насечками на бычьем роге.

Число 13 — явная отсылка к годовому лунному циклу. Но это также может быть и менструальный цикл, который совпадает с лунным циклом (28 дней х 13 = 364 дня). Левой рукой "венера" из Лосселя указывает на свою матку, как будто показывая, что она также несёт временную последовательность луны на небе в менструальном цикле своего тела. Довольно любопытно, что по-латыни "месяц" — mensis. Отсюда месячные = менструация (от лат. mēnsis — «месяц», mēnstruus — «ежемесячный»).

18 июля 2025

Варяги и славяне.

"Пришли к нам варяги - защищать [1] славян-земледельцев. И как их потомки проявляли себя в культуре и быту? Олицетворение славянства, это Либуша - собирательница трав и предсказательница-язычница. Матриархат, мужчины племени советуются с ней и её сёстрами по всем вопросам организации жизни. Муж Либуши, Пршемысл, носит лапти и пашет землю. Варяги, это воины, но и строители кораблей, совершавшие грабительские набеги. У нас были продолжатели дела викингов, это ушкуйники. Психология ушкуйников отражена в песне "Разин за борт бросает княжну" (Источник). 

------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Здесь более уместно слово "крышевать" земледельцев за мзду. Не защитники они, а мздоимцы. 

Полюдье — сбор дани с покорённого славянского племени варяжским князем и его дружиной.


Культура и государство: неконгруэнтные сущности.

Э.Д. Фролов, Е.В. Никитюк, А.В. Петров и А.Б. Шарнина в совместной работе "Альтернативные социальные сообщества в античном мире", после подробного описания Академии Платона, Ликея Аристотеля и Сада Эпикура в Афинах, говорят "о своеобразии античного мира, где высокий уровень культуры был достигнут без прямого участия государства, усилиями самого гражданского общества, и где, при отсутствии государственной поддержки высшего образования и фундаментальной науки, успехи в этих областях были обусловлены всецело усилиями и средствами частных лиц".

Древнегреческая философия сыграла ключевую роль в становлении и развитии мировой культуры. Она заложила основы критического мышления, логического рассуждения и этической рефлексии, которые продолжают определять интеллектуальные традиции нашей эпохи. Основные идеи античной философии воздействуют на литературу, политику, искусство и науку до сих пор. И это всё сформировалось без участия государства.

Интересно, что в античном Риме ничего подобного не сформировалось; скорее всего потому, что древние римляне были "помешаны" на государственном контроле всего и вся. 

17 июля 2025

Спартанские сисситии.

"Пережиточной формой мужских союзов были спартанские и критские столовые товарищества, которые на Крите так и назывались — «товариществами» или «мужскими домами». В Спарте устроение этих обязательных для всех граждан-мужчин совместных трапез традиция приписывала легендарному законодателю Ликургу, но правильнее думать, что древнейший законодатель (кем бы он ни был) лишь закрепил и упорядочил институт, который существовал с первобытных времён.

Древние авторы, подробно рассказывающие об этом «нововведении» Ликурга, указывают на его главную цель — поддержание равенства среди спартиатов, так сказать, на бытовом уровне: «Граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья, нарочито установленные для этих трапез» (Plut. Lyc., 10, 1). Содержались эти трапезы вскладчину: «Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы» (ibid., 12, 3). И умеренностью застолья, и благочинием поведения сотрапезников, и выдержанностью их бесед эти обеды служили целям гражданского воспитания, отчего на них нередко приглашали и детей: «За трапезами бывали и дети. Их приводили туда точно в школу здравого смысла, где они слушали разговоры о государственных делах, были свидетелями забав, достойных свободного человека, приучались шутить и смеяться без пошлого кривляния и встречать шутки без обиды» (ibid., 12, 6).

Спартанские сисситии объединяли группы граждан примерно по 15 человек (ibid., 12, 3). Посещение их спартиатами — от простых граждан до царей включительно — было обязательным вплоть до позднего эллинистического времени (ibid., 12, 4-5). Однако вступление в столовое товарищество не было автоматическим для любого достигшего совершеннолетия спартиата: «Рассказывают, что желавший стать участником трапезы, подвергался вот какому испытанию. Каждый из сотрапезников брал в руки кусок хлебного мякиша и, словно камешек для голосования, молча бросал в сосуд, который подносил, держа на голове, слуга. В знак одобрения комок просто опускали, а кто хотел выразить своё несогласие, тот предварительно сильно стискивал мякиш в кулаке. И если обнаруживали хотя бы один такой комок, соответствующий просверленному камешку, искателю в приёме отказывали, желая, чтобы все, сидящие за столом, находили удовольствие в обществе друг друга. Подобным образом отвергнутого называли «каддированным»— от слова «каддихос», обозначающего сосуд, в который бросали мякиш» (ibid., 12, 9-11). Надо думать, что такие неудачники, которым было отказано в приёме в основную ячейку гражданской корпорации, попадали а разряд «умалённых» — гипомейонов.

Из книги М. Мюррей "Бог ведьм".

"Идея разделения Потусторонней Силы на две части, одну добрую и одну злую, принадлежит развитой и сложной религии. В более примитивных культах божество само по себе является творцом всего, будь то добро или зло", - пишет Margaret Alice Murray в своей монографии "God Of The Witches".

Мне, конечно, совсем не нравится её "прогрессистский" подход в описании религии. От него дурно попахивает нацизмом и расизмом. Когда говорят о "примитивных" культах и "развитой" религии, подспудно имеется в виду разделение людей на "дикарей" и "культурных, высокообразованных" носителей сложной религии. А на самом деле всё совсем не так. В современном обществе дурак сидит на дураке, и дураком погоняет.

Однако, продолжим дальше цитировать Маргарет Мюррей:

"Монотеизм ранних религий ярко выражен: каждое небольшое поселение или группа поселений имели своё божество, мужское или женское, чья сила совпадала с силой его почитателей. Политеизм, по-видимому, возник со слиянием племён, каждое из которых имело своё собственное божество. Когда племя, чьё божество было мужским, объединялось с племенем, чьё божество было женским, союз народов символизировался в их религии браком их богов. Когда путём мирного проникновения новый бог вытеснял старого, он считался сыном своего предшественника. Но когда вторжение было воинственным, божество-победитель наделялось всеми благими качествами, в то время как бог побеждённых занимал более низкое положение и считался завоевателями источником зла, и, следовательно, часто вызывал больший страх, чем их собственное законное божество. В Древнем Египте падение с положения верховного бога до положения «дьявола» хорошо проиллюстрировано на примере бога Сета, который в ранние времена был таким же подателем блага, как Осирис, но позже был настолько ненавистен, что, за исключением города его особого культа, его имя и изображение были повсеместно уничтожены".

И далее М. Мюррей вспоминает, что от древних кельтов сохранились изображения их рогатого бога Цернунна.

Изображение Цернунна (Кернунна) на серебряном котле из Гундеструпа

16 июля 2025

О погребениях культуры ЛЛК.

Существует предположение, что женщины и дети культуры ЛЛК (LBK) имели более низкий статус по сравнению с мужчинами. Их предполагаемый более низкий статус основан на двух характеристиках погребальных свидетельств: во-первых, на том, что женщины и дети получают меньше погребального инвентаря, чем мужчины, и, во-вторых, на том, что их чаще хоронят на поселениях. 

Что касается погребального инвентаря, тут есть одна "заковыка". О погребальном инвентаре археологи судят на основании раскопанных артефактов. Понятное дело, что полированные каменные орудия, которые встречаются в 34% всех мужских погребениях и 5% женских, не гниют и не разлагаются. Эти орудия выделяются как «мужской» погребальный инвентарь, а легко идентифицируемого «женского» аналога погребального инвентаря не существует. Отсюда и "перекос" в сторону более высокого статуса мужских погребений.

Но мы же знаем, что прядение и ткачество испокон веков являлись женскими занятиями. Однако продукты ткачества, созданные из льняных и шерстяных нитей, быстро разлагаются в земле. То же происходит и со шкурами животных. 

Погребение 67/2 из Кляйнхадерсдорфа (Австрия; молодой мужчина). Обратите внимание на отполированное каменное тесло, расположенное за позвоночником этого человека.

«Стандартный» погребальный обряд LBK, в положении лёжа, ориентация восток-запад и с набором погребального инвентаря. Погребение 60 из Айтерхофен-Эдмюле (Бавария, Германия; взрослая женщина, 40–50 лет).

«Ex oriente lux».

Из всех греков-дорийцев, спартиаты сохранили древний арийский дух наиболее полным образом. Они презирали земледелие и ремёсла, а единственным делом, которым они занимались вовсю, было оружейное дело. Война доминировала во всех аспектах жизни спартанского государства. Спартиаты создали фалангу, своего рода боевую машину, состоящую из восьми рядов тяжеловооружённой пехоты (гоплитов). С её помощью они начали систематическую завоевательную кампанию против своих соседей на Пелопоннесе и в конечном итоге стали доминировать на всём полуострове, включая Арголиду и Мессению. Они продолжали войну, пока не завоевали всю материковую Грецию вплоть до Фессалийской равнины на севере. 

Серия спартанских войн спровоцировала новый исход. Многие микенцы, оставшиеся на восточном побережье Греции, предпочли не встречаться со спартанцами и бежали через Эгейское море к побережью Малой Азии и крупным островам перед ним. Греки, поселившиеся там, говорили на ионийском диалекте. В микенскую эпоху они уже переняли некоторые элементы минойской культуры. Это слияние дало грекам Малой Азии, «ионийцам», особый культурный отпечаток.

В ионийских торговых городах на побережье Малой Азии положение женщин было лучше, чем у афинских женщин в Аттике, поскольку элементы минойско-микенской традиции всё ещё оказывали влияние. Кроме того, взаимообмен с другими развитыми цивилизациями Западной Азии способствовал расцвету уникального интеллектуализма. Большинство великих философов и учёных того времени были выходцами из Ионии [1]. Богатые женщины высшего класса могли участвовать в образовании, посещая философские школы и даже сами становясь учёными. Все знаменитые гречанки древности были родом из ионийских городов на побережье Малой Азии и крупных островов у побережья; Это были женщины-писательницы и поэтессы, такие как Сафо, интеллектуалки, такие как Аспасия,

Аспасия (Аспазия; др.-греч. Ἀσπασία; ок. 470—400 до н. э.) — возлюбленная Перикла (490—429), политического деятеля древних Афин. Место рождения Милет.

и философы, такие как Феано, и, будучи жрицами, они по-прежнему руководили религиозными праздниками.

-----------------------------------------------------------------------------

[1] В очень интересной книге (Die Quellen der Philosophie sind weiblich, Aachen 2001, 2003) Ингрид Штраубе доказала, что ионийские философы (например, Фалес, Гесиод, Анаксимен) и более поздние классические философы (Сократ, Платон) опирались на матриархальную космогонию и философию.