20 июля 2025

О происхождении человека.

"До тех пор пока человек продолжал повиноваться в своём поведении только двум основным инстинктам — инстинкту пола и инстинкту пищи, он ещё не был человеком. Важнейшим моментом в воспитании человеческого в человеке было подчинение его социальному началу, утверждение социальных норм поведения. Для этого прежде всего необходимо было обуздать половые инстинкты. Экзогамия и явилась уздой, наложенной обществом на индивида, первым средством воспитания человеческого в человеке. Первобытное стадо, разделившись на два экзогамных рода, воздвигло первую социальную преграду для половых влечений. Всё общество стало на защиту введённого социального  запрета; коллектив наложил цепь на индивида, вернее иа звериные начала в индивиде, и заставил его перестраивать своё поведение. Подчиняясь общественным установлениям, человек учился обуздывать свой индивидуализм и развивал в себе социальные чувства и представления. Он становился подлинным человеком", - пишет проф. А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" (с. 63). 

Советский учёный говорит, что подлинный человек лишь тот, кто подчиняется табу [1]. Табу — тот же закон. В старославянском языке слово «конъ» обозначало «граница, ограда». Таким образом, быть человеком значит жить "за оградой" или, точнее говоря, жить "внутри ограды", которая отделяет культурное пространство от окружающей дикой природы, ибо закон — это своего рода граница, устанавливающая рамки дозволенного [2].

В принципе, о том же говорит и Библия. Бог, создав человека, тут же дал ему табу: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». 

Может быть, именно потому русские староверы назвали царя Петра Первого "Антихристом", что он жил по принципу "что хочу, то ворочу". Если про Христа прокуратор Понтий Пилат сказал "се, Человек", то про Антихриста можно сказать "се, нелюдь".

А. М. Золотарёв, конечно, не разъясняет "технические детали" того, как вдруг стадо превратилось в общество. А это как раз то, что я ищу. Мне понятно, что общество наложило цепь на звериные начала в индивиде, но как же возникло само общество?

"Каждый из двух первоначальных родов, на которые разделилось стадо, стал «замирённой средой», т. е. коллективом, внутри которого были уничтожены браки, возникло чувство обязательной взаимопомощи и представления о родстве", - говорит А. М. Золотарёв.

Говорить легко. Но я не представляю, как внушить "первому парню на деревне", что все деревенские девки — его сёстры, и с ними "низзя".


 "Можно" только с девками из соседней деревни.

Тот же Золотарёв замечает, что «инцест», «кровосмешение» для первобытного человека не биологическое, а чисто моральное понятие. Молодёжи с раннего детства внушается представление о нерушимости брачных запретов и о страшных наказаниях, которых ждут нарушителя. У матрилинейных племён восточной Австралии экзогамные правила почти никогда не нарушаются. Аборигены не помнят таких случаев, но если это происходит, то, по их словам, мужчину убивают, а женщину бьют и колят копьями почти до смерти. Иногда ограничиваются более лёгким наказанием — мужчине пробивают ногу копьём, а женщину избивают палками, и если только виновные упорствуют и дальше и не прерывают связь, их убивают. В редких случаях мужчина оказывается достаточно сильным, чтобы отбить нападение, но даже если он спас свою и её жизнь, - оба они обречены на жалкое существование изгоев, не смеющих приблизиться к лагерю и влачащих свою жизнь в зарослях буша.

Значит, вполне возможно, первобытное общество буквально вышибало дрекольем [3] зверя из человека. Тем более любопытно пристально взглянуть на это общество. Оно состояло из мужчин или женщин? Или поставим вопрос точнее: "ядро" этого общество было мужским или женским?

Мне кажется, что "моральным большинством" первобытного общества были женщины, и выбивание (или вышибание) звериного начала происходило прямо с детства.

Павел Ковалевский. "Порка". 1880.
------------------------------------------------------------------

[1] Это значит, что неандертальца нельзя назвать человеком. Прежде чем назвать его человеком, надо ещё доказать, что он соблюдал табу.

[2] Так, с неожиданной стороны, открылась суть неолитических ограждений-рондел, смысл их сооружения.

[3] Дреколье — это собирательное название дубин, палок, кольев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий