Хайде Гёттнер-Абендрот в своей монографии The Goddess and Her Heros выступает против «матриархальных религий». Вместо «матриархальной религии» она говорит о «матриархальной духовности».
Странно это, странно это... При всём моём уважении к "Язычнице" [1], здесь я нею не согласен. Культура без религии — это же как брачная ночь без невесты. Причём, здесь надо видеть "эпицентр" религии — мистику, которая намного древнее религии и составляет её гносеологическую подпочву. Я имею в виду изменённые состояния сознания и весь тот комплекс ритуалов и обрядов, целью которого является контакт с Потусторонним. Согласно одной из наиболее ёмких формулировок, определяющих сущность всякой живой религиозной традиции, «подлинной религиозной традицией является, в частности, такая, в которой устанавливается действительная связь с высшими [сверхъестественными] существами». Рудольф Отто, давший подобному опыту определение «нуминозность», рассматривает его как переживание некоей mysterium tremendum et fascinosum, как противостояние «Всецело Иному» — тому, что лежит вне границ обычного опыта и не поддаётся описанию с помощью обыденных категорий.
Но Хайде Гёттер-Абендрот считает, что «Всецело Иное» лежит в сфере влияния патриархата, и потому оно неприемлемо для матриархата. Она говорит, что "религии, какими мы их знаем, представляют собой догматические тенденции, институционализированные доминирующей группой, и, как таковые, являются патриархальными". И, если они патриархальные, давайте мы откажемся от них вовсе. Странная, однако, логика... Типа, не нужна нам религия, потому что в храмах священники-попы, потому что в Москве сидит православный патриарх, а в Риме — папа, а не мама!
"Матриархальное отношение к Богине и миру совершенно иное, основанное на универсальном, но конкретном представлении о Богине. Она – весь Космос или вся Земля, а не вне и за пределами мира в абстрактном Нигде. Таким образом, не нужно «верить» в неё, основываясь на неправдоподобных догмах, поскольку Космос и Земля вездесущи – на суше и в море, в стихиях, на планетах, во всех живых существах, в каждом человеке. Таким образом, поклонение Богине – это свободное художественное выражение, которое прославляет, индивидуально или коллективно, саму творческую жизненную силу", - пишет Хайде Гёттнер-Абендрот.
И это как раз то самое отождествление Богини с материей, против которого я выступаю на страницах своего блога. По сути, Хайде Гёттнер вторит Иоганну Бахофену, который говорил о женском теллуризме [2], противопоставляя его мужскому уранизму. Тем самым она льёт воду на мельницу современных противников матриархата, которые считают, что матриархат ведёт к материализму, механицизму и сатанизму.
Подозрительно выглядит и пассаж о том, что "матриархальные культуры были озабочены поклонением всем восстанавливающим и культуротворческим силам богини-женщины (all the regenerative and culture-creating powers of the goddess-woman), варьирующимся от телесных до духовных/интеллектуальных: почитались её многообразие и всеобъемлющесть, в которые мужчина был включён как часть целого".
Что это за "богиня-женщина" такая? Что это за культ поклонения богине-женщине? Уж не хочет ли Хайде Гёттнер-Абендрот сказать, что каждая женщина является богиней по факту наличия, мягко выражаясь, вульвы? Чтобы не было кривотолков, хотелось бы узнать, когда и при каких обстоятельствах происходит превращение "гусеницы" в "бабочку", то есть как и с помощью чего девчонки, обыкновенные засранки [3], превращаются в богинь. А то создаётся впечатление, что все они — богини от рождения.
Между прочим, в христианстве, которое является религией, процесс преображения и обожения человека описан как путь подражания Иисусу Христу и святым (ап. Павел: "умоляю вас, братия, подражайте мне как я Христу"). Не выплёскивает ли Хайде Гёттнер-Абендрот ребёнка вместе с водой, отказываясь от религии и заменяя её расплывчатой "духовностью"?
---------------------------------------------------------
[1] Имя Heide означает "язычница".
[2] От латинского «tellus» — «земля».
[3] "Бесил дурной запах: стала известна причина жестокой расправы школьниц над пожилым мужчиной в Хабаровском крае" (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий