26 июля 2025

О матриархальном героизме.

В древнегреческой мифологии Артемида была одной из трёх богинь-девственниц , наряду с Афиной и Гестией. Обычно она находилась в лесу, окружённая целомудренной группой нимф. Всякий раз, когда она прибывала в город, полный несправедливых людей, она убивала их своими стреламиВ «Илиаде» и «Одиссее» для её описания используется почти шаблонный эпитет ἰοχέαιρα (iocheaira) – «стреляющая», часто переводимый как «любящая стрелы» или «осыпающая стрелами».

Artemis killing Acteon

Вообще для мужчин встреча с Богиней заканчивается, как правило, трагически. Аттис и Кибела, Думузи (Таммуз) и Инанна, Адонис и Афродита... Вот и Актеон, тоже, поплатился своей жизнью за встречу с Артемидой. Увидев её обнажённой в священном источнике, Актеон возбудился на её наготу и попытался овладеть ею. За такое святотатство Артемида довела его охотничьих псов до бешенства, и они в исступлении растерзали и съели Актеона, приняв его за оленя.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что греческое слово «heros» имеет матриархальный корень [1]. «Героический» относится к путешествию героя в Подземный мир, из которого он возрождается к новой жизни в духе.

Любопытно под этим углом зрения взглянуть на крито-минойские таврокатапсии, которые, очевидно, имеют связь с позднейшим древнегреческим мифом о Минотавре. Я полагаю, что место, где проводились эти самые таврокатапсии, было местом проявления массового героизма. А недоумок Тесей взял и вставил "перо" под лопатку Минотавра.

Тесей убивает Минотавра на чернофигурной вазе.

И после этого матриархальный героизм закончился...

Я думаю, что таврокатапсии были как-то связаны с мужчинами-"страдальцами" из матриархальной мифологии. Возможно, они являлись одним из обрядов посвящений. Мы, конечно, не знаем основополагающего мифа, но суть этих опасных игрищ близка к феномену средневековой куртуазной любви.

Напомню, что в XII веке в Окситании рыцарь выбирал себе замужнюю Прекрасную Даму и превозносил её не только как идеал красоты, но и как воплощение морального совершенства, что позволяло ему видеть в любимой ангельское существо и совершенствовать себя, чтобы быть достойным такого объекта любви. Через некоторое время он был обязан предстать перед ней как преданный слуга, вверяющий ей своё сердце и свою душу. При этом рыцарь клялся исполнить любое желание Дамы. Дама подвергала рыцаря ряду испытаний, которые тот должен был последовательно выполнить.

Вот, "сальто-мортале" через быка может быть вписано в контекст подобных испытаний. 

Судя по средневековым романам (пародией на которые явилась книга Мигеля де Сервантеса про Дон Кихота), страсть, доведённая до высшей точки, приводдила трубадура к страданиям, "страстям", которые, в свою очередь, ставили "адепта" на узкую грань между жизнью и смертью. Здесь мы видим параллель, с одной стороны, с растерзанием "избранника духов" в шаманизме, а, с другой стороны, с мучениями Актеона, Аттиса, Адониса и других "избранников" Богини. 

********************************************

P.S. Дионис, конечно, тоже относится к матриархальным героям. Юный герой в облике козла был растерзан менадами Богини. Однако по милости своей бабушки, Реи, после смерти он был «собран заново» в Подземном мире, где, как говорят, Персефона тайно воспитывала его. 

В этой истории Диониса легко угадываются шаманские мотивы. 

--------------------------------------------------------------------------------------

[1] Есть версия, что «герой» — производное от имени Геры. По утверждению грамматика Сервия (IV в. н. э.), слово «Гера» (видимо, на языке пеласгов) означает «земля», а «герои» — «дети земли».

Комментариев нет:

Отправить комментарий