Долгое время считалось, что первыми доисторическими художниками были кроманьонцы, которые заселили Европу около 45 тысяч лет назад. Но открытия последних лет, сделанные в Юго-Восточной Азии, показали, что самые древние образцы фигуративного искусства находятся в пещере Леанг Тедонгнге на юго-западе Сулавеси.
![]() |
Изображение бородавчатой свиньи возрастом более 45,5 тысячи лет, найденное на юго-западе Сулавеси. |
Но сколько бы археологи не искали свидетельств того, что неандертальцы, подобно сапиенсам, рисовали пещерных львов или шерстистых мамонтов, ничего убедительного они не нашли.
Ну, а раз неандертальцы не оставили после себя произведений фигуративного искусства (всякие спорные царапины и линии-"макароны" на стенах пещер - не в счёт), то, значит, они и не люди. Люди, как только появились на Земле, сразу же "отметились" своей живописью, которую ни с чем не спутаешь.
Для живописи необходимо воображение, чего как раз и нет у животных [1].
Вот эти "макароны" на стене пещеры Ла-Рош-Котар называют неандертальскими "гравюрами".
![]() |
Пример неандертальских гравюр из пещеры Ла-Рош-Котар. Jean-Claude Marquet et al. / PLoS ONE, 2023 |
На что специалист по палеолитическому искусству Владислав Житенев из МГУ заметил: «Проведение пальцами по стенам в подземных полостях — явление регулярное. И мне приходилось наблюдать это, например, в начале 2000-х годов в Каповой пещере, когда задумавшиеся люди, без особого пиетета относящиеся к памятникам археологии, водили пальцами по стенам (вдали от рисунков, конечно), оставляя линии. А через почти пару десятков лет эти следы пытались некоторые деятели изучать и представлять как свидетельства палеолитических изобразительных практик» (Источник).
К тому же, как оказалось, после неандертальцев в пещере Ла-Рош-Котар могли побывать кроманьонцы и "наследить" там [1].
Вообще, удивительна та настойчивость, с которой некоторые учёные стараются "притянуть за уши" неандертальцев и других приматов к роду человеческому.
Зачем это делается? Наверно, чтобы доказать, что культура у животных "отрастает" сама по себе, как шерсть на теле. Говорят даже о «живописи» шимпанзе. В их картинах обнаруживают в известной степени владение композицией, правила симметрии, находят тематическое разнообразие и даже стилистические особенности (ритмика, противопоставление и соединение элементов) — то, что является первоосновой абстрактной живописи (Vancatova M. The ape picture making activity // Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы / Ред. М.Л. Бутовская. М., 1999. С. 306–321).
При известном усилии, можно "натянуть сову на глобус" и доказать наличие религиозности у животных. Г. П. Удалова в статье "Предпосылки возникновения жертвоприношения как формы социального поведения" пишет об утренней «молитве» павианов. Перед началом сильной бури или во время жестоких порывов ветра самцы шимпанзе исполняют удивительный танец дождя: они встают на задние ноги, раскачиваются из стороны в сторону, обрывают ветки деревьев и бегают по склону. Наблюдавшая такое поведение, Джейн Гудолл предполагала, что у шимпанзе эти элементарные проявления могли ритуализироваться в некое подобие анимистической религии, что они могли поклоняться водопадам, ливням, льющимся с неба, грому и молнии — богам стихий (Goodall J. The chimpanzees of Gambe: Patterns of behavior. Cambridge, 1986). Приводя рассказ Д. Даррела о волчьем вое на луну [2], Г. П. Удалова восклицает: "Чем не экстаз шаманства!"
Интересно, до какой же степени дойдёт отождествление людей и животных? Потому что чёткой определённой границы между человеком и приматом современная антропология не проводит, да и кажется вовсе не заботится о проведении такой границы. С другой стороны, также не существует границ между приматами и миром животных.
Сейчас в СМИ много пишут о "расчеловечении" (напр., Угроза глобального расчеловечивания - главный вызов, стоящий перед миром), но при этом ищут виновников "расчеловечения" совсем не там. А оно, "расчеловечение", начинается с определения Википедии: "Homo (от лат. homō «человек») — род человекообразных обезьян (семейство Hominidae), произошедший от рода Australopithecus и включающий в себя только один существующий вид, Homo sapiens (современные люди), а также ряд вымерших видов (совместно называемых архаичными людьми), классифицируемых либо как предковые, либо как близкородственные современным людям; к ним относятся Homo erectus и Homo neanderthalensis" (Источник).
Приняв это определение, вы сразу опускаетесь до уровня троглодитов. Вы не можете требовать культурного поведения от гоминид. Вы даже не можете возражать против каннибализма, потому что каннибалами были неандертальцы, а неандертальцы — тоже люди.
---------------------------------------------------------------------
[1] Хотя, согласно исследованиям, опубликованным в журнале Science в 2023 году, у животных есть воображение, аналогичное способности людей. Учёные выяснили, что животные способны создавать образы в своём воображении и думать о местах и событиях, которых нет в текущей реальности. Например, крысы могли представить себе, что они направляются в конкретное место или несут предмет туда, даже если в реальности это не происходило.
Если крысы имеют воображение, то, значит, они имеют образное, абстрактное мышление, и, следовательно, они ничем не отличаются от людей. Тогда я не понимаю, почему в каждом магазине "Садовод" продаётся отрава от мышей и крыс и почему люди, без всяких угрызений совести, травят своих "братев по разуму"? Почему все магазины и рынки набиты колбасой и мясом разумных существ (я имею в виду свиней и коров; уж если крысы - разумные существа, то тем более - коровы)? Это какое-то раздвоение сознания, форменная шизофрения: говорят о разумных животных, и при этом убивают и пожирают их.
[2] В свете находок из французского грота Мандрен примерно в 600 километрах от Ла-Рош-Котар. Там археологи в прошлом году обнаружили сапиентный зуб и отличную от неандертальской каменную индустрию возрастом от 51,7 до 56,8 тысячи лет. То есть люди современного типа могли добраться до пещеры Ла-Рош-Котар и оставить там после себя эти "макароны" на стенах.
[3] «В лунные ночи, особенно когда подмораживало, мелькают контуры скользящих из тени в тень волков. Вдруг они все сливаются вместе, и волки, закинув голову, издают дикий жалобный вой, который отдаётся между стволами. Сверкают выхваченные луной глаза, шире и шире раскрываются глотки, по мере того как волки, всё более возбуждаясь, с растущим воодушевлением предаются пению» (Даррелл Д. Рози — моя родня. Филе из палтуса. Только звери. Ковчег на острове. М., 2008.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий