06 сентября 2025

Хозяка тайги Холой.

Рудольф Итс в своей монографии "Шёпот Земли и молчание Неба" (1990) даёт описание кетского идола, которого сами кеты называют "дось". 

"Дось представлял собой тонкий столб, вкопанный в землю, с верхушкой, стёсанной топором как остроконечная голова, с нанесёнными на правый и левый скосы глазами и с обозначенными носом и ртом. Ниже с двух сторон столба шли семь затёсов — семь рёбер. Дось нередко был в рост человека".

Баба Вера Дорожкина, старая кетская женщина, объясняла советским этнографам: "Они [доси] обыкновенно [в]тыкаются возле матки своей — Холой. Холой — хозяйка тайги...  Они, бедные, голые, зимами мёрзнут, трутся круг матки своей, а так-то стерегут её".

Холой, по представлениям кетов, хозяйка тайги.

Рудольф Итс решил найти этих истуканов, и вот как он описывает свой поход на берег Енисея:

"Храмы сна" на Мальте.

Клаудиа Сагона предполагает связь мегалитических гробниц на Мальте с шаманскими практиками. С одной стороны, там были найдены каменные статуэтки лежащих на боку женщин, что позволяет нам рассматривать подземные помещения как своего рода инкубационные камеры, "храмы сна".


С другой стороны, стены храмов были украшены барельефами с изображением закрученной спирали и других подобных символов.

Распространённые галлюцинаторные узоры, наблюдаемые в состоянии транса. Узоры из мальтийского контекста: (1) пятна на мегалите Мнайдра; (2) украшение на чаше Тарксиен ; (3) спирали, украшающие потолок комнаты 20 в комплексе Хал ; (4) радиальный узор на неглубокой миске, найденной в гробнице Надура; (5) крышка с дизайном «спина к спине» из Хал Сафлиени; (6–10) центральные категории шаблонов в рамке, составленные на основе этнографических исследований состояний транса и современных экспериментов с галлюциногенными веществами. Соответствующие рисунки, найденные на Мальте: (11) нарисованные спирали и пятна на потолке в комнате 18 подземного комплекса Хал Сафлиени; (12) геометрические узоры из горшка Kordin III; (13) спирали, идущие друг за другом, и точечный рельеф из Таршиена; (14) крышка из Хал Сафлиени с рисунком «солнечный взрыв»; (15) декор в виде «кометы» на горшке из Джгантии.

Клаудиа Сагона говорит, что повторяющиеся узоры в древней иконографии могли быть вдохновлены изменёнными состояниями сознания, которые испытывали люди, находившиеся в храмах сна.

"Божедомки" на Мальте?

Клаудиа Сагона в своей монографии "Археология Мальты: от неолита до римского периода" косвенно подтверждает возможность того, что мегалитические комплексы на Мальте "могли использоваться в качестве жилищ, возможно, для религиозной или другой иерархии, людей, проходящих через обряды перехода, или членов общества, которые были изолированы от общего сообщества по другим культурным причинам". Во всяком случае, "Рубен Грима и Марио Вассалло едва не идентифицируют монументальные здания как жилые дома:

Как красноречиво свидетельствует Скорба, многие из этих монументальных сооружений были построены в местах, которые уже использовались жителями в течение нескольких столетий, в первую очередь для целей поселения. Выбор места, таким образом, по-видимому, был продиктован соображениями, которые являются главными в любом сельскохозяйственном поселении, а именно близостью к земле, пригодной для сельского хозяйства, и надёжным источником пресной воды. Неудивительно, что внутри и вокруг памятников находились многочисленные точильные камни, как стационарные, так и переносные, для помола зерна. Керамика могла служить подношением в храме, но в свете изношенных приспособлений для приготовления пищи, трапеза (ритуальная или нет) также могла быть частью повседневной жизни тех, кто проживал вокруг этих памятников. Так или иначе, в мегалитических сооружениях обнаружено достаточно доказательств останков животных и рыбы; но были ли это отходы от потребления пищи или остатки жертвоприношений, научно не определено. В других контекстах наличие очагов, пряслиц, шлифовальных камней, каменных орудий и большого количества керамики можно было бы принять за признаки домашней жизни, лднако в контексте мегалитических сооружений функция таких находок обычно рассматривается как священная".

05 сентября 2025

Offtopic про "Искусственный Интеллект".

Решил я проверить так называемый "Искусственный Интеллект" (ИИ) на интеллект. Сочинил предложение, вполне понятное любому носителю русского языка, и предложил перевести его на английский язык.

"Вчера он уёбся на работе, напиздякался бормотухи в забегаловке, по дороге ёбнулся, расхуярил себе нос, и пришёл домой на бровях". 

Google Переводчик выдал следующее: "Yesterday he fucked up at work, got drunk on moonshine at a diner, fucked up on the way, smashed his nose and came home with eyebrows".

ИИ перевёл "уёбся" и "ёбнулся" одним словом fucked up, а это не правильно, потому что смыслы здесь разные. "Уёбся" надо было переводить got exhausted или was crocked, ну а "ёбнулся" переведено в общем верно. 

ИИ перевёл "бормотуху" как moonshine, то есть самогон, но всем известно, что бормотуха – это некачественный, дешёвый и креплёный (15-22% спирта) плодово-ягодный или виноградный напиток, который изготавливается из дешёвого виноматериала, сахара, спирта, воды и красителей.


Ну и наконец ИИ вообще не понял смысла фразы "пришёл домой на бровях". Это значит, что "он пришёл домой в сильном алкогольном опьянении, едва держась на ногах". Came home with eyebrows значит, что он "пришёл домой с бровями", типа как с друзьями. 

Учитель поставил бы студенту "троечку" за такой перевод.

Первое поселение на Мальте.

Клаудиа Сагона в своей монографии "Археология Мальты: от неолита до римского периода" говорит, что "Мальтийские острова, по-видимому, оставались практически изолированными до 5200 г. до н. э." И далее пишет: "На месте поселения Скорба были обнаружены отдельные отложения, относящиеся к раннему неолитическому периоду <...> Углеродные даты из Скорбы показывают, что люди прочно обосновались здесь к 5000 г. до н. э. <...> Из построенных на открытом воздухе жилищ наиболее чёткие раскопанные свидетельства в основном ограничиваются одной частично сохранившейся структурой в Скорбе <...> Примечательно, что жилище находилось примерно в 35 м от облицованной щебнем стены, шириной от 60 до 80 см, покоящаяся на коренной породе (любая стратиграфическая связь между домом и стеной была разорвана более поздними мегалитическими сооружениями [1]). Эта прочная стена, вероятно, функционировала скорее как граница, чем как оборонительное сооружение в фазе Гар Далам <...> Сохранившийся сегмент стены — длиной 11 м, обнаруженный в ходе раскопок — был практически прямым <...> Обоснование такой пограничной стены может исходить из местных обычаев, которые отделяли места проживания от естественной среды. Например, на юге Италии и Сицилии либо возводились стены, либо выкапывались значительные рвы, окружавшие дома, сгруппированные в комплексы размером от 1 до 28 га".

Вот что странно: только приплыли люди на практически необитаемый остров, и почти сразу же занялись возведением стены вокруг своего поселения. Интересно, от кого защищались те "робинзоны", если кроме них на острове никого не было? Вопрос, конечно, риторический... 

К вопросу о рвах вокруг неолитических поселений.

В русских деревнях XIX века во время эпидемии или эпизоотии в качестве превентивной меры проводили обряд «опахивания». При очередной эпизоотии в 1888 г. «Екатеринбургская неделя» сообщала, что после «опахивания» в селе Исаево (Деево) Оренбургского уезда «богомольные старухи оставались в совершенном убеждении, что холера или коровья смерть, наткнувшись на эту черту, никак не посмеет войти в селение».



Я подумал: что-то в этом есть! Канава от сохи, конечно, не идёт ни в какое сравнение с неолитическими ронделами, но «опахивания» вокруг русских деревень могли быть поздними пережитками более масштабных древних рвов. Может быть, основная идея сооружения рондел заключалась в том, чтобы провести магический круг воруг деревни в качестве защиты от нечистой силы? Типа как в повести Н. В. Гоголя "Вий" Хома Брут рисовал мелом круг на полу часовни, когда он там по ночам отпевал ведьму.


Рвы вокруг неолитического поселения Беловодье культуры Винча.

04 сентября 2025

Анахита и Иштар.

«Древнеперсидская версия имени Ан-Ахита, которая в среднеперсидском языке звучит как Анахид, в современном персидском языке переводится как «неосквернённая» (SSDB: 203-04). То есть «нетронутая мужчинами», девственная, честная (от слова "честь"), чистая.

Отсюда понятна связь Анахиты с чистой родниковой водой, которая имеет целительный аспект. 

Её храмы располагались рядом с источниками или же источники были интегрированы в храмовый комплекс. В Сараине, провинция Ардебиль, в храме Анахиты были раскопаны девять горячих источников с гидротерапевтическими свойствами, в том числе некоторые, предназначенные только для женщин.


"Женщины занимали очень высокое положение в Эламе, и одной из религиозных особенностей Элама была роль женщин, которым поклонялись все. Эта святость и чистота женщин позволяла им оказывать влияние и принимать активное участие во всех аспектах жизни" (WA: 234.)

Здесь тоже в общем всё понятно: женщинам поклонялись в древнем Эламе ровно в той степени, в какой они отражали собой святость и чистоту Анахиты. Поэтому хотя мы и не знаем, но предполагаем существование конгрегаций девственниц при храмах Анахиты в Эламе.

03 сентября 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (19)

Автор сего блога неоднократно упоминал пещеру Скалория в итальянской провинции Манфредония, касательно темы людоедства в неолитической Европе.

Как известно, археологи откопали там человеческие кости со следами насечек от обсидиановых ножей.

Один из задокументированных примеров следов от насечек в траншее 10. Раскопки Марии Гимбутас, 1979.

Первоначально эти насечки интерпретировались как следы каннибализма, однако затем, по мере накопления и анализа материала, от этой гипотезы пришлось отказаться. На поверку оказалось, что в пещере Скалория производились посмертные манипуляции с телами покойников, смысл которых ускользает от современных археологов.

Из статьи "Взгляд на мир из Скалории", написанной коллективом авторов, -ERNESTINE S. ELSTER - EUGENIA ISETTI - IVANO RELLINI - JOHN ROBB -MARIANNE TAFURI - ANTONELLA TRAVERSO, - выходит, что в пещере производились вторичные захоронения частей скелета. И вот самое главное: "Детальное тафономическое исследование этих останков показывает, что это не захоронения в строгом смысле слова, а разрозненные останки, разбросанные по поверхности. Некоторые из них произошли от целых скелетов, в то время как другие, длинные кости и/или черепа, могли быть результатом переотложения. Все недавние датировки сходятся в узком диапазоне 5500–5200 гг. до н.э." 

Интересно, что захоронение в Херксхайме датируется периодом с 5300 до 4950 гг. до н.э.

Раскопки захоронения в траншее около Херксхайма.

Матрилокальные поселения на Крите?

Возможно ли определить тип семьи на о. Крит до вторжения греков-ахейцев? Была она матрилокальная или патрилокальная? Учёные пытаются разобраться в этом вопросе на основании раскопок крито-минойских погребений. 

Уоррен [1] крайне скептически относится к использованию погребальных данных для демографических реконструкций, но когда дело доходит до интерпретации группы, совершившей погребения, он отмечает, что «факт коллективного захоронения предполагает… сплочённые, относительно эгалитарные или социально недифференцированные единицы, такие как клан или расширенная семья». 

Фрагмент гробницы, использовавшейся с раннеминойского периода, Арханес, Крит. Крайне маловероятно, что такая массивная гробница могла быть построена нуклеарной семьёй.

Здесь крайне важно учитывать планировку поселений на Крите и — шире — во всей Эгеиде. Ю. В. Андреев в своей монографии «Поселения эпохи бронзы на территории Греции и островов Эгеиды» (2013) выделял так называемые "инсулы" в квазигородских кварталах Бронзового века. Эти "инсулы", то есть общие дворы, объединяющие несколько соседних домов, могут указывать на то, что разные семьи всё ещё составляли одно домохозяйство. Ещё раньше (1983) Канта [2] обратил внимание на то, как в более поздние времена традиционные критские деревни были организованы в кварталы, где каждый квартал занимал клан или расширенная семья.

Plan of Quartier Mu, Malia. Иногда удаётся выделить отдельные жилые единицы внутри таких комплексов, но внутренние границы редко бывают чёткими и часто нечёткими.

31 августа 2025

«Глазастая» богиня Олега Корытко.

Прочитав книгу Олега Корытко "Homo religiosus: на путях поиска истины" до стр. 98, я понял, что, несмотря на отдельные "косяки", в целом книга "кошерная". Мне понравилось его описание "глазастой" богини. Я решил "скопипастить" его, с собственными комментариями.

"Ещё одно замечательное напоминание о культе богини-матери часто встречает нас у входа в мегалитические усыпальницы. Это изображение «глазастой» богини, которая рисуется с двумя круглыми глазами, сходящимися бровями и клювом хищной птицы (см. рис. 17) [1].

Рис. 17. "Глазастая богиня". Фото автора.

Ниже иногда можно увидеть груди и лоно богини в виде закрученной спирали, принимающее умерших и рождающее их к новой жизни. Весьма часто это изображение упрощается до Т-образного вида".

Это очень интересно. Потому что это объясняет недавнюю находку возле дольмена из кургана 39 могильника Клады на Западном Кавказе.

Дольмен из кургана 39 могильника Клады.

О книге "Homo religiosus: на путях поиска истины" протоиерея Олега Корытко.

Протоиерей Олег Корытко в своей монографии "Homo religiosus: на путях поиска истины" пишет: "В результате раскопок [на территории древнего Иерихона] были обнаружены статуэтки бородатого мужчины, женщины и ребёнка, что даёт основание предположить существование веры в триаду богов."

И далее: "Главным божеством [Чатал-Хююка] была богиня, представленная в трёх ипостасях: молодой матери, старой женщины (нередко в сопровождении грифа) и весьма примитивного, с точки зрения исполнения, хтонического существа из подземного мира".

Артефакты — ерунда, главное — интерпретация. И протоиерей интерпретирует в православном духе, подгоняя факты к концепции Троицы, которая представляет единого Бога в трёх Лицах (Ипостасях). Надо сказать, что покойный о. Александр Мень в своей «Истории религии» не занимался "притягиванием за уши" двусмысленных фактов к заранее известной историософской концепции. Я тоже не интерпретирую палеолитических "венер" исключительно как образы Богини, которой поклонялись первобытные люди. Вполне возможны иные толкования этих многочисленных статуэток, и я рассматриваю все варианты, даже самые экзотические. Но, видно, такой "либерализм" недопустим в лекциях студентам духовных семинарий (автор говорит, что его книга родилась из курса лекций, читаемых им в Сретенской духовной семинарии по предмету «История религий»).

Далее протоиерей Олег Корытко касается шаманизма и, указывая на его распрострастранение по всему земному шару, верно замечает, что в первобытном мире "именно шаманизм был доминирующей, а в некоторых случаях и единственной религией". Однако затем протоиерей, говоря о космологических представлениях в шаманизме, среди множества языческих космогоний выбирает одну, наиболее похожую на православную.

"Мир, безусловно, имеет некое начало. Характерным в этом отношении является миф алтайцев о сотворении мира Ульгенем [1]. Однако при этом утверждается, что Вселенная испытала на себе воздействие «конкурента» Ульгеня — Эрлика [2] — бога подземного царства, который сначала помогал в сотворении мира, а затем стал вредить Ульгеню. Данный космогонический миф принадлежит алтайским народностям. У других народов представления о происхождении мира более размытые. Тем не менее приведённый пример обнаруживает характерные для шаманизма представления о возникновении и устройстве Вселенной.

30 августа 2025

О разделении людей по признаку пола.

Шуньята — центральное понятие всего махаянского буддизма, обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности» и «самобытия» у явлений; отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их взаимозависимости, обусловленности и относительности: то, что возникло сложением факторов и со стечением обстоятельств, пусто (шунья).

Интересно, что шуньята — наиболее трудное понятие буддизма — отождествляется с Богиней. Философия Богини-Пустоты в буддизме напоминает индуистскую трактовку Чёрной Кали, которая мыслится как трансцендентный Абсолют, находящийся за пределами человеческого понимания. Индусские почитатели Богини, воплотившей своё абсолютное начало в образе Чёрной Кали, для того чтобы преодолеть инерцию мирского восприятия, подвергали себя самым невероятным испытаниям. Буддисты для достижения сходных задач («удалить всё мирское из сознания и удалить сознание от всего мирского») использовали подобные (хотя и не такие жестокие) процедуры.

Томас Клири и Сартаз Азиз в своём совместном труде "Богиня сумерек" (Twilight Goddess) цитируют «Вималакирши-пирдешагсутра» («Слова, сказанные Вималакирти»), известную буддийскую книгу, посвящённую переходу от узкого пути Хинаяны к широкому пути Махаяны.

Книга построена в форме «уроков»-бесед будды Вималакирти (Нравственно чистый), просветлённого хозяина дома, с учениками будды Гаутамы. Вималакирти очень энергично преподаёт искусство отказа от клишированных взглядов, мыслей, действий. Интересно, что самый ценный урок даёт ученику Будды не сам хозяин, а некая Богиня, оказавшаяся в доме. Волшебная речь Богини, исполненная глубинного, но тонкого юмора, трактует феномен женоненавистничества и предубеждениий, связанных с полом, как деформацию идеи (и практики) целомудрия и чистоты.

Кузнец и чёрт.

В русском языке слова кузнец, коварный и кознь являются этимологически родственными. В древнерусском, а также в некоторых славянских языках кузнеца называют коварь (др.-русск.), ковач (сербск.), коваль (укр.), kovâr (чеш.). К глаголу ковать восходят и слова коварный и коварство, а также кознь. Кузнец мыслится как «кующий ковы, путы», замышляющий нечто недоброе, строящий козни. Ср. с церковнослав. ковати зъло ("замышлять недоброе").

Кузнец Вакула и чёрт.

Отчего же образовалась эта "связка" кузнецов с нечистой силой?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала вспомнить другой вопрос — «В чём сила, брат?» — из фильма Алексея Балабанова «Брат-2» (2000). По сюжету фильма, главный герой Данила Багров (Сергей Бодров-младший) задаёт этот вопрос своему старшему брату, который считает, что сила в деньгах. Данила же утверждает, что сила в правде.

Оно, конечно, верно: при прочих равных обстоятельствах, сила в правде. Но если человек, который прав, безоружен, а человек, который неправ, вооружён кинжалом или мечом? Тогда сила будет на стороне подлеца, а не праведника. А кто же наделил силой подлеца? — Кузнец (и стоящий за его спиной чёрт).

Вот оно коварство: правда бессильна перед автоматом Калашникова. Ты ему — слово, а он тебе — пулю в лоб.

Мурси.

Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Когда гремит оружие, законы молчат». Немного перефразируя, можно сказать: «Когда гремит оружие, правда молчит». 

29 августа 2025

О роли женщин в создании империи Цинь.

Томас Клири и Сартаз Азиз в своём совместном труде "Богиня сумерек" пишут о росте деспотизма и милитаризма в общественной и политической жизни китайского общества в течение первого тысячелетия до нашей эры.

"Бесконечные конфликты Эпохи Сражающихся Царств [1] привели, наконец, к выдвижению дома Цинь, когда-то слабейшего (в культурном смысле) из семи главных царств. 

Китай в Период Сражающихся царств (260 до н. э.)

Один из источников могущества Цинь (о чём принято то ли не догадываться, то ли умалчивать) - относительно высокий, по сравнению с другими царствами, статус женщины. В 334 году до нашей эры правитель Цинь отменил закон, требовавший обязательных человеческих жертв при погребении сановного лица мужского пола. Жертвами их ритуальных казней в подавляющем большинстве были женщины, которых умерщвляли ради такого случая десятками и даже сотнями.

Отмена варварского обычая привела к тому, что в провинции Цинь жило больше женщин, чем в других местах, особенно в домах богатой и могущественной аристократии. Женщины, которыми традиционно пренебрегали, стали здесь оплотом и поддержкой крепнущей государственности Цинь.

Первая в истории Олимпийская чемпионка — спартанская царевна Киниска.

"В Древней Греции женщины не допускались на Олимпийские игры даже как зрители, однако была одна лазейка, с помощью которой Киниска стала ‭«участницей» и победительницей.

Киниска — спартанская царевна, была дочерью царя Спарты Архидама II и сестрой царя Агесилая II. У неё было обширное имение, где она разводила и тренировала лошадей. В 396 году до н. э., когда ей, вероятно, было от 40 до 50 лет, она стала первой женщиной, участвовавшей в Олимпийских играх.

Спартанская культура предполагала, что сильные дети рождаются от сильных родителей (необычная идея для Древней Греции), поэтому власти Спарты поощряли женщин тренировать как ум, так и тело. В отличие от Афин и других греческих городов-государств, где девочек учили только домашним навыкам, в Спарте проводились гонки и испытания силы как для девочек, так и для мальчиков.

Спартанские девушки выходили замуж позже, что давало им больше времени на образование. Аристократические девушки, такие как Киниска, изучали поэзию, а также обучались танцам и пению для участия в соревнованиях, поэтому она, возможно, была даже грамотной. У Киниски были богатство и статус — но именно её амбиции сделали её легендой. Эти амбиции и побудили её участвовать в гонках на колесницах-четвернях (тетрипонах) на Олимпийских играх в 396 и 392 годах до н. э., и её команда на колесницах победила оба раза.

Это достижение было особенно впечатляющим, потому что в те времена женщинам даже не разрешалось ступать на территорию Олимпийского святилища во время состязаний. Чтобы участвовать, Киниска умело использовала лазейки.

В таких видах спорта, как борьба или метание копья, участники соревновались индивидуально на поле. Однако в гонках на колесницах победителями считались владельцы лошадей, а не наездники — которые почти всегда были рабами. По аналогии с современными скачками, такими как, например, Kentucky Derby или Melbourne Cup, победителями являются лошадь и её владелец, а не всадник. То есть Киниске не нужно было самой управлять колесницей, чтобы победить.

Изображение древнегреческой колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, ок. 530–520 гг. до н. э.

28 августа 2025

Интересные детали о поселении Чатал-Хююк.

Ликао́нская равни́на, или плато́ Ко́нья, будучи дном высохшего древнего озера, было покрыто веером рек [1], образующих плодородные дельты. На одной из них и возник Чатал-Хююк.

В этих местах жители были обеспечены пресной водой и рыбой из множества рек, хорошей глиной для строительства и создания посуды, а также травой для выпаса овец. Но самое главное — веерообразная система рек создавала естественную систему каналов, обеспечивая водой поля для выращивания пшеницы, гороха, бобов и чечевицы.

Дополняло рацион жителей Чатал-Хююка мясо, добытое на охоте. Они ещё не забыли многие тысячи лет традиции первобытных людей и активно били зверьё.

Учёные в разные времена называли различные варианты по количеству проживавших в Чатал-Хююке людей. Назывались цифры в 600, 800 и даже 5000 или 7000 человек. Но при исследовании возникла одна проблема: в поселении нет никаких признаков иерархии и наличия хоть какой-то централизованной власти. Учёные-социологи заявили, что без неё возможно совместное проживание не более двухсот человек, иначе всё поглотит социальная агрессия и анархия.

Неолит без элит.

Происхождение социального неравенства давно вызывает споры учёных. Ранее считалось, что появление сельского хозяйства неизбежно приводит к появлению богатых и бедных. Однако новое исследование, опубликованное в Science Advances, ставит под сомнение эту концепцию на примере истории Карпатского бассейна. 

Археологические объекты, использованные для анализа

«Мы показали, что социальное неравенство не увеличилось в течение 5000 тысяч лет после появления сельского хозяйства в Юго-Восточной Европе», — говорит ведущий автор исследования, археолог д-р Пол Р. Даффи из Кильского университета (Германия).  — «Тяговые животные и экстенсификация, возможно, сыграли важную роль в развитии урбанизма и неравенства в Месопотамии IV тысячелетия до н. э., однако те же результаты не характерны для последовательности событий в Карпатском бассейне, хотя там были доступны те же технологии».

Планы поселений с венгерских и сербских участков, рассматриваемых в исследовании. Длинные чёрные линии обозначают рвы, обнаруженные с помощью методов дистанционного зондирования, а чёрные прямоугольники – дома.

27 августа 2025

Про узелковое письмо кипу.

В записи "Похвала прялке"  я сделал предположение, что кипу, узелковое письмо инков, было создано древними андскими ткачихами. И вот появилось косвенное подтверждение: 

"Статья международной группы учёных, опубликованная в августе 2025 года в журнале Science Advances, посвящена анализу одного из древнейших образцов кипу — шнура KH0631, датируемого примерно 1498 годом. Основной шнур был изготовлен из тёмно-коричневого человеческого волоса. В инкской культуре человеческие волосы, включённые в основной шнур, служили своего рода «подписью» создателя. Это позволяло идентифицировать человека, который делал кипу. Используя современные методы элементного анализа и масс-спектрометрию изотопов, исследователи смогли определить рацион человека, который создавал кипу.

Анализ показал, что мастер KH0631 питался как простолюдин: преимущественно клубнями и зеленью, а не мясом и кукурузой, привычными для элиты инков. Это открытие ставит под сомнение представление, что доступ к технологии кипу был ограничен узким кругом привилегированных людей.

Исторические сведения подтверждают, что в XIX и XX веках изготовлением кипу занимались крестьяне и рабочие, а записи Фелипе Гуамана Помы де Айялы, инкского летописца XVI века, показывают, что женщины также могли создавать эти верёвочные записи" (Источник).

К этому надо добавить "узелки на память", которые раньше наши бабушки завязывали на своих платочках. И своим дочкам-внучкам говорили: завяжи узелок, - увидишь его и вспомнишь зачем завязывала. Может быть, эти "узелки на память" следует расценивать как самую архаичную и примитивную систему письма?

«Право первой ночи» наоборот.

А вот пишут, что в африканском племени баньянколе "мужчина перед свадьбой обязан быть опробован тёткой своей невесты в специальной хижине". "Представьте себе: жених обязан провести нoчь не с невестой, а с её тётей. Да-да, именно тётушка должна первой «oпрoбовaть» будущего жениха. Задача тётушки заключалась в том, чтобы проверить "мужскую силу" будущего жениха, всё ли у него работает и умеет ли он доставлять yдoвoльcтвиe женщине. По итогам этой «проверки» тётя давала своё одобрение или могла посоветовать племяннице отказаться от брака".

Народ нколе, также известный как баньянколе, является этнической группой банту. А для банту на ранней стадии развития был характерен матриархальный уклад. Дж. П. Мёрдок доказал, что исходная матрица социальной организации народов банту была матрилинейной. В наибольшей степени такие черты сохранились у центральных банту, которые живут в районах, непригодных для разведения крупного рогатого скота. По мнению учёных, общины сменили матриархальный уклад на патриархальный после того, как в племенах распространилась практика приобретения крупного рогатого скота. 

Сегодня среди нколе много скотоводов, разводящих ватусси, крупный рогатый скот с огромными изогнутыми рогами, который считается символом богатства и власти.


26 августа 2025

Кибела - защитница городов.

Как защитницу городов или полисов, Кибелу изображали в короне в форме оборонительной городской стены.

Серебряная тетрадрахма Смирны. Богиня была защитницей города и городских порядков.

Женские божества охраняют человеческую цивилизацию от варваров, закон от беззакония. Они устанавливают границу, внутри которой проживают культурные люди, а за границей - дикие звери. В этом смысле, женские божества можно назвать "пограничниками". "Львиные ворота" городов тоже не стоит забывать, ибо львы были священными животными Кибелы. 

Многочисленны и естественны ассоциации Богини с водой и водными источниками - реками, озёрами, колодцами, - ибо без воды нет жизни.

Статуя богини Иштар (Инанны). Mapu. XVIII в. до н. э.

"Цивилизация и распространение искусств ассоциируются с богиней «Сарасвати» (богиней водоёмов). Сарасвати - архетипическая богиня реки. Подобно кельтской Дане, река является образом не только материального, но и культурного плодородия - река цивилизации, в которую впадают ручейки различных знаний", - говорится в совместном труде Томаса Клири и Сартаз Азиз "Богиня сумерек".

О виноделии в Старой Европе.

Археологи обнаружили древние виноградные семена и керамические сосуды, свидетельствующие о виноделии ок. 7000 лет назад на территории совр. Болгарии. Открытие было сделано в доисторическом поселении, прозванном «Город птиц», на окраине села Юнаци недалеко от города Пазарджик, сообщает Аrkeonews. Находка включает более 3000 обугленных виноградных семян и фрагментов керамических сосудов, предоставляя самые древние свидетельства виноделия на Балканах. Семена были обнаружены в доме эпохи халколита (медно-каменный век), который был разрушен пожаром в V тысячелетии до н.э.

По словам Камена Бояджиева, доцента из Национального археологического института в Софии, комбинация виноградных семян и фрагментов сосудов, а также ботанический анализ, указывают на брожение. Он добавил, что вино, вероятно, наливали и употребляли в изящных, элегантных сосудах, покрытых графитовой росписью — настоящих произведениях ремесла, созданных специалистами по столовой керамике.

Археологи на раскопках телля Юнаците.

Телль Юнаците с высоты птичьего полёта

Телль Юнаците на карте совр. Болгарии

25 августа 2025

Что такое сейд?

Дженни Блейн в своей монографии "Девять миров магии сейда. Транс и неошаманизм в североевропейском язычестве" пишет:

"Нынешний Allsherjargoði (верховный жрец) исландского Asatrú, Йормундур Инги, сказал мне, что женщины в Исландии сохранили некоторые из практик, связанных с сейдом, часто неосознанно, как повседневную деятельность, гендерную практику, просто то, что женщины делают в своей семье и на кухне.

Я помню, когда я был маленьким ребёнком и жил в деревне … женщины закрывались на кухне, чтобы делать какие-то вещи, о которых шептались, а мужчины просто держались подальше … а мы были просто маленькими детьми, мы иногда оставались там, они не обращали на нас внимание. Они выполняли какие-то маленькие фокусы, о которых мы не знали, что это магия, и, вероятно, они тоже не знали … по каким-то знакам или чему-то ещё, обычно они понимали, за кого им следует выйти замуж, как всё должно идти и так далее, они делали это постоянно.

Конечно, остаётся спорным вопрос, в какой степени эти действия считаются сейдом", - делает замечание Дженни Блейн.

Насколько я понимаю, сейдом может быть любой женский "кунстштюк". И любая женщина, в принципе, может сотворить какое-либо маленькое чудо. Для этого нужно уединиться и "поколдовать"; "если долго мучиться, что-нибудь получится...".

Útiseta ("сидение") и менструальное табу.

В монографии Дженни Блейн "Девять миров магии сейда. Транс и неошаманизм в североевропейском язычестве" имеется любопытная главка, которая называется "Под плащом" (с. 94 сл.).

Как гласит история, тысячу лет назад исландцы находились в затруднительном положении. Некоторые из них были приверженцами старой религии, Heiðni — язычества, в то время как другие приняли новую религию христианства, и было внешнее давление, включая экономические санкции и угрозы людям, которые были заложниками за границей, склоняющие людей к новой религии. Перед Скалой Закона шли дебаты и споры. В XII веке Ари Торгильссон записал «обращение» в «Книге исландцев».

"… христиане и язычники заявили, что не будут жить по законам друг друга, и тогда <...> Торгейр лёг и завернулся в плащ, и пролежал весь день и всю ночь, не говоря ни слова. На следующее утро он сел и позвал людей к Скале Закона. Он обратился к ним, когда люди пришли, сказав, что это кажется ему безвыходным состоянием, что народ и земля не будут подчиняться одному закону; и он рассказал людям о многих вещах, которые они не должны допустить, и сказал, что такие волнения должны произойти, какие следовало ожидать, что между людьми возникнут такие сражения, что земля будет опустошена… ".

Его мудрое решение заключалось в том, чтобы люди и земля официально стали христианскими, но при этом должны быть сохранены некоторые языческие нормы права и чтобы религии людей, исповедуемые в их собственных домах, были их личным делом.

Торгейр говорил авторитетно и уверенно, и его метод «завернуться в плащ» считался действенным средством поиска знаний: и когда он появился, он говорил так, как будто он видел возможные варианты будущего. Кажется, что он принял форму útiseta — «сидеть в поисках мудрости». 

24 августа 2025

Почему критские "богини" со змеями?

Животные тоже впадают в состояние транса. Например, кошки "сходят с ума" от котовника (кошачья мята). Северные олени едят мухоморы. Дельфины выдавливают тетродотоксин из иглобрюхих рыб; в больших дозах этот токсин смертельно опасен, но в гомеопатических создаёт подобие лёгкого транса. В Австралии кенгуру-валлаби поедают стебли и цветы мака и попадают под воздействие природных опиатов. Обезболивающий и наркотический эффекты этих растений вызывают у животных состояние эйфории и дезориентации, из-за чего они начинают кружиться на месте. В процессе таких странных «танцев» валлаби постепенно создают круги на полях, пока не падают от изнеможения или не уходят, успокоившись. Фермеры регулярно сталкиваются с серьёзными потерями урожая из-за валлаби, которые не только вытаптывают растения, но и возвращаются за ними снова и снова (Источник).

А что насчёт змей? Говорят, что змеи "гипнотизируют" свои жертвы и сами входят в состояние транса от движений дудочки факира-заклинателя из стороны в сторону.

Интересно, а могут ли змеи "заражаться" экстазом от человека?

Ну, мне, как мужчине, доподлинно известно, что сексуальное возбуждение "заразительно" и передаётся от человека к человеку. Кажется, на этом феномене строились обвинения Григория Распутина: дамы чувствовали своего рода "благодать", проистекающую от него. 

Распутин и его поклонники (Санкт-Петербург, 1914 год).

Вот вопрос: может ли "благодать" передаваться от человека к животным и, в частности, к змеям? Если, например, человек находится в состоянии экстаза, и это состояние очень приятное, - может ли ядовитая змея, так сказать, "подхватить кайф", "прибалдеть" вблизи от этого человека и на время позабыть о своей ядовитой сущности?