05 сентября 2025

Первое поселение на Мальте.

Клаудиа Сагона в своей монографии "Археология Мальты: от неолита до римского периода" говорит, что "Мальтийские острова, по-видимому, оставались практически изолированными до 5200 г. до н. э." И далее пишет: "На месте поселения Скорба были обнаружены отдельные отложения, относящиеся к раннему неолитическому периоду <...> Углеродные даты из Скорбы показывают, что люди прочно обосновались здесь к 5000 г. до н. э. <...> Из построенных на открытом воздухе жилищ наиболее чёткие раскопанные свидетельства в основном ограничиваются одной частично сохранившейся структурой в Скорбе <...> Примечательно, что жилище находилось примерно в 35 м от облицованной щебнем стены, шириной от 60 до 80 см, покоящаяся на коренной породе (любая стратиграфическая связь между домом и стеной была разорвана более поздними мегалитическими сооружениями [1]). Эта прочная стена, вероятно, функционировала скорее как граница, чем как оборонительное сооружение в фазе Гар Далам <...> Сохранившийся сегмент стены — длиной 11 м, обнаруженный в ходе раскопок — был практически прямым <...> Обоснование такой пограничной стены может исходить из местных обычаев, которые отделяли места проживания от естественной среды. Например, на юге Италии и Сицилии либо возводились стены, либо выкапывались значительные рвы, окружавшие дома, сгруппированные в комплексы размером от 1 до 28 га".

Вот что странно: только приплыли люди на практически необитаемый остров, и почти сразу же занялись возведением стены вокруг своего поселения. Интересно, от кого защищались те "робинзоны", если кроме них на острове никого не было? Вопрос, конечно, риторический... 

Я уже высказывал своё предположение, что стены и рвы могли сооружаться как культурные "границы" между двумя мирами — человеческим и нечеловеческим. Внутри стен (или рвов) было пространство женской культуры, и люди, находясь в пределах "границ", соблюдали правила и обычаи женской половины общины. За "границей" находилось условное "дикое поле", где, как на Диком Западе в США XIX века, царило беззаконие, то есть зоологическое "право сильного". Те, кто принимал эту основную парадигму социального устройства, "вкладывался" в строительство стены, жертвовал своё время и силы. Это было своего рода жертвоприношение, которое буквально закладывалось в фундамент человеческого общежития: живёшь по нашим правилам — будь любезен, сделай свой вклад в общее дело; не хочешь — иди на хуй из нашего "муравейника", живи сам по себе. 

Под этим углом зрения можно взглянуть и на знаменитые стены Иерихона докерамического неолита ок. 8000 г. до н. э. Учитывая, что на момент строительства в этом районе не было зафиксировано ни одного вторжения, оборонительное назначение башни, стены и рва в Иерихоне ставится под сомнение. Значит, стены Иерихона играли ту же роль, что и стены первого неолитического поселения на Мальте.

Терракотовая Мать-Богиня, обнаруженная в Скорбе.

--------------------------------------------------------------------

[1] "Повторное использование Скорбы и других мест на протяжении сотен лет указывает на их явную жизнеспособность как среды обитания и на глубокую социальную память, связывающую людей с определенными местами" (К. Сагона).

Комментариев нет:

Отправить комментарий