14 июля 2025

Немного о кельтах.

(По материалам Хайде Гёттнер-Абендрот)

Матриархальные элементы в кельтских культурах чаще всего встречаются в религиозной сфере. Однако следует учитывать типичное для патриархальных обществ разделение религиозности, которое порождает доминирующую культуру и культуру угнетённых. Высшие классы военачальников и воинов поклонялись индоевропейским богам грозы и войны. Низшие классы сохраняли верования доиндоевропейского происхождения [1]. Доиндоевропейские боги, которых кельты заимствовали, — это Цернунн, бог-олень [2], и Луг, бог-маг. Они имеют матриархальное происхождение. Даже изначальная богиня пиктов Дана сохранилась в названиях особых элементов ландшафта. Например, богиня воплощалась в двух холмах, как её груди, как это показано на «Сосках Дану» (Килларни, Ирландия) и «Сосках Юры» (Кнок Сеннда, Шотландия).

The Breasts of Dana, called “Paps of Jura,” Cnoc Seannda (Scotland)

Этот матриархальный элемент столь же отчётливо проявляется в богине Эрин/Эйре, которую в её святилище Тары в центре Ирландии также называют «Владыкой Эрин» (“Sovereignty of Erin”), то есть верховной властью (sovereignty) или свободой (freedom) страны Ирландия. Она выбирает своего Священного Царя, преподнося ему свою золотую чашу, наполненную красным напитком. Вариант Даны – древняя богиня Керридвен, с её «волшебным котлом», неиссякаемым источником жизни, исцеления и возрождения – явная отсылка к матриархальной религии возрождения. Её дочь – богиня Бригда/Бригид, «Высшая», также с магическим котлом в качестве «Котла Вдохновения», символизирующего духовную творческую сторону богини.

Немного про пиктов.

Пикты были коренным доиндоевропейским народом Британии и Ирландии. Говорят, что они происходят от легендарного «Туата Де Дананн», «народа (богини) Даны».

Вдали от побережья, куда пикты отступили от первых кельтов после того, как последние высадились, они могли следовать своей собственной матриархальной [1] культуре, не тревожимые кельтами, в течение очень долгого времени. Но следующие волны всё более воинственных кельтов вытесняли их всё дальше на запад и север. Это заставило пиктов перенять военное снаряжение завоевателей, а именно лошадей и оружие, и в конечном итоге они стали искусными воинами в самообороне. Только в конце I века н. э. они были покорены и кельтизированы, несмотря на их героическое сопротивление в Англии, то же самое произошло ещё позже в Ирландии, в IV веке н. э.

Menhir of the Picts with symbols, Aberlemno, Tyside (Scotland)

Silver gem of the Picts displaying the same symbols: zigzag line and double disc, Norrie’s Law Hoard, Fife (Scotland) (National Museum, Scotland)

13 июля 2025

Про нураги Сардинии.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "в среднем бронзовом веке доиндоевропейские лигуры из западного Средиземноморья иммигрировали на Сардинию и мирно объединились с местным неолитическим населением, внедрив туда свою мегалитическую культуру. Ранний язык населения Сардинии не был индоевропейским, а был родственным баскскому, а их образ жизни был матриархальным".

"... они отступили из прибрежной зоны, где постоянно прибывали новые завоеватели, в горные районы Сардинии".

Здесь, очевидно, имеются в виду "сарды" или "шардана" (ŠRDN). Шерданы появляются на Сардинии в период раннего бронзового века (1800-е года до нашей эры). Очевидно, их движение на юг Европы нужно рассматривать в общем контексте индоевропейских (арийских) миграций. Активно распространяться шардана начали в эпоху средней бронзы (1600-1300 гг. до н.э.) и достигли пика своей цивилизации в эпоху поздней бронзы (1300-900 гг. до н.э.).


Археологи говорят, что примерно в это время на Сардинии были обнаружены огромные запасы очень ценных минералов, таких, например, как медь, которую жители острова переплавляли вместе с привозимым оловом для получения бронзы. Но вот вопросы: кто занимался изготовлением оружия из бронзы — доиндоевропейские аборигены или пришлые индоевропейцы? Кто и для чего строил нураги?

Заметки об «энсьерро» в Памплоне.

Баски похожи на древних крито-минойцев из-за своего стремления пострадать от быка. Я имею в виду энсьерро, убегание мужчин от быков в Памплоне [1].

Памплона на карте.

На Крите таврокатапсии иногда заканчивались трагически для участников соревнований.

Чаша Вафио 1, изготовленная примерно в 1500-1450 гг. до н. э.

И у басков тоже не обходится без трагедий. Традиционный забег с быками ежегодно проводится в городе, и каждый раз есть пострадавшие. Рекордным по количеству жертв стал 1924 год, когда быки растерзали 13 и ранили 200 человек. 

12 июля 2025

Немного про дорийцев.

Хайде Гёттнер-Абендрот описывает, до какой степени может дойти деградация культуры при патриархате, имея в виду вторжение дорийцев в Элладу.

"Несмотря на примитивную культуру, захватчики обладали новым оружием из железа, положив начало железному веку в Южной Европе (1100 г. до н. э.). Они опустошили землю, массово убивая, разрушая микенские замки-дворцы и сжигая их дотла, оставляя лишь развалины. Сельское хозяйство погибло, а оставшееся крестьянское население умерло от голода. В конце концов, выжило менее четверти, а некоторые районы полностью обезлюдели. Дорийцы продолжали жить за счёт скотоводства с большими стадами, хотя сухая, холмистая Греция, зажатая между горами и морем, была совершенно непригодна для этого. Зелёная растительность была уничтожена до каменистой почвы, и целые участки земли подверглись эрозии. В результате за оставшиеся пастбища вспыхнули ожесточённые бои, в результате чего дорийские завоеватели распались на племена и группы, воюющие друг с другом. Результатом стал резкий упадок культуры, приведший к «Тёмным векам» Греции. За три-четыре столетия, которые это длилось, цивилизация здесь вымерла: каменная архитектура исчезла, и люди жили в примитивных хижинах из глины и дерева. Их орудия труда изготавливались из кремня, кости и рога вместо металла, поскольку они полностью забыли навыки металлообработки, которыми дорийцы обладали к моменту своего вторжения. Их одежда состояла из неразрезанной, несшитой ткани и поэтому была проще, чем тщательно сшитая одежда палеолитической эпохи".

Кажется, возрождение культуры началось со Спарты. Как типичные дорийцы, спартанцы не умели ни читать, ни писать, их культурный уровень оставался низким, однако они были достаточно умны, чтобы не уничтожить покорённое население («илотов») полностью, а поработили оставшихся и использовали их для ведения сельского хозяйства. "Культура" и "культивация" (земли) — слова однокоренные (от лат. cultura — «возделываю, обрабатываю землю»). "Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т. е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих" (М. С. Каган).

Women cultivating the fields, rock painting (eastern coast of Spain, 6th mill).

*****************************************************

Про дольмены Западного Кавказа.

(По материалам Михаила Кудина Мегалитическая архитектура Кавказа). 

Фото дольмена Бжеф-1 Н.Г. Ловпаче.

Здесь хорошо видна площадка-"прихожая" перед фасадом дольмена. Очевидно, на этой площадке в древности проводились какие-то ритуальные собрания. Может быть, при этом открывалась "пробка" дольмена, чтобы умершие могли соучаствовать в собрании.

Возможная реконструкция обряда.

Картина напоминает поминальный обед на могиле из коми-пермяцкого села Большая Коча.

Источник картинки.

11 июля 2025

Против "священных царей" Хайде Гёттнер-Абендрот.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "в каждом минойском городе и поместье была своя Первая Жрица и Священный Царь". "Эта религиозная функция, выполняемая мужчинами, подтверждается некоторыми минойскими изобразительными свидетельствами". "На перстне из Кносса богиня изображена стоящей на горе в окружении двух львиц с посохом в руке, передающей его выразительным жестом молодому человеку, почтительно стоящему перед ней".

Goddess on a mountain, flanked by lionesses, handing over a staff to a young man. Seal-ring from Knossos.

Хайде Гёттнер-Абендрот называет этот посох "лунным", потому что она умудрилась рассмотреть на нём какие-то "насечки, которые указывают на счёт, и они, вероятно, представляют собой календарную систему лунных циклов". "Имя «Минос» соответствует этому, поскольку это не индивидуальное имя, а титул, носимый всеми минойскими священными царями. Оно соответствует древнеегипетскому царскому титулу «Менес», что означает «луна» (греч. «мене»), или «фаза луны», «лунный период». Со времён палеолита женщины отождествляли эти лунные периоды с «менструациями», своим внутренним циклом фертильности, который считался священным. Они изобрели лунный календарь и передали этот временной порядок мужчинам, как это можно увидеть на этой картинке, где богиня вручает лунный посох молодому священному царю, тем самым знакомя его со священным знанием религии возрождения".

Мне не нравится такая интерпретация. 

Во-первых, молодой человек, судя по положению его тела и рук, находится в изменённом состоянии сознания. Я уже приводил примеры подобного "молитвенного" состояния (см.: Молящийся). На этом перстне, судя по всему, изображена эпифания (богоявление). Можно посмотреть, для сравнения, другое подобное изображение эпифании. 

Здесь мы видим ну очень "толстый" намёк на ИСС в руке сидящей женщины.

Слева, в воздухе "висит" восьмёркообразное существо. Назовём его НЛО (неопознанный летающий объект). И это существо держит в руке какую-то "палку", которая напоминает "палку" в руках богини на предыдущей картинке. Что это за "палка"? — Я не знаю. Но я бы не торопился отождествлять её с царским "скипетром".

А вот ещё одна "волшебная палочка" в руке парящего в воздухе антропоморфного существа:

Печать золотого кольца. Сакральная сцена в святилище, Кносс, Крит

Здесь, скорее всего, тоже речь идёт о явлении какого-то духа, а не человека; люди не могут парить в воздухе. Однако Хайде Гёттнер-Абендрот считает иначе.

О печатях.

По мнению Хайде Гёттнер-Абендрот, "[крито-минойские] круглые гробницы, называемые «толосами», были коллективными гробницами, по одной для каждого клана, а площадки перед их входами указывают на церемонии поминовения предков. Очень часто группы из двух или трёх гробниц-толосов объединялись вместе, что указывает на клановые объединения, на прочных союзах которых основывались более крупные инициативы минойского общества [1]. Печати, найденные в могилах, принадлежали кланам такой группы, что ясно показывает, что печати не означают «частную собственность»".

Некоторые из печатей с прорисовками.

Если печати принадлежали кланам, тогда только членам клана было доподлинно известно, что изображено на печатях.

Хотя учёные пытаются "расшифровать" смысл изображений на печатях и пишут свои комментарии,

"крылатый богокозёл" ?

но, в общем, эти комментарии спорны и каждая печать остаётся "вещью-в-себе".

"минотавр" ?

10 июля 2025

Культуры меняются, традиции остаются прежними.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что саркофаге из Агиа-Триады (1400 - 1350 гг. до н.э.) погребальную церемонию совершают женщины-жрицы. Она обращает внимание на одну из жриц, одетую в длинную синюю мантию с венчиком на голове, который идентифицирует её как Первую Жрицу.


Что касается синего цвета, тут всё понятно: голубой или синий цвет использовался крито-минойскими художниками для обозначения принадлежности того или иного персонажа к потустороннему миру (см. мою запись Кстати, о птичке).

Но здесь другое удивительно. У "царя-жреца" — такой же головной убор.


По словам Артура Эванса, юноша, изображённый на фреске, был «правителем Кносса». Фреска была восстановлена по трём отдельным фрагментам: голове, туловищу и левой ноге. Когда Артур Эванс обнаружил их в 1901 году, он сначала верно заметил, что, предположительно, эти фрагменты принадлежат разным фигурам. Голова, очевидно, принадлежала женщине. Значит, перед нами изображена «правительница Кносса». 

О поселении Лос-Мильярес.

Модель доисторического протогорода Лос-Мильярес

Удивительное поселение! Оно было окружено тремя (!!!) концентрическими стенами!

Реконструкция.

Внешняя стена, построенная после расширения поселения, охватывала периметр длиной около 400 м и включала 17 бастионов и башен, расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также два барбакана (укреплённые ворота), защищавших входы на территорию.

Барбакан у входа на самый дальний участок.

09 июля 2025

Немного про амореев.

«Амореями» мы называем то племя, или племена, которые по-шумерски обозначались идеограммой MAR-TU, по-аккадски термином 'amurru.  Наиболее правильным будет понимать термин mar-tu // amurru с самого начала как обозначение страны света, а именно запада. Жители Двуречья часто приме­няют этот термин — «западные» — к проникающим в то время за Евфрат племенам. То, что жители Двуречья называют эти племена «амурру», указывает лишь на на­правление, в котором они двигались, и не означает непременно их тоже­ства с населением сирийских гор Амурру. «Амурру» в эту эпоху ни в коем случае не является самоназванием «восточно-ханаанейского» (или западно-семитского) племени или племён.  В I тысячелетии до н. э. термин «Амурру» применяется ассирийцами и вавилонянами для обозначения Сирии вообще (приблизительно в том же смысле, что и «Хатти»).

Что мы знаем о племенах «амурру» в Двуречье? Люди, называемые mar-tu, появляются в массовом количестве начиная с III династии Ура и в особенности получают большое распространение после её падения. Во главе  их стоят весьма   многочисленные   «старшины   западных» (ugula mar-tu). Создаётся впечатление, что термин «амур­ру» превращается в нечто вроде обозначения профессии — может быть, наёмников,  стоявших под началом специальных «старшин».

Текст Ибн-Сина назы­вает их «врагом, никогда не знавшим города». Ещё характернее текст, опубликованный Chiera.

«Для горца   оружие — товарищ,

Он вырывает тмин у подножья горы, он не знает подчинения,

Он ест неварёное мясо,

За всю свою жизнь он не знает дома,

Своего мёртвого товарища он не погребает.

(Теперь же) Амурру владеет домом (?)».

Приведённое выше вавилонское письмо рисует даже «мирных» «амореев», живших в домах (видимо, "отжатых" у земледельцев) и находившихся под началом «старшины амореев». Они, подобно "реестровым" казакам в России, числились на службе вавилонского государства. Большинство «орга­низованных» амореев состояло из давно вавилонизованных лиц, жив­ших в самой Вавилонии и носивших аккадские имена. Этот процесс вавилонизации и перехода к земледелию хорошо отображён в приведённом выше тексте.

«Старшины амореев» не всегда были, однако, на службе вавилонского государства, а были самостоятельными, даже могущественными вождями. Они могли проводить собственную политику.

О "пробных браках" у семитов.

Хайде Гёттнер-Абендрот рассказывает о брачных обычаях у семитов-аккадцев в середине 3-го тысячелетия до н. э.

Девочку-невесту для своего сына выбирал отец жениха, и с тех пор она жила в доме своего свёкра, чтобы фактически быть служанкой до свадьбы.

Это так называемый "пробный брак". За девочку был уплачен немалый калым, и покупатель "товара" должен был убедиться, что "товар" качественный. Если девочка на поверку оказывалась глупой и ленивой "неумехой", её могли вернуть назад родителям. Типа, нам такого "добра" не надо. 

Интересно, что у многих северных народов (например, у чукчей) практиковался подобный вид брака, только наоборот: молодой жених приходил в стойбище своего потенциального тестя и должен был продемонстрировать все свои самые лучшие качества. Как правило, он показывал своё усердие в работе, и через год или два тесть принимал решение, нужен ли ему такой зять.

Кажется, у древних евреев были в ходу оба брачных обычая. 

С одной стороны, согласно Библии (Бытие 30:25–33), патриарх Иаков пас стада своего дяди Лавана 20 лет. Первые 14 лет Иаков работал не за плату, а за двух своих жён, дочерей Лавана, оставшиеся 6 лет он получал плату домашним скотом.

08 июля 2025

Город и матриархат.

Хайде Гёттнер-Абендрот поясняет, на примере Урука и других шумерских городов, что городская жизнь, вообще говоря, разрушительна для матриархальных устоев [1]. Во-первых, в больших городских "человейниках" быстро размывается и нивелируется родовая, клановая, общинная жизнь; матрилокальное проживание, равно как и матрилинейное наследование, крайне затруднены в условиях городской жизни. Во-вторых, законы городского самоуправления вступают в противоречие с традиционными устоями общества; условно говоря, законодатель Солон говорит одно, а Традиция говорит другое; государство неизбежно ломает древние традиции общежития и подменяет их своими законами.

Аккадцы появились в Верхней Месопотамии примерно в начале III тыс. до н. э., придя, как предполагают некоторые учёные, из пустынь Аравийского полуострова. С их появлением, независимые домохозяйства крестьянских кланов в деревнях прекратили своё существование. Как пишет Хайде Гёттнер-Абендрот, "сыновья и дочери переезжали в города, а также целые кланы, поскольку они больше не могли жить за счёт своих участков земли. Они нашли надёжный, но зависимый источник существования в мастерских в храмовом районе городов. Здесь мужчины занимались различными ремёслами, женщины были в основном прядильщиками и ткачами в текстильной промышленности. Это массовое перемещение в города имело фатальные последствия для старой матриархальной клановой структуры, которая при этих обстоятельствах больше не могла поддерживаться и стала распадаться. Вместо этого в городах появились небольшие семейные ячейки".

Хайде Гёттнер-Абендрот предполагает наличие т. наз. "гостевых браков" в городах шумеров, когда дочь проживала вместе со своей матерью, а муж (или мужья) приходил время от времени в качестве гостя с подарками. "В этом типе брака женщина сохраняла большую автономию и сама управляла своим унаследованным имуществом, которое могло быть значительным. Но женщины потеряли своё центральное социальное положение вместе с потерей земли и родовой общины". 

Шумерский город Урук.

Шумеры на "изломе" матриархата.

Я, до сего дня, считал шумеров патриархальным этносом. 

Но Хайде Гёттнер-Абердрот так не считает. Она говорит, что "высокий статус женщин не изменился в ранних шумерских городах Ур, Эриду и Урук в 4-м тысячелетии. Даже в поздние эпохи Шумера, с его многочисленными храмами богинь, женщины занимали уважаемые должности жриц и храмовых служительниц. Хотя шумеры были иммигрантами, они унаследовали традиции Убейда. Происхождение шумеров остаётся неизвестным, но вряд ли они принесли с собой отцовскую линию и отцовское право, поскольку они не принадлежали ни к воинственным индоевропейцам, ни к патриархальным семитским скотоводам-кочевникам, которые позже иммигрировали в Месопотамию. Равенство продолжало практиковаться в ранних шумерских храмовых поселениях в Южной Месопотамии, поскольку, помимо земли, принадлежащей храмам, крестьяне и крестьянки могли обрабатывать свои собственные участки. Земля как храмовая «собственность» существовала только в смысле общей земли, потому что всё, что с неё получалось, принадлежало общине и хранилось в храме [1]. Женщины играли в этом решающую роль, потому что, как жрицы, они контролировали, считали и охраняли товары общины, хранившиеся в храмах".

Возможно, так было на периферии, однако в Уруке в 4-м тысячелетии появилась бюрократия. А бюрократия — это патриархальный феномен.

Тут очень интересно созвучие богини Инанны и бога Нанны. Хайде Гёттнер-Абендрот пишет: "Слоги «Нин/Ин» и «Ан/Ана» означают «мать», и они возвращаются в имени богини города Урука, «Инанны», которой поклонялись как «Богине Неба и Земли» более тысячелетия. Её самые ранние храмы мы сделали из тростника, так как он в изобилии встречается в болотистой местности, а позже связка тростника считалась символом Инанны. Верховная жрица, называемая «энтум», воплощала богиню во время церемоний".

Гостевой дом из тростника, построенный современными людьми болотистой местности (Ирак). Самый ранний храм Инанны был построен с использованием той же традиционной тростниковой архитектуры.

07 июля 2025

Крито-минойское "хлыстовство".

Хайде Гёттнер-Абендрот противопоставляет имманетность Божества миру в матриархальной религии и трансцендентность — в патриархальной. В этом я с ней согласен.

Евангелист Иоанн заявляет: “Бога не видел никто и никогда” (Евангелие от Иоанна, 1:18; 1-е Иоанна, 4:12). И чтобы в этом не было сомнения, апостол Павел доказывает: Бог “обитает в неприступном свете”. А на Крите Богиня являлась своим поклонницам. Эпифании Богини можно видеть, например, на крито-минойских золотых кольцах-печатях.

Золотой перстень из Исопаты с изображением эпифании (богоявления).

Очевидно, на Крите культивировалось то, что называется шаманским трансом или одержимостью духами. "В этом состоянии экстаза шаманка воплощает божественное существо; на короткий период времени она и богиня становятся единым целым [1]. Это показывает, что нет абсолютного разделения между Божеством и человечеством, как в патриархальных религиях, но есть континуум между божественным и человеческим, как верят матриархальные народы", - пишет Хайде Гёттнер-Абендрот.

"Женский шаманизм не является чем-то особенным, но очень древним и представляет собой прототип религии, который вы можете увидеть, например, в древней женской шаманской традиции «У» в Китае, «Мудан» в Корее и «Мико» в Японии".

Ну, я думаю, можно квалифицировать крито-минойскую религию как "высокоразвитый женский шаманизм". И, наверно, в Старой Европе в эпоху неолита было примерно то же самое.

--------------------------------------------------------------------------

[1] Прямо как в русском мистическом сектантстве, у христоверов ("хлыстов"), у которых имелись живые "христы" и "богородицы". 

Рождение бюрократии.

Строительство ирригационных систем в Месопотамии начали носители культуры Самарра (середина 6-го—начало 5-го тысячелетия до н. э.). Никаких "фараонов" или вождей тогда ещё не было, чтобы "понукать" земледельцев. Жители деревень сами копали оросительные каналы. К приходу шумеров ок. 3500 г. до н. э. всё Междуречье уже было испещрено прорытыми каналами.

The canal system of Sumer (South Mesopotamia)

06 июля 2025

Хайде Гёттнер-Абендрот про амазонок.

На западном побережье Малой Азии в бронзовом веке существовали матриархальные традиции, которые смогли сохраниться в течение длительного времени на крупных прибрежных островах, таких как Лемнос, Лесбос и Хиос. Лемнос представляет большой интерес для истории амазонок, поскольку он уже имел высокоразвитую культуру в раннем бронзовом веке. Археологи обнаружили три города 4-го тысячелетия: Полиохни, Мирину и Гефестию, чьё происхождение восходит к неолитическому веку. Из-за размера этих городов их открытие считается сенсационным, поскольку Полиохни был вдвое больше Трои и намного старше. Находки показывают, что на острове были хорошо организованные общины с тщательно построенными домами для собраний, в то время как дома были примерно одинакового размера, были связаны между собой и сделаны из небольших грубых камней. Они имеют однородный вид с небольшими или нулевыми различиями, типичными для эгалитарных матриархальных обществ. Искусство керамики было выдающимся, как и искусство ювелирного дела. Архитектура крепости Полиохни с мегалитическими, циклопическими стенами замечательна. Крепость Мирина также имеет циклопические стены, систему ступеней, ведущих наверх, религиозные помещения, высеченные в скале, и монументальное изображение вульвы в скале. Похожие сооружения можно найти в Гефестии, где было важное святилище Великой Богини, которое продолжалось в греческом и римские времена до введения христианства. Все эти характеристики типичны для матриархальной высокой культуры. Но какова была их особая судьба?

Это можно объяснить интересным древним мифом, в котором говорится, что греческий герой Ясон прибыл на остров Лемнос на своём корабле Арго вместе со своими спутниками, аргонавтами, в поисках волшебного «Золотого руна». Его приняли гостеприимно, но он встретил только вооруженных женщин. В ответ на его вопрос они сказали ему, что убили своих мужей, потому что те изменили им. Женщины пригласили аргонавтов заняться с ними сексом, чтобы забеременеть, пока аргонавты снова не ушли. — Это, безусловно, фантазия; это был единственный способ, которым греки могли объяснить остров, населённый исключительно женщинами. Патриархальная мораль заключается в том, что, когда женщины завладевают оружием, они сначала убивают своих мужей. Однако вопрос в том, кем были эти «мужья»?

Один показательный отрывок в мифе гласит, что «фракийские пираты» вторглись и завоевали остров. Мы можем предположить, что эти «пираты» были патриархальными моряками с севера Греции (Фракии), которые отправились завоевывать через море после того, как древние культуры на Балканах уже пали жертвой вторжений патриархальных индоевропейских племён. Эти завоеватели, возможно, убили местных мужчин и изнасиловали женщин Лемноса, принуждая их к браку, как это было обычной патриархальной практикой. Но затем женщины, по-видимому, избавились от этих «мужей», используя оружие последних. Это произошло под руководством отважной Гипсипилы, которая впоследствии стала «царицей», то есть представительницей лемносских женщин. После победы вооружённые женщины взяли судьбу островной культуры в свои руки. Чтобы решить проблему потомства, лемнийские женщины соблазняли проплывающих моряков гостеприимством и любовью, как это испытали аргонавты при Ясоне.

Археологически крепостные стены Полиохни подтверждают идею о том, что остров защищали женщины, которые таким образом стали «амазонками». В них есть небольшие бойницы для стрел, что означает, что город защищали луки и стрелы. Тот факт, что луки и стрелы ранее не принадлежали этой культурной области и что наконечники стрел были найдены исключительно на Лемносе, имеет огромное значение. Очевидно, что женщины предпочитают лук и стрелы как дальнобойное оружие прямому ближнему бою с мужчинами, поэтому они стали типичным оружием амазонок.

Матриархат как феномен коллективного сознания.

Из статьи "The Problem of the Essence of Matriarchy from the Point of View of the Evolution of Human Intellect and Consciousness: Feminism and Promising Tools for the Formation of a Cognitive Society". 

Авторы статьи:  Suleimenov Ibragim, Vitulyova Yelizaveta, Matrassulova Dinara.

Человеческий интеллект и сознание имели и имеют двойственную природу - они одновременно содержат в себе как индивидуальную, так и коллективную компоненты. Коллективная компонента преимущественно связана с женским началом, а индивидуальная - с мужским. В период матриархата коллективная составляющая человеческого сознания была доминирующей, что определило подчинение древних сообществ надличностным информационным объектам, воспринимаемым как «воля богов» и т. д. Женщины - жрицы и т. д. - были своего рода «аватарами» надличностных информационных объектов.

У безликих палеолитических "венерах" нет лица, нет личности, нет ничего индивидуального.

Очевидно, что проявление мужественности, грубой силы, стремления к лидерству и всего, что связано с термином «альфа-самец», не могло не противоречить существованию коллективной составляющей сознания. Следовательно, на этапе формирования сознания, когда его коллективная составляющая была доминирующей, неизбежно должно было возникнуть общество, которое в большей или меньшей степени «контролируется» надличностными информационными структурами, и в котором, соответственно, не может быть места индивидуализму, связанному с мужественностью.

05 июля 2025

«Знаки вне времени. Жизнь археолога Марии Гимбутас».

 


Двойной топор как два полумесяца?

Хайде Гёттнер-Абендрот  связывает лабрис с символикой луны. 

При этом она говорит, что три видимые фазы луны — растущая, полная и убывающая  стали мерой времени, в соответствии с которой лунный календарь был разработан очень рано. В соответствии с лунным календарём, два лезвия лабриса символизируют два полумесяца и, таким образом, являются знаком трансформации жизни-смерти-возрождения. С критским двойным топором был связан символ бабочки, оба кода для трансформации от смерти к возрождению. 

Символ двойного топора между рогами головы быка; этот двойной топор также представляет собой схематизированную бабочку, минойская культура (Крит)

По-моему, это похоже на христианскую мифологему "сораспятия" и "воскресения" с Христом. 
«Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода», - говорил Иисус своим ученикам (Ин.12,24). Кстати, из деревьев символом Богини было фиговое дерево, а из животных — плодовитая свинья.

Немного о калашах.

Хайде Гёттнер-Абендрот считает калашей индоевропейским (арийским) реликтом. "Они не принимали участия в индоевропейском завоевании Северо-Западной Индии арийцами около 2000 г. до н. э., а осели на полпути" в горах Гиндукуш. "Здесь они не смешивались с покорённым народом,  но в уединении гор им удалось сохранить формы своего древнего языка и традиций до настоящего времени".

"Самые консервативные кафиры сегодня — калаши. Они когда-то отступили, чтобы остаться свободными людьми, переселившись в самые недоступные, крутые долины гор Гиндукуша, очень отдалённую местность. Теперь они рассматривают долины, которые они населяют, как «чистый» остров во враждебном, «нечистом» (мусульманском) внешнем мире". 

Они ни в коем случае не блондины и не голубоглазые, как должны быть «арийцы», а темноволосые и темноглазые, за редкими исключениями.

Калаши. Источник картинки.

Их мышление, социальная структура и экономика полностью пронизаны иерархическим дуализмом, основанным на законе сильнейшего. Более сильные члены общины, воины, делают более слабых, таких как ремесленники, своими рабами и заставляют их работать бесплатно [1].

04 июля 2025

О причинах появления мегапоселений Трипольской культуры.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что, судя по распространению курганных погребальных обычаев и типичных дубинок в виде конских голов в стиле Хвалынска, появляющихся на Северном Кавказе (около Нальчика), а также вблизи Азовского моря и вплоть до Западной Украины (культура Среднего Стога), примерно с 4500 г. до н. э. арийские пастухи доминировали во всём восточноевропейском степном регионе от Урала до Кавказа и Западной Украины. 

А что случилось с предыдущими неолитическими культурами матриархального характера, которые жили на той же обширной территории? Они были «перекрыты» — как это описывают археологи, лаконично и пренебрежительно.

В качестве примера этой ситуации, которая также происходила со многими другими, следует упомянуть судьбу днепро-донецкой культуры, которая была «перекрыта» культурой Среднего Стога (4400–3400).

Поселения среднестоговской культуры располагались в нижнем течении Днепра и Днестра, как раз в районе более древней днепро-донецкой культуры [1]. Здесь также были обнаружены курганные могилы с индивидуальными захоронениями мужчин, связанные с жертвоприношениями лошадей и собак, и погребальным инвентарём, таким как каменные топоры и дубинки из конских голов, длинные кремневые кинжалы, тысячи ракушечных бусин и мелкие медные и золотые артефакты. Эти курганные захоронения были расположены на кладбищах предыдущей культуры, вытесняя обычай общинных захоронений. Это доказывает, что группы людей с Волги вторглись в этот район и оттеснили более старую культуру с помощью насилия. Захватчики прибыли разрозненными группами конных воинов-скотоводов. Те, кто пережил нападение, вероятно, бежали в соседнюю матриархальную культуру Триполья на Украине.

Кстати, примерно в это время появляются мегапоселения Трипольской культуры. Они были крупнейшими жилыми агломерациями в юго-восточной Европе с 4100 по 3400 гг. до н. э. 


Хайде Гёттнер-Абендрот о рождении патриархата.

Хайде Гёттнер-Абендрот обвиняет засуху в том, что она привела степных кочевников в Европу. Как говорится, свежо предание, да верится с трудом... В последнее время историки так часто ссылаются на климатические катастрофы в древности, что я просто перестал обращать внимание на них. 

Говоря о "преобразовании небольших групп домашних животных в большие стада овец, коз и крупного рогатого скота", Хайде Гёттнер-Абендрот противоречит своим словам о засухе. Чем же, интересно, питались большие стада овец, если и маленьким стадам не было корма из-за засухи? "Однако, - продолжает она, - содержание большого количества животных требовало повышенной мобильности, поскольку их больше нельзя было пасти пешком. Кроме того, приходилось совершать обширные миграции, чтобы найти новые пастбища для множества животных. Поэтому стало необходимым одомашнивание дикой лошади, которое началось в 5-м тысячелетии в густонаселённой культуре Ботай к востоку от Урала".

По-моему, Хайде Гёттнер поставила здесь "телегу" впереди "лошади". На самом деле, всё было как раз наоборот. Именно одомашнивание лошади и использование её в качестве ездового животного привело к укрупнению стад овец, коз и крупного рогатого скота. Пастух верхом на лошади и пастух "на своих двоих" — это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Очевидно, сначала пастухи пасли верхом табуны одомашненных лошадей (поскольку пасти их пешком невозможно), а затем стали пасти верхом на лошадях стада овец и коров.

И вот здесь произошло самое главное. Раньше миграция со стадами была сезонной: в летние месяцы мужчины-пастухи перемещались на далёкие пастбища или на высокогорные луга, но на зиму они возвращались в деревню со своими овцами и коровами. Мужчины отдалялись от своих поселений на расстояние не больше нескольких десятков километров. А верхом на лошадях они могли совершать миграции уже на многие сотни километров. И, в общем, произошёл разрыв мужского элемента и женского. В отрыве от женского влияния, мужчины создали свои "междусобойчики" (Männerbünde) со своими специфично-мужскими правилами поведения и ритуалами. Именно так и появился патриархат. В Хвалынской культуре (4700–3800 гг. до н. э.) на Средней Волге впервые появились символы власти новой, мужской скотоводческой культуры: длинные кремневые кинжалы, каменные топоры и каменные дубинки, которые имели форму конских голов, поэтому их называли «скипетрами с конской головой».

Horse heads at the point of clubs, so-called “horse head scepters,” Volga (Russia)

03 июля 2025

«Оч. умелые ручки»

"Именно женщины создали золотой век керамики и скульптуры в балканском неолите, поскольку они всегда были гончарами и художниками. Археологические доказательства этого были найдены в женских могилах, содержащих коллекцию инструментов, используемых для полировки, гравировки и росписи керамики (Site of Basatanya in East Hungary), а также в моделях храмов, которые изображают исключительно женщин, изготавливающих керамику в храмовых мастерских" (Хайде Гёттнер-Абендрот). 

Сосуд неолитической культуры Димини
Female figurine, Karanovo, Bulgaria ca. 5000 BC

О менгирах.

Я ранее полагал, что менгиры относятся к патриархальным культурам, из-за того что эти мегалиты имеют вертикальную структуру и напоминают фаллос в положении эрекции.

Однако, не всё так однозначно. Вот, пожалуйста: вертикальная структура, но при этом явно женская.

Женщина, вырезанная в песчанике. Найдено в Фивиццано, Тоскана, Италия. Датирование 3000-2000 до н. э.

Можно ещё привести пример менгиров с грудями, которые часто находили на Сардинии в связи с «гробницами гигантов». Из этих гробниц наиболее интересной является Гробница I. Вдоль левой стороны гробницы находятся шесть конусообразных бетилей, три мужских и три женских, известных на местном уровне как «Педрас Мармурадас». Три более крупных, снабжённых двумя выступами в форме грудей, представляют женский элемент; другие три, полностью гладкие, символизируют мужской фаллический элемент.

Complesso archeologico di Tamuli, Macomer