20 июля 2025

О происхождении человека.

"До тех пор пока человек продолжал повиноваться в своём поведении только двум основным инстинктам — инстинкту пола и инстинкту пищи, он ещё не был человеком. Важнейшим моментом в воспитании человеческого в человеке было подчинение его социальному началу, утверждение социальных норм поведения. Для этого прежде всего необходимо было обуздать половые инстинкты. Экзогамия и явилась уздой, наложенной обществом на индивида, первым средством воспитания человеческого в человеке. Первобытное стадо, разделившись на два экзогамных рода, воздвигло первую социальную преграду для половых влечений. Всё общество стало на защиту введённого социального  запрета; коллектив наложил цепь на индивида, вернее иа звериные начала в индивиде, и заставил его перестраивать своё поведение. Подчиняясь общественным установлениям, человек учился обуздывать свой индивидуализм и развивал в себе социальные чувства и представления. Он становился подлинным человеком", - пишет проф. А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" (с. 63). 

Советский учёный говорит, что подлинный человек лишь тот, кто подчиняется табу [1]. Табу — тот же закон. В старославянском языке слово «конъ» обозначало «граница, ограда». Таким образом, быть человеком значит жить "за оградой" или, точнее говоря, жить "внутри ограды", которая отделяет культурное пространство от окружающей дикой природы, ибо закон — это своего рода граница, устанавливающая рамки дозволенного [2].

В принципе, о том же говорит и Библия. Бог, создав человека, тут же дал ему табу: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». 

Промискуитет капут!

А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" (М., "Наука", 1964), касаясь вопроса о промискуитете в первобытном обществе, указывает на то, что "представителей первоначального состояния общества не сохранилось даже среди самых отсталых народов земного шара, и потому не может быть и речи о прямом наблюдении. Все сообщения о «промискуитете» у современных племён, фигурировавшие в компилятивных трудах конца XIX в. (например, у Летурно), при ближайшей проверке оказались основанными на неточных и не заслуживающих доверия сообщениях [1]. Несомненная заслуга Вестермарка состоит в том, что он собрал, критически рассмотрел и вполне обоснованно отверг все подобные рассказы. «Я перечислил все известные мне народы, которым приписывалось состояние
промискуитета, — пишет Вестермарк, — и полагаю, что трудно найти вторую подобную коллекцию неправдоподобных утверждений.
Некоторые из них оказались просто ошибочными интерпретациями теоретиков, отождествлявших с промискуитетом то половую свободу, частые разводы, полиандрию, групповой брак или
нечто в этом роде, то отсутствие брачной церемонии или понятия
„брак“ в современном смысле. Другие основаны нa неопределённых свидетельствах, могущих быть истолкованными как в ту, так
и в другую сторону, а иногда на заведомо ошибочной информации. Совершенно очевидно, что ни один из известных нам современных народов и в недавнее время не жил в состоянии промискуитета». После труда Вестермарка из литературы исчезли всякие ссылки на «племена с промискуитетом»." 

Я уже не раз высказывался против "гетеризма" Бахофена (см.: О "гетеризме" Бахофена, Доводы против первобытного промискуитета). 

Книга Вестермарка "The history of human marridge" была издана в Лондоне 100 лет назад, в 1925 году. Но до сих пор ещё, по крайней мере в России, продолжают, вслед за Бахофеном, отождествлять матриархат и материю [2]. Пишут о "разврате матриархата" [3], поскольку, согласно Бахофену, Земля воспринималась первобытными людьми в качестве праматери всего видимого творения, поскольку всё сущее появилось на свет из её тёмного чрева; система ценностей культуры матриархата соответствовала этому пассивному подчинению матери, природе и земле; следовательно, люди совокуплялись буквально как мухи.

Бляха-Муха

19 июля 2025

«Из говна конфетку не сделать!»

В СССР учёные высмеивали веру людей в то, что Бог сотворил мир за шесть дней. Типа, чудес не бывает, в чудеса мы не верим.

Ну хорошо, допустим, чудес не бывает. 

"Беспорядок, царивший в первобытном стаде, не мог существовать бесконечно. Развитие производительных сил рано или поздно должно было вызвать к жизни более правильную организацию общества, отвечавшую требованиям, выдвинутым новым уровнем производительности труда", - пишет профессор А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" (М., "Наука", 1964. С. 50).

Да как же при беспорядке возможно развитие производительных сил? Если я что-то сделаю своими руками, а сосед отнимет у меня, я больше не буду это делать. И если я что-то построю своими руками, а сосед придёт и сломает, то я не стану строить.  

На мой взгляд, развитие производительных сил при беспорядке сродни библейскому чуду о сотворении мира за шесть дней. В это можно только верить, а доказать это невозможно. 

Старообрядцы горного Вьетнама.

"Вьетнам — одна из немногих стран Азии, где до сих пор живы традиции матрилинейности и матрилокальности. В центральных нагорьях и горных провинциях живут народы Эде, Джа-рай, Чамы и Ко-хо, у которых в центре семейных отношений и культурных ритуалов — женская фигура.

Например, у народа Эде мужчина после свадьбы переезжает в дом жены, дети получают фамилию матери, а главой семьи является старшая женщина — обычно бабушка по материнской линии. У чамов и джа-рай младшая дочь наследует дом и землю, а женщины участвуют в религиозных обрядах и управляют семейными финансами. Этот своеобразный «внутрисемейный матриархат» контрастирует с конфуцианскими традициями, которых придерживается большинство вьетнамцев. Матрилинейные сообщества часто демонстрируют более высокий уровень гендерного равенства, однако и в них политическая власть и публичное представительство все чаще переходят к мужчинам, особенно в контакте с внешним миром.

Женские божества и связанные с ними духовные практики почитаются и вне упомянутых выше этнических групп. Культ Матери-Богини (Đạo Mẫu), включенный в список нематериального наследия ЮНЕСКО, объединяет религиозные традиции, в которых центральное место занимает женское божество — символ плодородия, защиты и силы. Вьетнамская культура в значительной степени сакрализует женское начало" (Источник). 

Hmong (Meo) women in wedding clothes. Vietnam (Tonkin)  Девочки хмонг (мео) в свадебных одеждах. Вьетнам (Тонкин).

Как первобытные люди научились считать?

Лингвисты Клэр Бауэрн (Claire Bowern) и Джейсон Зентц (Jason Zentz) из Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, сообщили в своём обзоре, опубликованном в 2012 году, что в 139 коренных австралийских языках самое большое число — это число «три», а для некоторых числительных — «четыре». Есть даже такая группа населения, как народ пираха, проживающий в бразильской Амазонии, который, как иногда утверждается, вообще не использует чисел. 

С другой стороны, мы имеем наглядный пример "Венеры Лоссельской" с тринадцатью насечками на бычьем роге.

Число 13 — явная отсылка к годовому лунному циклу. Но это также может быть и менструальный цикл, который совпадает с лунным циклом (28 дней х 13 = 364 дня). Левой рукой "венера" из Лосселя указывает на свою матку, как будто показывая, что она также несёт временную последовательность луны на небе в менструальном цикле своего тела. Довольно любопытно, что по-латыни "месяц" — mensis. Отсюда месячные = менструация (от лат. mēnsis — «месяц», mēnstruus — «ежемесячный»).

18 июля 2025

Варяги и славяне.

"Пришли к нам варяги - защищать [1] славян-земледельцев. И как их потомки проявляли себя в культуре и быту? Олицетворение славянства, это Либуша - собирательница трав и предсказательница-язычница. Матриархат, мужчины племени советуются с ней и её сёстрами по всем вопросам организации жизни. Муж Либуши, Пршемысл, носит лапти и пашет землю. Варяги, это воины, но и строители кораблей, совершавшие грабительские набеги. У нас были продолжатели дела викингов, это ушкуйники. Психология ушкуйников отражена в песне "Разин за борт бросает княжну" (Источник). 

------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Здесь более уместно слово "крышевать" земледельцев за мзду. Не защитники они, а мздоимцы. 

Полюдье — сбор дани с покорённого славянского племени варяжским князем и его дружиной.


Культура и государство: неконгруэнтные сущности.

Э.Д. Фролов, Е.В. Никитюк, А.В. Петров и А.Б. Шарнина в совместной работе "Альтернативные социальные сообщества в античном мире", после подробного описания Академии Платона, Ликея Аристотеля и Сада Эпикура в Афинах, говорят "о своеобразии античного мира, где высокий уровень культуры был достигнут без прямого участия государства, усилиями самого гражданского общества, и где, при отсутствии государственной поддержки высшего образования и фундаментальной науки, успехи в этих областях были обусловлены всецело усилиями и средствами частных лиц".

Древнегреческая философия сыграла ключевую роль в становлении и развитии мировой культуры. Она заложила основы критического мышления, логического рассуждения и этической рефлексии, которые продолжают определять интеллектуальные традиции нашей эпохи. Основные идеи античной философии воздействуют на литературу, политику, искусство и науку до сих пор. И это всё сформировалось без участия государства.

Интересно, что в античном Риме ничего подобного не сформировалось; скорее всего потому, что древние римляне были "помешаны" на государственном контроле всего и вся. 

17 июля 2025

Спартанские сисситии.

"Пережиточной формой мужских союзов были спартанские и критские столовые товарищества, которые на Крите так и назывались — «товариществами» или «мужскими домами». В Спарте устроение этих обязательных для всех граждан-мужчин совместных трапез традиция приписывала легендарному законодателю Ликургу, но правильнее думать, что древнейший законодатель (кем бы он ни был) лишь закрепил и упорядочил институт, который существовал с первобытных времён.

Древние авторы, подробно рассказывающие об этом «нововведении» Ликурга, указывают на его главную цель — поддержание равенства среди спартиатов, так сказать, на бытовом уровне: «Граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья, нарочито установленные для этих трапез» (Plut. Lyc., 10, 1). Содержались эти трапезы вскладчину: «Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы» (ibid., 12, 3). И умеренностью застолья, и благочинием поведения сотрапезников, и выдержанностью их бесед эти обеды служили целям гражданского воспитания, отчего на них нередко приглашали и детей: «За трапезами бывали и дети. Их приводили туда точно в школу здравого смысла, где они слушали разговоры о государственных делах, были свидетелями забав, достойных свободного человека, приучались шутить и смеяться без пошлого кривляния и встречать шутки без обиды» (ibid., 12, 6).

Спартанские сисситии объединяли группы граждан примерно по 15 человек (ibid., 12, 3). Посещение их спартиатами — от простых граждан до царей включительно — было обязательным вплоть до позднего эллинистического времени (ibid., 12, 4-5). Однако вступление в столовое товарищество не было автоматическим для любого достигшего совершеннолетия спартиата: «Рассказывают, что желавший стать участником трапезы, подвергался вот какому испытанию. Каждый из сотрапезников брал в руки кусок хлебного мякиша и, словно камешек для голосования, молча бросал в сосуд, который подносил, держа на голове, слуга. В знак одобрения комок просто опускали, а кто хотел выразить своё несогласие, тот предварительно сильно стискивал мякиш в кулаке. И если обнаруживали хотя бы один такой комок, соответствующий просверленному камешку, искателю в приёме отказывали, желая, чтобы все, сидящие за столом, находили удовольствие в обществе друг друга. Подобным образом отвергнутого называли «каддированным»— от слова «каддихос», обозначающего сосуд, в который бросали мякиш» (ibid., 12, 9-11). Надо думать, что такие неудачники, которым было отказано в приёме в основную ячейку гражданской корпорации, попадали а разряд «умалённых» — гипомейонов.

Из книги М. Мюррей "Бог ведьм".

"Идея разделения Потусторонней Силы на две части, одну добрую и одну злую, принадлежит развитой и сложной религии. В более примитивных культах божество само по себе является творцом всего, будь то добро или зло", - пишет Margaret Alice Murray в своей монографии "God Of The Witches".

Мне, конечно, совсем не нравится её "прогрессистский" подход в описании религии. От него дурно попахивает нацизмом и расизмом. Когда говорят о "примитивных" культах и "развитой" религии, подспудно имеется в виду разделение людей на "дикарей" и "культурных, высокообразованных" носителей сложной религии. А на самом деле всё совсем не так. В современном обществе дурак сидит на дураке, и дураком погоняет.

Однако, продолжим дальше цитировать Маргарет Мюррей:

"Монотеизм ранних религий ярко выражен: каждое небольшое поселение или группа поселений имели своё божество, мужское или женское, чья сила совпадала с силой его почитателей. Политеизм, по-видимому, возник со слиянием племён, каждое из которых имело своё собственное божество. Когда племя, чьё божество было мужским, объединялось с племенем, чьё божество было женским, союз народов символизировался в их религии браком их богов. Когда путём мирного проникновения новый бог вытеснял старого, он считался сыном своего предшественника. Но когда вторжение было воинственным, божество-победитель наделялось всеми благими качествами, в то время как бог побеждённых занимал более низкое положение и считался завоевателями источником зла, и, следовательно, часто вызывал больший страх, чем их собственное законное божество. В Древнем Египте падение с положения верховного бога до положения «дьявола» хорошо проиллюстрировано на примере бога Сета, который в ранние времена был таким же подателем блага, как Осирис, но позже был настолько ненавистен, что, за исключением города его особого культа, его имя и изображение были повсеместно уничтожены".

И далее М. Мюррей вспоминает, что от древних кельтов сохранились изображения их рогатого бога Цернунна.

Изображение Цернунна (Кернунна) на серебряном котле из Гундеструпа

16 июля 2025

О погребениях культуры ЛЛК.

Существует предположение, что женщины и дети культуры ЛЛК (LBK) имели более низкий статус по сравнению с мужчинами. Их предполагаемый более низкий статус основан на двух характеристиках погребальных свидетельств: во-первых, на том, что женщины и дети получают меньше погребального инвентаря, чем мужчины, и, во-вторых, на том, что их чаще хоронят на поселениях. 

Что касается погребального инвентаря, тут есть одна "заковыка". О погребальном инвентаре археологи судят на основании раскопанных артефактов. Понятное дело, что полированные каменные орудия, которые встречаются в 34% всех мужских погребениях и 5% женских, не гниют и не разлагаются. Эти орудия выделяются как «мужской» погребальный инвентарь, а легко идентифицируемого «женского» аналога погребального инвентаря не существует. Отсюда и "перекос" в сторону более высокого статуса мужских погребений.

Но мы же знаем, что прядение и ткачество испокон веков являлись женскими занятиями. Однако продукты ткачества, созданные из льняных и шерстяных нитей, быстро разлагаются в земле. То же происходит и со шкурами животных. 

Погребение 67/2 из Кляйнхадерсдорфа (Австрия; молодой мужчина). Обратите внимание на отполированное каменное тесло, расположенное за позвоночником этого человека.

«Стандартный» погребальный обряд LBK, в положении лёжа, ориентация восток-запад и с набором погребального инвентаря. Погребение 60 из Айтерхофен-Эдмюле (Бавария, Германия; взрослая женщина, 40–50 лет).

«Ex oriente lux».

Из всех греков-дорийцев, спартиаты сохранили древний арийский дух наиболее полным образом. Они презирали земледелие и ремёсла, а единственным делом, которым они занимались вовсю, было оружейное дело. Война доминировала во всех аспектах жизни спартанского государства. Спартиаты создали фалангу, своего рода боевую машину, состоящую из восьми рядов тяжеловооружённой пехоты (гоплитов). С её помощью они начали систематическую завоевательную кампанию против своих соседей на Пелопоннесе и в конечном итоге стали доминировать на всём полуострове, включая Арголиду и Мессению. Они продолжали войну, пока не завоевали всю материковую Грецию вплоть до Фессалийской равнины на севере. 

Серия спартанских войн спровоцировала новый исход. Многие микенцы, оставшиеся на восточном побережье Греции, предпочли не встречаться со спартанцами и бежали через Эгейское море к побережью Малой Азии и крупным островам перед ним. Греки, поселившиеся там, говорили на ионийском диалекте. В микенскую эпоху они уже переняли некоторые элементы минойской культуры. Это слияние дало грекам Малой Азии, «ионийцам», особый культурный отпечаток.

В ионийских торговых городах на побережье Малой Азии положение женщин было лучше, чем у афинских женщин в Аттике, поскольку элементы минойско-микенской традиции всё ещё оказывали влияние. Кроме того, взаимообмен с другими развитыми цивилизациями Западной Азии способствовал расцвету уникального интеллектуализма. Большинство великих философов и учёных того времени были выходцами из Ионии [1]. Богатые женщины высшего класса могли участвовать в образовании, посещая философские школы и даже сами становясь учёными. Все знаменитые гречанки древности были родом из ионийских городов на побережье Малой Азии и крупных островов у побережья; Это были женщины-писательницы и поэтессы, такие как Сафо, интеллектуалки, такие как Аспасия,

Аспасия (Аспазия; др.-греч. Ἀσπασία; ок. 470—400 до н. э.) — возлюбленная Перикла (490—429), политического деятеля древних Афин. Место рождения Милет.

и философы, такие как Феано, и, будучи жрицами, они по-прежнему руководили религиозными праздниками.

-----------------------------------------------------------------------------

[1] В очень интересной книге (Die Quellen der Philosophie sind weiblich, Aachen 2001, 2003) Ингрид Штраубе доказала, что ионийские философы (например, Фалес, Гесиод, Анаксимен) и более поздние классические философы (Сократ, Платон) опирались на матриархальную космогонию и философию.

15 июля 2025

Хайде Гёттнер-Абендрот о двоеверии у древних германцев.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "религиозная сфера германских народов была разделена на религию господствующего класса и верования угнетённых женщин и низших слоёв крестьянства. Раннее патриархальное население, которое отождествляется с народом боевых топоров,

Петроглиф из Швеции. Кажется, у мужиков половые члены в положении эрекции, когда они рубятся топорами. Наверно, выясняют, у кого член длиннее.

поклонялось богу войны Тиру/Зиу, причём имя «Зиу» было связано с «Зевсом», отсылая к общеиндоевропейскому Богу-Отцу. Однако он исчез с появлением более поздних германских богов войны Одина/Водана и Тора/Донара, которым поклонялись военачальники и их последователи. Один и Тор являются северогерманским (скандинавским) вариантом этих богов, а Водан и Донар – южногерманским. Имя «Водан/Вотан» означает «неистовый», который налетает со своими полчищами всадников и, словно одержимый, уничтожает всё, что встаёт на его пути.

Asgårdsreien [Дикая охота Одина] (1872) Петер Николай Арбо

Кимвры: слуги Вотана.

В Кимврской войне (лат. Bellum Cimbricum, 113—101 годы до н. э.) римляне поначалу потерпели череду поражений от германцев, но затем, собравшись с силами, разгромили варваров.

На этой войне кимвры показали то, что называется «Furor Teutonicus», или «тевтонская ярость». В последней битве при Верцеллах (верховья реки По) в 101 году до н. э. римляне увидели германских женщин, одержимых этой яростью. Когда разбитые римлянами варвары стали спасаться бегством, женщины кричали на отступающих мужчин и убивали их топорами, независимо от того, были ли это их отцы, братья или сыновья. Они душили своих детей или бросали их под колёса повозок и копыта упряжных животных, в конце концов покончив с собой. Они даже вступали в бой с римскими солдатами, голыми руками вырывая у них щиты и мечи [1], не обращая внимания на собственные раны, пока сами не погибали от ран. Ни при каких обстоятельствах они не хотели попасть в римский плен и рабство.

Эта черта неистовства в сражении известна по скандинавским воинам, называемым «берсерками». Считается, что только германские мужчины впадали в состояние ярости [2]. Но вот, оказывается, и женщины тоже могли быть «берсерками», голыми руками сражаясь с вооружёнными "до зубов" римлянами.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что германцы даже в мирное время легко и просто обнажали меч. Нередко их собрания заканчивались взаимными убийствами, когда не удавалось достичь соглашения. Насилие считалось «героическим» и поощрялось германскими военачальниками. Они выбирали воинов по их «смелости», то есть по их готовности убить любого в любое время, кто встанет у них на пути, оскорбит их или помешает им делать то, что они хотят.

Вот это «правильные пацаны»! Вот это goodfellas! Патриархат просто зашкаливает! "Нежизнеспособный" матриархат ему в подмётки не годится!

Часто приходится слышать о том, что матриархат нежизнеспособен и неизбежно ведёт к вымиранию. А теперь давайте взглянем на этот патриархат "высшей пробы": примерно в 120 году до н. э. около 300 000 кимвров вышли из Ютландии, и уже в 101 году все кимвры кончились. Они уподобились саранче, совершив несколько беспорядочных, бессмысленных миграций по Западной Европе.


 
----------------------------------------------------------------------------------

[1] Им не разрешалось брать в руки оружие, поскольку это было монополией мужчин, которая была недоступна женщинам.

[2] Это состояние считалось сакральным, а сами берсерки считались "богоносцами". Имя «Водан/Вотан» означает «неистовый», который несётся со своими полчищами всадников и, словно одержимый, уничтожает всё, что встаёт на его пути. 

14 июля 2025

Немного о кельтах.

(По материалам Хайде Гёттнер-Абендрот)

Матриархальные элементы в кельтских культурах чаще всего встречаются в религиозной сфере. Однако следует учитывать типичное для патриархальных обществ разделение религиозности, которое порождает доминирующую культуру и культуру угнетённых. Высшие классы военачальников и воинов поклонялись индоевропейским богам грозы и войны. Низшие классы сохраняли верования доиндоевропейского происхождения [1]. Доиндоевропейские боги, которых кельты заимствовали, — это Цернунн, бог-олень [2], и Луг, бог-маг. Они имеют матриархальное происхождение. Даже изначальная богиня пиктов Дана сохранилась в названиях особых элементов ландшафта. Например, богиня воплощалась в двух холмах, как её груди, как это показано на «Сосках Дану» (Килларни, Ирландия) и «Сосках Юры» (Кнок Сеннда, Шотландия).

The Breasts of Dana, called “Paps of Jura,” Cnoc Seannda (Scotland)

Этот матриархальный элемент столь же отчётливо проявляется в богине Эрин/Эйре, которую в её святилище Тары в центре Ирландии также называют «Владыкой Эрин» (“Sovereignty of Erin”), то есть верховной властью (sovereignty) или свободой (freedom) страны Ирландия. Она выбирает своего Священного Царя, преподнося ему свою золотую чашу, наполненную красным напитком. Вариант Даны – древняя богиня Керридвен, с её «волшебным котлом», неиссякаемым источником жизни, исцеления и возрождения – явная отсылка к матриархальной религии возрождения. Её дочь – богиня Бригда/Бригид, «Высшая», также с магическим котлом в качестве «Котла Вдохновения», символизирующего духовную творческую сторону богини.

Немного про пиктов.

Пикты были коренным доиндоевропейским народом Британии и Ирландии. Говорят, что они происходят от легендарного «Туата Де Дананн», «народа (богини) Даны».

Вдали от побережья, куда пикты отступили от первых кельтов после того, как последние высадились, они могли следовать своей собственной матриархальной [1] культуре, не тревожимые кельтами, в течение очень долгого времени. Но следующие волны всё более воинственных кельтов вытесняли их всё дальше на запад и север. Это заставило пиктов перенять военное снаряжение завоевателей, а именно лошадей и оружие, и в конечном итоге они стали искусными воинами в самообороне. Только в конце I века н. э. они были покорены и кельтизированы, несмотря на их героическое сопротивление в Англии, то же самое произошло ещё позже в Ирландии, в IV веке н. э.

Menhir of the Picts with symbols, Aberlemno, Tyside (Scotland)

Silver gem of the Picts displaying the same symbols: zigzag line and double disc, Norrie’s Law Hoard, Fife (Scotland) (National Museum, Scotland)

13 июля 2025

Про нураги Сардинии.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "в среднем бронзовом веке доиндоевропейские лигуры из западного Средиземноморья иммигрировали на Сардинию и мирно объединились с местным неолитическим населением, внедрив туда свою мегалитическую культуру. Ранний язык населения Сардинии не был индоевропейским, а был родственным баскскому, а их образ жизни был матриархальным".

"... они отступили из прибрежной зоны, где постоянно прибывали новые завоеватели, в горные районы Сардинии".

Здесь, очевидно, имеются в виду "сарды" или "шардана" (ŠRDN). Шерданы появляются на Сардинии в период раннего бронзового века (1800-е года до нашей эры). Очевидно, их движение на юг Европы нужно рассматривать в общем контексте индоевропейских (арийских) миграций. Активно распространяться шардана начали в эпоху средней бронзы (1600-1300 гг. до н.э.) и достигли пика своей цивилизации в эпоху поздней бронзы (1300-900 гг. до н.э.).


Археологи говорят, что примерно в это время на Сардинии были обнаружены огромные запасы очень ценных минералов, таких, например, как медь, которую жители острова переплавляли вместе с привозимым оловом для получения бронзы. Но вот вопросы: кто занимался изготовлением оружия из бронзы — доиндоевропейские аборигены или пришлые индоевропейцы? Кто и для чего строил нураги?

Заметки об «энсьерро» в Памплоне.

Баски похожи на древних крито-минойцев из-за своего стремления пострадать от быка. Я имею в виду энсьерро, убегание мужчин от быков в Памплоне [1].

Памплона на карте.

На Крите таврокатапсии иногда заканчивались трагически для участников соревнований.

Чаша Вафио 1, изготовленная примерно в 1500-1450 гг. до н. э.

И у басков тоже не обходится без трагедий. Традиционный забег с быками ежегодно проводится в городе, и каждый раз есть пострадавшие. Рекордным по количеству жертв стал 1924 год, когда быки растерзали 13 и ранили 200 человек. 

12 июля 2025

Немного про дорийцев.

Хайде Гёттнер-Абендрот описывает, до какой степени может дойти деградация культуры при патриархате, имея в виду вторжение дорийцев в Элладу.

"Несмотря на примитивную культуру, захватчики обладали новым оружием из железа, положив начало железному веку в Южной Европе (1100 г. до н. э.). Они опустошили землю, массово убивая, разрушая микенские замки-дворцы и сжигая их дотла, оставляя лишь развалины. Сельское хозяйство погибло, а оставшееся крестьянское население умерло от голода. В конце концов, выжило менее четверти, а некоторые районы полностью обезлюдели. Дорийцы продолжали жить за счёт скотоводства с большими стадами, хотя сухая, холмистая Греция, зажатая между горами и морем, была совершенно непригодна для этого. Зелёная растительность была уничтожена до каменистой почвы, и целые участки земли подверглись эрозии. В результате за оставшиеся пастбища вспыхнули ожесточённые бои, в результате чего дорийские завоеватели распались на племена и группы, воюющие друг с другом. Результатом стал резкий упадок культуры, приведший к «Тёмным векам» Греции. За три-четыре столетия, которые это длилось, цивилизация здесь вымерла: каменная архитектура исчезла, и люди жили в примитивных хижинах из глины и дерева. Их орудия труда изготавливались из кремня, кости и рога вместо металла, поскольку они полностью забыли навыки металлообработки, которыми дорийцы обладали к моменту своего вторжения. Их одежда состояла из неразрезанной, несшитой ткани и поэтому была проще, чем тщательно сшитая одежда палеолитической эпохи".

Кажется, возрождение культуры началось со Спарты. Как типичные дорийцы, спартанцы не умели ни читать, ни писать, их культурный уровень оставался низким, однако они были достаточно умны, чтобы не уничтожить покорённое население («илотов») полностью, а поработили оставшихся и использовали их для ведения сельского хозяйства. "Культура" и "культивация" (земли) — слова однокоренные (от лат. cultura — «возделываю, обрабатываю землю»). "Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т. е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих" (М. С. Каган).

Women cultivating the fields, rock painting (eastern coast of Spain, 6th mill).

*****************************************************

Про дольмены Западного Кавказа.

(По материалам Михаила Кудина Мегалитическая архитектура Кавказа). 

Фото дольмена Бжеф-1 Н.Г. Ловпаче.

Здесь хорошо видна площадка-"прихожая" перед фасадом дольмена. Очевидно, на этой площадке в древности проводились какие-то ритуальные собрания. Может быть, при этом открывалась "пробка" дольмена, чтобы умершие могли соучаствовать в собрании.

Возможная реконструкция обряда.

Картина напоминает поминальный обед на могиле из коми-пермяцкого села Большая Коча.

Источник картинки.

11 июля 2025

Против "священных царей" Хайде Гёттнер-Абендрот.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "в каждом минойском городе и поместье была своя Первая Жрица и Священный Царь". "Эта религиозная функция, выполняемая мужчинами, подтверждается некоторыми минойскими изобразительными свидетельствами". "На перстне из Кносса богиня изображена стоящей на горе в окружении двух львиц с посохом в руке, передающей его выразительным жестом молодому человеку, почтительно стоящему перед ней".

Goddess on a mountain, flanked by lionesses, handing over a staff to a young man. Seal-ring from Knossos.

Хайде Гёттнер-Абендрот называет этот посох "лунным", потому что она умудрилась рассмотреть на нём какие-то "насечки, которые указывают на счёт, и они, вероятно, представляют собой календарную систему лунных циклов". "Имя «Минос» соответствует этому, поскольку это не индивидуальное имя, а титул, носимый всеми минойскими священными царями. Оно соответствует древнеегипетскому царскому титулу «Менес», что означает «луна» (греч. «мене»), или «фаза луны», «лунный период». Со времён палеолита женщины отождествляли эти лунные периоды с «менструациями», своим внутренним циклом фертильности, который считался священным. Они изобрели лунный календарь и передали этот временной порядок мужчинам, как это можно увидеть на этой картинке, где богиня вручает лунный посох молодому священному царю, тем самым знакомя его со священным знанием религии возрождения".

Мне не нравится такая интерпретация. 

Во-первых, молодой человек, судя по положению его тела и рук, находится в изменённом состоянии сознания. Я уже приводил примеры подобного "молитвенного" состояния (см.: Молящийся). На этом перстне, судя по всему, изображена эпифания (богоявление). Можно посмотреть, для сравнения, другое подобное изображение эпифании. 

Здесь мы видим ну очень "толстый" намёк на ИСС в руке сидящей женщины.

Слева, в воздухе "висит" восьмёркообразное существо. Назовём его НЛО (неопознанный летающий объект). И это существо держит в руке какую-то "палку", которая напоминает "палку" в руках богини на предыдущей картинке. Что это за "палка"? — Я не знаю. Но я бы не торопился отождествлять её с царским "скипетром".

А вот ещё одна "волшебная палочка" в руке парящего в воздухе антропоморфного существа:

Печать золотого кольца. Сакральная сцена в святилище, Кносс, Крит

Здесь, скорее всего, тоже речь идёт о явлении какого-то духа, а не человека; люди не могут парить в воздухе. Однако Хайде Гёттнер-Абендрот считает иначе.

О печатях.

По мнению Хайде Гёттнер-Абендрот, "[крито-минойские] круглые гробницы, называемые «толосами», были коллективными гробницами, по одной для каждого клана, а площадки перед их входами указывают на церемонии поминовения предков. Очень часто группы из двух или трёх гробниц-толосов объединялись вместе, что указывает на клановые объединения, на прочных союзах которых основывались более крупные инициативы минойского общества [1]. Печати, найденные в могилах, принадлежали кланам такой группы, что ясно показывает, что печати не означают «частную собственность»".

Некоторые из печатей с прорисовками.

Если печати принадлежали кланам, тогда только членам клана было доподлинно известно, что изображено на печатях.

Хотя учёные пытаются "расшифровать" смысл изображений на печатях и пишут свои комментарии,

"крылатый богокозёл" ?

но, в общем, эти комментарии спорны и каждая печать остаётся "вещью-в-себе".

"минотавр" ?

10 июля 2025

Культуры меняются, традиции остаются прежними.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что саркофаге из Агиа-Триады (1400 - 1350 гг. до н.э.) погребальную церемонию совершают женщины-жрицы. Она обращает внимание на одну из жриц, одетую в длинную синюю мантию с венчиком на голове, который идентифицирует её как Первую Жрицу.


Что касается синего цвета, тут всё понятно: голубой или синий цвет использовался крито-минойскими художниками для обозначения принадлежности того или иного персонажа к потустороннему миру (см. мою запись Кстати, о птичке).

Но здесь другое удивительно. У "царя-жреца" — такой же головной убор.


По словам Артура Эванса, юноша, изображённый на фреске, был «правителем Кносса». Фреска была восстановлена по трём отдельным фрагментам: голове, туловищу и левой ноге. Когда Артур Эванс обнаружил их в 1901 году, он сначала верно заметил, что, предположительно, эти фрагменты принадлежат разным фигурам. Голова, очевидно, принадлежала женщине. Значит, перед нами изображена «правительница Кносса». 

О поселении Лос-Мильярес.

Модель доисторического протогорода Лос-Мильярес

Удивительное поселение! Оно было окружено тремя (!!!) концентрическими стенами!

Реконструкция.

Внешняя стена, построенная после расширения поселения, охватывала периметр длиной около 400 м и включала 17 бастионов и башен, расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также два барбакана (укреплённые ворота), защищавших входы на территорию.

Барбакан у входа на самый дальний участок.

09 июля 2025

Немного про амореев.

«Амореями» мы называем то племя, или племена, которые по-шумерски обозначались идеограммой MAR-TU, по-аккадски термином 'amurru.  Наиболее правильным будет понимать термин mar-tu // amurru с самого начала как обозначение страны света, а именно запада. Жители Двуречья часто приме­няют этот термин — «западные» — к проникающим в то время за Евфрат племенам. То, что жители Двуречья называют эти племена «амурру», указывает лишь на на­правление, в котором они двигались, и не означает непременно их тоже­ства с населением сирийских гор Амурру. «Амурру» в эту эпоху ни в коем случае не является самоназванием «восточно-ханаанейского» (или западно-семитского) племени или племён.  В I тысячелетии до н. э. термин «Амурру» применяется ассирийцами и вавилонянами для обозначения Сирии вообще (приблизительно в том же смысле, что и «Хатти»).

Что мы знаем о племенах «амурру» в Двуречье? Люди, называемые mar-tu, появляются в массовом количестве начиная с III династии Ура и в особенности получают большое распространение после её падения. Во главе  их стоят весьма   многочисленные   «старшины   западных» (ugula mar-tu). Создаётся впечатление, что термин «амур­ру» превращается в нечто вроде обозначения профессии — может быть, наёмников,  стоявших под началом специальных «старшин».

Текст Ибн-Сина назы­вает их «врагом, никогда не знавшим города». Ещё характернее текст, опубликованный Chiera.

«Для горца   оружие — товарищ,

Он вырывает тмин у подножья горы, он не знает подчинения,

Он ест неварёное мясо,

За всю свою жизнь он не знает дома,

Своего мёртвого товарища он не погребает.

(Теперь же) Амурру владеет домом (?)».

Приведённое выше вавилонское письмо рисует даже «мирных» «амореев», живших в домах (видимо, "отжатых" у земледельцев) и находившихся под началом «старшины амореев». Они, подобно "реестровым" казакам в России, числились на службе вавилонского государства. Большинство «орга­низованных» амореев состояло из давно вавилонизованных лиц, жив­ших в самой Вавилонии и носивших аккадские имена. Этот процесс вавилонизации и перехода к земледелию хорошо отображён в приведённом выше тексте.

«Старшины амореев» не всегда были, однако, на службе вавилонского государства, а были самостоятельными, даже могущественными вождями. Они могли проводить собственную политику.

О "пробных браках" у семитов.

Хайде Гёттнер-Абендрот рассказывает о брачных обычаях у семитов-аккадцев в середине 3-го тысячелетия до н. э.

Девочку-невесту для своего сына выбирал отец жениха, и с тех пор она жила в доме своего свёкра, чтобы фактически быть служанкой до свадьбы.

Это так называемый "пробный брак". За девочку был уплачен немалый калым, и покупатель "товара" должен был убедиться, что "товар" качественный. Если девочка на поверку оказывалась глупой и ленивой "неумехой", её могли вернуть назад родителям. Типа, нам такого "добра" не надо. 

Интересно, что у многих северных народов (например, у чукчей) практиковался подобный вид брака, только наоборот: молодой жених приходил в стойбище своего потенциального тестя и должен был продемонстрировать все свои самые лучшие качества. Как правило, он показывал своё усердие в работе, и через год или два тесть принимал решение, нужен ли ему такой зять.

Кажется, у древних евреев были в ходу оба брачных обычая. 

С одной стороны, согласно Библии (Бытие 30:25–33), патриарх Иаков пас стада своего дяди Лавана 20 лет. Первые 14 лет Иаков работал не за плату, а за двух своих жён, дочерей Лавана, оставшиеся 6 лет он получал плату домашним скотом.