18 июля 2025

Варяги и славяне.

"Пришли к нам варяги - защищать [1] славян-земледельцев. И как их потомки проявляли себя в культуре и быту? Олицетворение славянства, это Либуша - собирательница трав и предсказательница-язычница. Матриархат, мужчины племени советуются с ней и её сёстрами по всем вопросам организации жизни. Муж Либуши, Пршемысл, носит лапти и пашет землю. Варяги, это воины, но и строители кораблей, совершавшие грабительские набеги. У нас были продолжатели дела викингов, это ушкуйники. Психология ушкуйников отражена в песне "Разин за борт бросает княжну" (Источник). 

------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Здесь более уместно слово "крышевать" земледельцев за мзду. Не защитники они, а мздоимцы. 

Полюдье — сбор дани с покорённого славянского племени варяжским князем и его дружиной.


Культура и государство: неконгруэнтные сущности.

Э.Д. Фролов, Е.В. Никитюк, А.В. Петров и А.Б. Шарнина в совместной работе "Альтернативные социальные сообщества в античном мире", после подробного описания Академии Платона, Ликея Аристотеля и Сада Эпикура в Афинах, говорят "о своеобразии античного мира, где высокий уровень культуры был достигнут без прямого участия государства, усилиями самого гражданского общества, и где, при отсутствии государственной поддержки высшего образования и фундаментальной науки, успехи в этих областях были обусловлены всецело усилиями и средствами частных лиц".

Древнегреческая философия сыграла ключевую роль в становлении и развитии мировой культуры. Она заложила основы критического мышления, логического рассуждения и этической рефлексии, которые продолжают определять интеллектуальные традиции нашей эпохи. Основные идеи античной философии воздействуют на литературу, политику, искусство и науку до сих пор. И это всё сформировалось без участия государства.

Интересно, что в античном Риме ничего подобного не сформировалось; скорее всего потому, что древние римляне были "помешаны" на государственном контроле всего и вся. 

17 июля 2025

Спартанские сисситии.

"Пережиточной формой мужских союзов были спартанские и критские столовые товарищества, которые на Крите так и назывались — «товариществами» или «мужскими домами». В Спарте устроение этих обязательных для всех граждан-мужчин совместных трапез традиция приписывала легендарному законодателю Ликургу, но правильнее думать, что древнейший законодатель (кем бы он ни был) лишь закрепил и упорядочил институт, который существовал с первобытных времён.

Древние авторы, подробно рассказывающие об этом «нововведении» Ликурга, указывают на его главную цель — поддержание равенства среди спартиатов, так сказать, на бытовом уровне: «Граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья, нарочито установленные для этих трапез» (Plut. Lyc., 10, 1). Содержались эти трапезы вскладчину: «Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы» (ibid., 12, 3). И умеренностью застолья, и благочинием поведения сотрапезников, и выдержанностью их бесед эти обеды служили целям гражданского воспитания, отчего на них нередко приглашали и детей: «За трапезами бывали и дети. Их приводили туда точно в школу здравого смысла, где они слушали разговоры о государственных делах, были свидетелями забав, достойных свободного человека, приучались шутить и смеяться без пошлого кривляния и встречать шутки без обиды» (ibid., 12, 6).

Спартанские сисситии объединяли группы граждан примерно по 15 человек (ibid., 12, 3). Посещение их спартиатами — от простых граждан до царей включительно — было обязательным вплоть до позднего эллинистического времени (ibid., 12, 4-5). Однако вступление в столовое товарищество не было автоматическим для любого достигшего совершеннолетия спартиата: «Рассказывают, что желавший стать участником трапезы, подвергался вот какому испытанию. Каждый из сотрапезников брал в руки кусок хлебного мякиша и, словно камешек для голосования, молча бросал в сосуд, который подносил, держа на голове, слуга. В знак одобрения комок просто опускали, а кто хотел выразить своё несогласие, тот предварительно сильно стискивал мякиш в кулаке. И если обнаруживали хотя бы один такой комок, соответствующий просверленному камешку, искателю в приёме отказывали, желая, чтобы все, сидящие за столом, находили удовольствие в обществе друг друга. Подобным образом отвергнутого называли «каддированным»— от слова «каддихос», обозначающего сосуд, в который бросали мякиш» (ibid., 12, 9-11). Надо думать, что такие неудачники, которым было отказано в приёме в основную ячейку гражданской корпорации, попадали а разряд «умалённых» — гипомейонов.

Из книги М. Мюррей "Бог ведьм".

"Идея разделения Потусторонней Силы на две части, одну добрую и одну злую, принадлежит развитой и сложной религии. В более примитивных культах божество само по себе является творцом всего, будь то добро или зло", - пишет Margaret Alice Murray в своей монографии "God Of The Witches".

Мне, конечно, совсем не нравится её "прогрессистский" подход в описании религии. От него дурно попахивает нацизмом и расизмом. Когда говорят о "примитивных" культах и "развитой" религии, подспудно имеется в виду разделение людей на "дикарей" и "культурных, высокообразованных" носителей сложной религии. А на самом деле всё совсем не так. В современном обществе дурак сидит на дураке, и дураком погоняет.

Однако, продолжим дальше цитировать Маргарет Мюррей:

"Монотеизм ранних религий ярко выражен: каждое небольшое поселение или группа поселений имели своё божество, мужское или женское, чья сила совпадала с силой его почитателей. Политеизм, по-видимому, возник со слиянием племён, каждое из которых имело своё собственное божество. Когда племя, чьё божество было мужским, объединялось с племенем, чьё божество было женским, союз народов символизировался в их религии браком их богов. Когда путём мирного проникновения новый бог вытеснял старого, он считался сыном своего предшественника. Но когда вторжение было воинственным, божество-победитель наделялось всеми благими качествами, в то время как бог побеждённых занимал более низкое положение и считался завоевателями источником зла, и, следовательно, часто вызывал больший страх, чем их собственное законное божество. В Древнем Египте падение с положения верховного бога до положения «дьявола» хорошо проиллюстрировано на примере бога Сета, который в ранние времена был таким же подателем блага, как Осирис, но позже был настолько ненавистен, что, за исключением города его особого культа, его имя и изображение были повсеместно уничтожены".

И далее М. Мюррей вспоминает, что от древних кельтов сохранились изображения их рогатого бога Цернунна.

Изображение Цернунна (Кернунна) на серебряном котле из Гундеструпа

16 июля 2025

О погребениях культуры ЛЛК.

Существует предположение, что женщины и дети культуры ЛЛК (LBK) имели более низкий статус по сравнению с мужчинами. Их предполагаемый более низкий статус основан на двух характеристиках погребальных свидетельств: во-первых, на том, что женщины и дети получают меньше погребального инвентаря, чем мужчины, и, во-вторых, на том, что их чаще хоронят на поселениях. 

Что касается погребального инвентаря, тут есть одна "заковыка". О погребальном инвентаре археологи судят на основании раскопанных артефактов. Понятное дело, что полированные каменные орудия, которые встречаются в 34% всех мужских погребениях и 5% женских, не гниют и не разлагаются. Эти орудия выделяются как «мужской» погребальный инвентарь, а легко идентифицируемого «женского» аналога погребального инвентаря не существует. Отсюда и "перекос" в сторону более высокого статуса мужских погребений.

Но мы же знаем, что прядение и ткачество испокон веков являлись женскими занятиями. Однако продукты ткачества, созданные из льняных и шерстяных нитей, быстро разлагаются в земле. То же происходит и со шкурами животных. 

Погребение 67/2 из Кляйнхадерсдорфа (Австрия; молодой мужчина). Обратите внимание на отполированное каменное тесло, расположенное за позвоночником этого человека.

«Стандартный» погребальный обряд LBK, в положении лёжа, ориентация восток-запад и с набором погребального инвентаря. Погребение 60 из Айтерхофен-Эдмюле (Бавария, Германия; взрослая женщина, 40–50 лет).

«Ex oriente lux».

Из всех греков-дорийцев, спартиаты сохранили древний арийский дух наиболее полным образом. Они презирали земледелие и ремёсла, а единственным делом, которым они занимались вовсю, было оружейное дело. Война доминировала во всех аспектах жизни спартанского государства. Спартиаты создали фалангу, своего рода боевую машину, состоящую из восьми рядов тяжеловооружённой пехоты (гоплитов). С её помощью они начали систематическую завоевательную кампанию против своих соседей на Пелопоннесе и в конечном итоге стали доминировать на всём полуострове, включая Арголиду и Мессению. Они продолжали войну, пока не завоевали всю материковую Грецию вплоть до Фессалийской равнины на севере. 

Серия спартанских войн спровоцировала новый исход. Многие микенцы, оставшиеся на восточном побережье Греции, предпочли не встречаться со спартанцами и бежали через Эгейское море к побережью Малой Азии и крупным островам перед ним. Греки, поселившиеся там, говорили на ионийском диалекте. В микенскую эпоху они уже переняли некоторые элементы минойской культуры. Это слияние дало грекам Малой Азии, «ионийцам», особый культурный отпечаток.

В ионийских торговых городах на побережье Малой Азии положение женщин было лучше, чем у афинских женщин в Аттике, поскольку элементы минойско-микенской традиции всё ещё оказывали влияние. Кроме того, взаимообмен с другими развитыми цивилизациями Западной Азии способствовал расцвету уникального интеллектуализма. Большинство великих философов и учёных того времени были выходцами из Ионии [1]. Богатые женщины высшего класса могли участвовать в образовании, посещая философские школы и даже сами становясь учёными. Все знаменитые гречанки древности были родом из ионийских городов на побережье Малой Азии и крупных островов у побережья; Это были женщины-писательницы и поэтессы, такие как Сафо, интеллектуалки, такие как Аспасия,

Аспасия (Аспазия; др.-греч. Ἀσπασία; ок. 470—400 до н. э.) — возлюбленная Перикла (490—429), политического деятеля древних Афин. Место рождения Милет.

и философы, такие как Феано, и, будучи жрицами, они по-прежнему руководили религиозными праздниками.

-----------------------------------------------------------------------------

[1] В очень интересной книге (Die Quellen der Philosophie sind weiblich, Aachen 2001, 2003) Ингрид Штраубе доказала, что ионийские философы (например, Фалес, Гесиод, Анаксимен) и более поздние классические философы (Сократ, Платон) опирались на матриархальную космогонию и философию.

15 июля 2025

Хайде Гёттнер-Абендрот о двоеверии у древних германцев.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "религиозная сфера германских народов была разделена на религию господствующего класса и верования угнетённых женщин и низших слоёв крестьянства. Раннее патриархальное население, которое отождествляется с народом боевых топоров,

Петроглиф из Швеции. Кажется, у мужиков половые члены в положении эрекции, когда они рубятся топорами. Наверно, выясняют, у кого член длиннее.

поклонялось богу войны Тиру/Зиу, причём имя «Зиу» было связано с «Зевсом», отсылая к общеиндоевропейскому Богу-Отцу. Однако он исчез с появлением более поздних германских богов войны Одина/Водана и Тора/Донара, которым поклонялись военачальники и их последователи. Один и Тор являются северогерманским (скандинавским) вариантом этих богов, а Водан и Донар – южногерманским. Имя «Водан/Вотан» означает «неистовый», который налетает со своими полчищами всадников и, словно одержимый, уничтожает всё, что встаёт на его пути.

Asgårdsreien [Дикая охота Одина] (1872) Петер Николай Арбо

Кимвры: слуги Вотана.

В Кимврской войне (лат. Bellum Cimbricum, 113—101 годы до н. э.) римляне поначалу потерпели череду поражений от германцев, но затем, собравшись с силами, разгромили варваров.

На этой войне кимвры показали то, что называется «Furor Teutonicus», или «тевтонская ярость». В последней битве при Верцеллах (верховья реки По) в 101 году до н. э. римляне увидели германских женщин, одержимых этой яростью. Когда разбитые римлянами варвары стали спасаться бегством, женщины кричали на отступающих мужчин и убивали их топорами, независимо от того, были ли это их отцы, братья или сыновья. Они душили своих детей или бросали их под колёса повозок и копыта упряжных животных, в конце концов покончив с собой. Они даже вступали в бой с римскими солдатами, голыми руками вырывая у них щиты и мечи [1], не обращая внимания на собственные раны, пока сами не погибали от ран. Ни при каких обстоятельствах они не хотели попасть в римский плен и рабство.

Эта черта неистовства в сражении известна по скандинавским воинам, называемым «берсерками». Считается, что только германские мужчины впадали в состояние ярости [2]. Но вот, оказывается, и женщины тоже могли быть «берсерками», голыми руками сражаясь с вооружёнными "до зубов" римлянами.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что германцы даже в мирное время легко и просто обнажали меч. Нередко их собрания заканчивались взаимными убийствами, когда не удавалось достичь соглашения. Насилие считалось «героическим» и поощрялось германскими военачальниками. Они выбирали воинов по их «смелости», то есть по их готовности убить любого в любое время, кто встанет у них на пути, оскорбит их или помешает им делать то, что они хотят.

Вот это «правильные пацаны»! Вот это goodfellas! Патриархат просто зашкаливает! "Нежизнеспособный" матриархат ему в подмётки не годится!

Часто приходится слышать о том, что матриархат нежизнеспособен и неизбежно ведёт к вымиранию. А теперь давайте взглянем на этот патриархат "высшей пробы": примерно в 120 году до н. э. около 300 000 кимвров вышли из Ютландии, и уже в 101 году все кимвры кончились. Они уподобились саранче, совершив несколько беспорядочных, бессмысленных миграций по Западной Европе.


 
----------------------------------------------------------------------------------

[1] Им не разрешалось брать в руки оружие, поскольку это было монополией мужчин, которая была недоступна женщинам.

[2] Это состояние считалось сакральным, а сами берсерки считались "богоносцами". Имя «Водан/Вотан» означает «неистовый», который несётся со своими полчищами всадников и, словно одержимый, уничтожает всё, что встаёт на его пути. 

14 июля 2025

Немного о кельтах.

(По материалам Хайде Гёттнер-Абендрот)

Матриархальные элементы в кельтских культурах чаще всего встречаются в религиозной сфере. Однако следует учитывать типичное для патриархальных обществ разделение религиозности, которое порождает доминирующую культуру и культуру угнетённых. Высшие классы военачальников и воинов поклонялись индоевропейским богам грозы и войны. Низшие классы сохраняли верования доиндоевропейского происхождения [1]. Доиндоевропейские боги, которых кельты заимствовали, — это Цернунн, бог-олень [2], и Луг, бог-маг. Они имеют матриархальное происхождение. Даже изначальная богиня пиктов Дана сохранилась в названиях особых элементов ландшафта. Например, богиня воплощалась в двух холмах, как её груди, как это показано на «Сосках Дану» (Килларни, Ирландия) и «Сосках Юры» (Кнок Сеннда, Шотландия).

The Breasts of Dana, called “Paps of Jura,” Cnoc Seannda (Scotland)

Этот матриархальный элемент столь же отчётливо проявляется в богине Эрин/Эйре, которую в её святилище Тары в центре Ирландии также называют «Владыкой Эрин» (“Sovereignty of Erin”), то есть верховной властью (sovereignty) или свободой (freedom) страны Ирландия. Она выбирает своего Священного Царя, преподнося ему свою золотую чашу, наполненную красным напитком. Вариант Даны – древняя богиня Керридвен, с её «волшебным котлом», неиссякаемым источником жизни, исцеления и возрождения – явная отсылка к матриархальной религии возрождения. Её дочь – богиня Бригда/Бригид, «Высшая», также с магическим котлом в качестве «Котла Вдохновения», символизирующего духовную творческую сторону богини.

Немного про пиктов.

Пикты были коренным доиндоевропейским народом Британии и Ирландии. Говорят, что они происходят от легендарного «Туата Де Дананн», «народа (богини) Даны».

Вдали от побережья, куда пикты отступили от первых кельтов после того, как последние высадились, они могли следовать своей собственной матриархальной [1] культуре, не тревожимые кельтами, в течение очень долгого времени. Но следующие волны всё более воинственных кельтов вытесняли их всё дальше на запад и север. Это заставило пиктов перенять военное снаряжение завоевателей, а именно лошадей и оружие, и в конечном итоге они стали искусными воинами в самообороне. Только в конце I века н. э. они были покорены и кельтизированы, несмотря на их героическое сопротивление в Англии, то же самое произошло ещё позже в Ирландии, в IV веке н. э.

Menhir of the Picts with symbols, Aberlemno, Tyside (Scotland)

Silver gem of the Picts displaying the same symbols: zigzag line and double disc, Norrie’s Law Hoard, Fife (Scotland) (National Museum, Scotland)

13 июля 2025

Про нураги Сардинии.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "в среднем бронзовом веке доиндоевропейские лигуры из западного Средиземноморья иммигрировали на Сардинию и мирно объединились с местным неолитическим населением, внедрив туда свою мегалитическую культуру. Ранний язык населения Сардинии не был индоевропейским, а был родственным баскскому, а их образ жизни был матриархальным".

"... они отступили из прибрежной зоны, где постоянно прибывали новые завоеватели, в горные районы Сардинии".

Здесь, очевидно, имеются в виду "сарды" или "шардана" (ŠRDN). Шерданы появляются на Сардинии в период раннего бронзового века (1800-е года до нашей эры). Очевидно, их движение на юг Европы нужно рассматривать в общем контексте индоевропейских (арийских) миграций. Активно распространяться шардана начали в эпоху средней бронзы (1600-1300 гг. до н.э.) и достигли пика своей цивилизации в эпоху поздней бронзы (1300-900 гг. до н.э.).


Археологи говорят, что примерно в это время на Сардинии были обнаружены огромные запасы очень ценных минералов, таких, например, как медь, которую жители острова переплавляли вместе с привозимым оловом для получения бронзы. Но вот вопросы: кто занимался изготовлением оружия из бронзы — доиндоевропейские аборигены или пришлые индоевропейцы? Кто и для чего строил нураги?

Заметки об «энсьерро» в Памплоне.

Баски похожи на древних крито-минойцев из-за своего стремления пострадать от быка. Я имею в виду энсьерро, убегание мужчин от быков в Памплоне [1].

Памплона на карте.

На Крите таврокатапсии иногда заканчивались трагически для участников соревнований.

Чаша Вафио 1, изготовленная примерно в 1500-1450 гг. до н. э.

И у басков тоже не обходится без трагедий. Традиционный забег с быками ежегодно проводится в городе, и каждый раз есть пострадавшие. Рекордным по количеству жертв стал 1924 год, когда быки растерзали 13 и ранили 200 человек. 

12 июля 2025

Немного про дорийцев.

Хайде Гёттнер-Абендрот описывает, до какой степени может дойти деградация культуры при патриархате, имея в виду вторжение дорийцев в Элладу.

"Несмотря на примитивную культуру, захватчики обладали новым оружием из железа, положив начало железному веку в Южной Европе (1100 г. до н. э.). Они опустошили землю, массово убивая, разрушая микенские замки-дворцы и сжигая их дотла, оставляя лишь развалины. Сельское хозяйство погибло, а оставшееся крестьянское население умерло от голода. В конце концов, выжило менее четверти, а некоторые районы полностью обезлюдели. Дорийцы продолжали жить за счёт скотоводства с большими стадами, хотя сухая, холмистая Греция, зажатая между горами и морем, была совершенно непригодна для этого. Зелёная растительность была уничтожена до каменистой почвы, и целые участки земли подверглись эрозии. В результате за оставшиеся пастбища вспыхнули ожесточённые бои, в результате чего дорийские завоеватели распались на племена и группы, воюющие друг с другом. Результатом стал резкий упадок культуры, приведший к «Тёмным векам» Греции. За три-четыре столетия, которые это длилось, цивилизация здесь вымерла: каменная архитектура исчезла, и люди жили в примитивных хижинах из глины и дерева. Их орудия труда изготавливались из кремня, кости и рога вместо металла, поскольку они полностью забыли навыки металлообработки, которыми дорийцы обладали к моменту своего вторжения. Их одежда состояла из неразрезанной, несшитой ткани и поэтому была проще, чем тщательно сшитая одежда палеолитической эпохи".

Кажется, возрождение культуры началось со Спарты. Как типичные дорийцы, спартанцы не умели ни читать, ни писать, их культурный уровень оставался низким, однако они были достаточно умны, чтобы не уничтожить покорённое население («илотов») полностью, а поработили оставшихся и использовали их для ведения сельского хозяйства. "Культура" и "культивация" (земли) — слова однокоренные (от лат. cultura — «возделываю, обрабатываю землю»). "Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т. е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих" (М. С. Каган).

Women cultivating the fields, rock painting (eastern coast of Spain, 6th mill).

*****************************************************

Про дольмены Западного Кавказа.

(По материалам Михаила Кудина Мегалитическая архитектура Кавказа). 

Фото дольмена Бжеф-1 Н.Г. Ловпаче.

Здесь хорошо видна площадка-"прихожая" перед фасадом дольмена. Очевидно, на этой площадке в древности проводились какие-то ритуальные собрания. Может быть, при этом открывалась "пробка" дольмена, чтобы умершие могли соучаствовать в собрании.

Возможная реконструкция обряда.

Картина напоминает поминальный обед на могиле из коми-пермяцкого села Большая Коча.

Источник картинки.

11 июля 2025

Против "священных царей" Хайде Гёттнер-Абендрот.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "в каждом минойском городе и поместье была своя Первая Жрица и Священный Царь". "Эта религиозная функция, выполняемая мужчинами, подтверждается некоторыми минойскими изобразительными свидетельствами". "На перстне из Кносса богиня изображена стоящей на горе в окружении двух львиц с посохом в руке, передающей его выразительным жестом молодому человеку, почтительно стоящему перед ней".

Goddess on a mountain, flanked by lionesses, handing over a staff to a young man. Seal-ring from Knossos.

Хайде Гёттнер-Абендрот называет этот посох "лунным", потому что она умудрилась рассмотреть на нём какие-то "насечки, которые указывают на счёт, и они, вероятно, представляют собой календарную систему лунных циклов". "Имя «Минос» соответствует этому, поскольку это не индивидуальное имя, а титул, носимый всеми минойскими священными царями. Оно соответствует древнеегипетскому царскому титулу «Менес», что означает «луна» (греч. «мене»), или «фаза луны», «лунный период». Со времён палеолита женщины отождествляли эти лунные периоды с «менструациями», своим внутренним циклом фертильности, который считался священным. Они изобрели лунный календарь и передали этот временной порядок мужчинам, как это можно увидеть на этой картинке, где богиня вручает лунный посох молодому священному царю, тем самым знакомя его со священным знанием религии возрождения".

Мне не нравится такая интерпретация. 

Во-первых, молодой человек, судя по положению его тела и рук, находится в изменённом состоянии сознания. Я уже приводил примеры подобного "молитвенного" состояния (см.: Молящийся). На этом перстне, судя по всему, изображена эпифания (богоявление). Можно посмотреть, для сравнения, другое подобное изображение эпифании. 

Здесь мы видим ну очень "толстый" намёк на ИСС в руке сидящей женщины.

Слева, в воздухе "висит" восьмёркообразное существо. Назовём его НЛО (неопознанный летающий объект). И это существо держит в руке какую-то "палку", которая напоминает "палку" в руках богини на предыдущей картинке. Что это за "палка"? — Я не знаю. Но я бы не торопился отождествлять её с царским "скипетром".

А вот ещё одна "волшебная палочка" в руке парящего в воздухе антропоморфного существа:

Печать золотого кольца. Сакральная сцена в святилище, Кносс, Крит

Здесь, скорее всего, тоже речь идёт о явлении какого-то духа, а не человека; люди не могут парить в воздухе. Однако Хайде Гёттнер-Абендрот считает иначе.

О печатях.

По мнению Хайде Гёттнер-Абендрот, "[крито-минойские] круглые гробницы, называемые «толосами», были коллективными гробницами, по одной для каждого клана, а площадки перед их входами указывают на церемонии поминовения предков. Очень часто группы из двух или трёх гробниц-толосов объединялись вместе, что указывает на клановые объединения, на прочных союзах которых основывались более крупные инициативы минойского общества [1]. Печати, найденные в могилах, принадлежали кланам такой группы, что ясно показывает, что печати не означают «частную собственность»".

Некоторые из печатей с прорисовками.

Если печати принадлежали кланам, тогда только членам клана было доподлинно известно, что изображено на печатях.

Хотя учёные пытаются "расшифровать" смысл изображений на печатях и пишут свои комментарии,

"крылатый богокозёл" ?

но, в общем, эти комментарии спорны и каждая печать остаётся "вещью-в-себе".

"минотавр" ?

10 июля 2025

Культуры меняются, традиции остаются прежними.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что саркофаге из Агиа-Триады (1400 - 1350 гг. до н.э.) погребальную церемонию совершают женщины-жрицы. Она обращает внимание на одну из жриц, одетую в длинную синюю мантию с венчиком на голове, который идентифицирует её как Первую Жрицу.


Что касается синего цвета, тут всё понятно: голубой или синий цвет использовался крито-минойскими художниками для обозначения принадлежности того или иного персонажа к потустороннему миру (см. мою запись Кстати, о птичке).

Но здесь другое удивительно. У "царя-жреца" — такой же головной убор.


По словам Артура Эванса, юноша, изображённый на фреске, был «правителем Кносса». Фреска была восстановлена по трём отдельным фрагментам: голове, туловищу и левой ноге. Когда Артур Эванс обнаружил их в 1901 году, он сначала верно заметил, что, предположительно, эти фрагменты принадлежат разным фигурам. Голова, очевидно, принадлежала женщине. Значит, перед нами изображена «правительница Кносса». 

О поселении Лос-Мильярес.

Модель доисторического протогорода Лос-Мильярес

Удивительное поселение! Оно было окружено тремя (!!!) концентрическими стенами!

Реконструкция.

Внешняя стена, построенная после расширения поселения, охватывала периметр длиной около 400 м и включала 17 бастионов и башен, расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также два барбакана (укреплённые ворота), защищавших входы на территорию.

Барбакан у входа на самый дальний участок.

09 июля 2025

Немного про амореев.

«Амореями» мы называем то племя, или племена, которые по-шумерски обозначались идеограммой MAR-TU, по-аккадски термином 'amurru.  Наиболее правильным будет понимать термин mar-tu // amurru с самого начала как обозначение страны света, а именно запада. Жители Двуречья часто приме­няют этот термин — «западные» — к проникающим в то время за Евфрат племенам. То, что жители Двуречья называют эти племена «амурру», указывает лишь на на­правление, в котором они двигались, и не означает непременно их тоже­ства с населением сирийских гор Амурру. «Амурру» в эту эпоху ни в коем случае не является самоназванием «восточно-ханаанейского» (или западно-семитского) племени или племён.  В I тысячелетии до н. э. термин «Амурру» применяется ассирийцами и вавилонянами для обозначения Сирии вообще (приблизительно в том же смысле, что и «Хатти»).

Что мы знаем о племенах «амурру» в Двуречье? Люди, называемые mar-tu, появляются в массовом количестве начиная с III династии Ура и в особенности получают большое распространение после её падения. Во главе  их стоят весьма   многочисленные   «старшины   западных» (ugula mar-tu). Создаётся впечатление, что термин «амур­ру» превращается в нечто вроде обозначения профессии — может быть, наёмников,  стоявших под началом специальных «старшин».

Текст Ибн-Сина назы­вает их «врагом, никогда не знавшим города». Ещё характернее текст, опубликованный Chiera.

«Для горца   оружие — товарищ,

Он вырывает тмин у подножья горы, он не знает подчинения,

Он ест неварёное мясо,

За всю свою жизнь он не знает дома,

Своего мёртвого товарища он не погребает.

(Теперь же) Амурру владеет домом (?)».

Приведённое выше вавилонское письмо рисует даже «мирных» «амореев», живших в домах (видимо, "отжатых" у земледельцев) и находившихся под началом «старшины амореев». Они, подобно "реестровым" казакам в России, числились на службе вавилонского государства. Большинство «орга­низованных» амореев состояло из давно вавилонизованных лиц, жив­ших в самой Вавилонии и носивших аккадские имена. Этот процесс вавилонизации и перехода к земледелию хорошо отображён в приведённом выше тексте.

«Старшины амореев» не всегда были, однако, на службе вавилонского государства, а были самостоятельными, даже могущественными вождями. Они могли проводить собственную политику.

О "пробных браках" у семитов.

Хайде Гёттнер-Абендрот рассказывает о брачных обычаях у семитов-аккадцев в середине 3-го тысячелетия до н. э.

Девочку-невесту для своего сына выбирал отец жениха, и с тех пор она жила в доме своего свёкра, чтобы фактически быть служанкой до свадьбы.

Это так называемый "пробный брак". За девочку был уплачен немалый калым, и покупатель "товара" должен был убедиться, что "товар" качественный. Если девочка на поверку оказывалась глупой и ленивой "неумехой", её могли вернуть назад родителям. Типа, нам такого "добра" не надо. 

Интересно, что у многих северных народов (например, у чукчей) практиковался подобный вид брака, только наоборот: молодой жених приходил в стойбище своего потенциального тестя и должен был продемонстрировать все свои самые лучшие качества. Как правило, он показывал своё усердие в работе, и через год или два тесть принимал решение, нужен ли ему такой зять.

Кажется, у древних евреев были в ходу оба брачных обычая. 

С одной стороны, согласно Библии (Бытие 30:25–33), патриарх Иаков пас стада своего дяди Лавана 20 лет. Первые 14 лет Иаков работал не за плату, а за двух своих жён, дочерей Лавана, оставшиеся 6 лет он получал плату домашним скотом.

08 июля 2025

Город и матриархат.

Хайде Гёттнер-Абендрот поясняет, на примере Урука и других шумерских городов, что городская жизнь, вообще говоря, разрушительна для матриархальных устоев [1]. Во-первых, в больших городских "человейниках" быстро размывается и нивелируется родовая, клановая, общинная жизнь; матрилокальное проживание, равно как и матрилинейное наследование, крайне затруднены в условиях городской жизни. Во-вторых, законы городского самоуправления вступают в противоречие с традиционными устоями общества; условно говоря, законодатель Солон говорит одно, а Традиция говорит другое; государство неизбежно ломает древние традиции общежития и подменяет их своими законами.

Аккадцы появились в Верхней Месопотамии примерно в начале III тыс. до н. э., придя, как предполагают некоторые учёные, из пустынь Аравийского полуострова. С их появлением, независимые домохозяйства крестьянских кланов в деревнях прекратили своё существование. Как пишет Хайде Гёттнер-Абендрот, "сыновья и дочери переезжали в города, а также целые кланы, поскольку они больше не могли жить за счёт своих участков земли. Они нашли надёжный, но зависимый источник существования в мастерских в храмовом районе городов. Здесь мужчины занимались различными ремёслами, женщины были в основном прядильщиками и ткачами в текстильной промышленности. Это массовое перемещение в города имело фатальные последствия для старой матриархальной клановой структуры, которая при этих обстоятельствах больше не могла поддерживаться и стала распадаться. Вместо этого в городах появились небольшие семейные ячейки".

Хайде Гёттнер-Абендрот предполагает наличие т. наз. "гостевых браков" в городах шумеров, когда дочь проживала вместе со своей матерью, а муж (или мужья) приходил время от времени в качестве гостя с подарками. "В этом типе брака женщина сохраняла большую автономию и сама управляла своим унаследованным имуществом, которое могло быть значительным. Но женщины потеряли своё центральное социальное положение вместе с потерей земли и родовой общины". 

Шумерский город Урук.

Шумеры на "изломе" матриархата.

Я, до сего дня, считал шумеров патриархальным этносом. 

Но Хайде Гёттнер-Абердрот так не считает. Она говорит, что "высокий статус женщин не изменился в ранних шумерских городах Ур, Эриду и Урук в 4-м тысячелетии. Даже в поздние эпохи Шумера, с его многочисленными храмами богинь, женщины занимали уважаемые должности жриц и храмовых служительниц. Хотя шумеры были иммигрантами, они унаследовали традиции Убейда. Происхождение шумеров остаётся неизвестным, но вряд ли они принесли с собой отцовскую линию и отцовское право, поскольку они не принадлежали ни к воинственным индоевропейцам, ни к патриархальным семитским скотоводам-кочевникам, которые позже иммигрировали в Месопотамию. Равенство продолжало практиковаться в ранних шумерских храмовых поселениях в Южной Месопотамии, поскольку, помимо земли, принадлежащей храмам, крестьяне и крестьянки могли обрабатывать свои собственные участки. Земля как храмовая «собственность» существовала только в смысле общей земли, потому что всё, что с неё получалось, принадлежало общине и хранилось в храме [1]. Женщины играли в этом решающую роль, потому что, как жрицы, они контролировали, считали и охраняли товары общины, хранившиеся в храмах".

Возможно, так было на периферии, однако в Уруке в 4-м тысячелетии появилась бюрократия. А бюрократия — это патриархальный феномен.

Тут очень интересно созвучие богини Инанны и бога Нанны. Хайде Гёттнер-Абендрот пишет: "Слоги «Нин/Ин» и «Ан/Ана» означают «мать», и они возвращаются в имени богини города Урука, «Инанны», которой поклонялись как «Богине Неба и Земли» более тысячелетия. Её самые ранние храмы мы сделали из тростника, так как он в изобилии встречается в болотистой местности, а позже связка тростника считалась символом Инанны. Верховная жрица, называемая «энтум», воплощала богиню во время церемоний".

Гостевой дом из тростника, построенный современными людьми болотистой местности (Ирак). Самый ранний храм Инанны был построен с использованием той же традиционной тростниковой архитектуры.

07 июля 2025

Крито-минойское "хлыстовство".

Хайде Гёттнер-Абендрот противопоставляет имманетность Божества миру в матриархальной религии и трансцендентность — в патриархальной. В этом я с ней согласен.

Евангелист Иоанн заявляет: “Бога не видел никто и никогда” (Евангелие от Иоанна, 1:18; 1-е Иоанна, 4:12). И чтобы в этом не было сомнения, апостол Павел доказывает: Бог “обитает в неприступном свете”. А на Крите Богиня являлась своим поклонницам. Эпифании Богини можно видеть, например, на крито-минойских золотых кольцах-печатях.

Золотой перстень из Исопаты с изображением эпифании (богоявления).

Очевидно, на Крите культивировалось то, что называется шаманским трансом или одержимостью духами. "В этом состоянии экстаза шаманка воплощает божественное существо; на короткий период времени она и богиня становятся единым целым [1]. Это показывает, что нет абсолютного разделения между Божеством и человечеством, как в патриархальных религиях, но есть континуум между божественным и человеческим, как верят матриархальные народы", - пишет Хайде Гёттнер-Абендрот.

"Женский шаманизм не является чем-то особенным, но очень древним и представляет собой прототип религии, который вы можете увидеть, например, в древней женской шаманской традиции «У» в Китае, «Мудан» в Корее и «Мико» в Японии".

Ну, я думаю, можно квалифицировать крито-минойскую религию как "высокоразвитый женский шаманизм". И, наверно, в Старой Европе в эпоху неолита было примерно то же самое.

--------------------------------------------------------------------------

[1] Прямо как в русском мистическом сектантстве, у христоверов ("хлыстов"), у которых имелись живые "христы" и "богородицы". 

Рождение бюрократии.

Строительство ирригационных систем в Месопотамии начали носители культуры Самарра (середина 6-го—начало 5-го тысячелетия до н. э.). Никаких "фараонов" или вождей тогда ещё не было, чтобы "понукать" земледельцев. Жители деревень сами копали оросительные каналы. К приходу шумеров ок. 3500 г. до н. э. всё Междуречье уже было испещрено прорытыми каналами.

The canal system of Sumer (South Mesopotamia)

06 июля 2025

Хайде Гёттнер-Абендрот про амазонок.

На западном побережье Малой Азии в бронзовом веке существовали матриархальные традиции, которые смогли сохраниться в течение длительного времени на крупных прибрежных островах, таких как Лемнос, Лесбос и Хиос. Лемнос представляет большой интерес для истории амазонок, поскольку он уже имел высокоразвитую культуру в раннем бронзовом веке. Археологи обнаружили три города 4-го тысячелетия: Полиохни, Мирину и Гефестию, чьё происхождение восходит к неолитическому веку. Из-за размера этих городов их открытие считается сенсационным, поскольку Полиохни был вдвое больше Трои и намного старше. Находки показывают, что на острове были хорошо организованные общины с тщательно построенными домами для собраний, в то время как дома были примерно одинакового размера, были связаны между собой и сделаны из небольших грубых камней. Они имеют однородный вид с небольшими или нулевыми различиями, типичными для эгалитарных матриархальных обществ. Искусство керамики было выдающимся, как и искусство ювелирного дела. Архитектура крепости Полиохни с мегалитическими, циклопическими стенами замечательна. Крепость Мирина также имеет циклопические стены, систему ступеней, ведущих наверх, религиозные помещения, высеченные в скале, и монументальное изображение вульвы в скале. Похожие сооружения можно найти в Гефестии, где было важное святилище Великой Богини, которое продолжалось в греческом и римские времена до введения христианства. Все эти характеристики типичны для матриархальной высокой культуры. Но какова была их особая судьба?

Это можно объяснить интересным древним мифом, в котором говорится, что греческий герой Ясон прибыл на остров Лемнос на своём корабле Арго вместе со своими спутниками, аргонавтами, в поисках волшебного «Золотого руна». Его приняли гостеприимно, но он встретил только вооруженных женщин. В ответ на его вопрос они сказали ему, что убили своих мужей, потому что те изменили им. Женщины пригласили аргонавтов заняться с ними сексом, чтобы забеременеть, пока аргонавты снова не ушли. — Это, безусловно, фантазия; это был единственный способ, которым греки могли объяснить остров, населённый исключительно женщинами. Патриархальная мораль заключается в том, что, когда женщины завладевают оружием, они сначала убивают своих мужей. Однако вопрос в том, кем были эти «мужья»?

Один показательный отрывок в мифе гласит, что «фракийские пираты» вторглись и завоевали остров. Мы можем предположить, что эти «пираты» были патриархальными моряками с севера Греции (Фракии), которые отправились завоевывать через море после того, как древние культуры на Балканах уже пали жертвой вторжений патриархальных индоевропейских племён. Эти завоеватели, возможно, убили местных мужчин и изнасиловали женщин Лемноса, принуждая их к браку, как это было обычной патриархальной практикой. Но затем женщины, по-видимому, избавились от этих «мужей», используя оружие последних. Это произошло под руководством отважной Гипсипилы, которая впоследствии стала «царицей», то есть представительницей лемносских женщин. После победы вооружённые женщины взяли судьбу островной культуры в свои руки. Чтобы решить проблему потомства, лемнийские женщины соблазняли проплывающих моряков гостеприимством и любовью, как это испытали аргонавты при Ясоне.

Археологически крепостные стены Полиохни подтверждают идею о том, что остров защищали женщины, которые таким образом стали «амазонками». В них есть небольшие бойницы для стрел, что означает, что город защищали луки и стрелы. Тот факт, что луки и стрелы ранее не принадлежали этой культурной области и что наконечники стрел были найдены исключительно на Лемносе, имеет огромное значение. Очевидно, что женщины предпочитают лук и стрелы как дальнобойное оружие прямому ближнему бою с мужчинами, поэтому они стали типичным оружием амазонок.