Михаил Кудин в своей статье "Трон Великой Матери" (см. Сочинский краевед, выпуск 10, 2002 год) приводит образ Богини Матери "в очень стилизованном виде", который был нанесён на открытую В. И. Марковиным стелу из дольмена 497 бассейна реки Кизинка (рис. 2).
Это очень интересно. Потому что перед нами фактически изображение лабриса.
Я напомню, что Мария Гимбутас трактовала лабрис как символическое изображение бабочки, и для такой трактовки имеются основания в крито-минойском искусстве.
Однако и Михаил Кудин приводит весомые аргументы. Он говорит, что "шестилучевой знак — символ рожающей богини — встречается на дольменной керамике (рис. 3)
и широко известен по всему миру. Он, например, изображён на одеянии Афины в греческой вазописи и на сосуде из Наски, изображающем богиню-мать.
![]() |
| Бутылка в виде женщины. Наска. Перу. |
Этот же знак встречается среди наскальных изображений Беломорья. Здесь иногда он изображён довольно реалистично (рис. 4).
Богиня, широко раскинувшая руки и ноги, показана в момент родов, когда из лона уже появилась голова её дочери. При этом получается фигура-перевёртыш, т. е. верхняя половина фигуры не отличается от нижней. Перед нами по существу единая Великая Богиня в двух ипостасях — земной, поднебесной матери, и хтонической, перевёрнутой вниз головой дочери".
Эти сведения заставляют по-новому взглянуть на дольменную культуру Западного Кавказа. Возможно, её следует относить к поздним (2900/2800—1400/1300 гг. до н. э.) матриархальным культурам.
В данной связи опять мне на ум приходит концепция "строительство дольменнов как защитная реакция матриархального общества", от которой я уже было отказался. Однако стоит лишь мне взглянуть на карту, и меня снова "терзают смутные сомнения".
![]() |
| Патриархальная агрессивная ямная культура "нависает" с севера над дольменной культурой. |







Комментариев нет:
Отправить комментарий