23 октября 2025

О змеином мотиве на стенах дольменов.

Возвращаясь к дольменам, снова посмотрим на сосуд культуры Наска в Перу.


Две извилистые линии на сосуде напоминают мне змей в руках крито-минойских жриц. 


В эпоху неолита и позже матриархальные культы изобиловали змеиными мотивами. 

Слева: табличка с богиней змёй; справа: стела с "ручьями" по бокам.

Обычно зигзагообразные линии на стенах дольменов трактуются как водные потоки, "ручьи". В этом есть свой резон, если принимать в расчёт представление о реке (напр. Стикс), отделяющей потусторонний мир от нашего мира. Однако можно взглянуть на эти линии и под иным углом зрения. 

Змея сбрасывает старую кожу.

Практически во всём древнем мире змеи рассматривались как своего рода "ангелы", приносящие людям "благую весть" о регенерации: не бойтесь смерти; смерть — это всего лишь "синкопа", переход от одной формы жизни к другой; бессмертная душа, как змея, сбрасывает оболочку старого тела и рождается заново. Возможно, именно из-за этого месседжа древние люди относились с почтением к змеям.

Гигиея (дочь Асклепия, отсюда слово Гигиена) и Асклепий ( Эскулап) кормят змея.

Теперь, если мы посмотрим под этим углом зрения, мы увидим змеиный мотив там и сям на стенах дольменов.





Условное изображение змеи. Это ясно видно на орнаментальной пластинке-бляхе из Мальты. На одной из её сторон змеи переданы волнистыми линиями, на другой — змеи скручиваются в спирали-клубки.

Интересно, что святилища Богини (например, Кибелы) располагались в подземельях.

Недавно обнаруженное святилище Кибелы в Анатолии.

В этих "норах" могли водиться и змеи, которые считались "вестниками" Богини.

С другой стороны, нам известна вражда патриархальных героев по отношению к этим "вестникам" Богини.


Патриархальный герой душит "вестника" Богини и не даёт ему нести людям "благую весть". Как видим, цензура и "затыкание рта" оппонентам существовало ещё за много веков до нашей эры. 

Таким образом, если мы наблюдаем змеиные мотивы на дольменах, которые являлись святилищами, эти мотивы косвенным образом свидетельствуют о культуре Богини и матриархальном обществе носителей дольменной культуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий