21 апреля 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (13)

Удивительно много совпадений с ритуальным сооружением в Херксхайме мы видим в британских ограждениях-ронделах-хенджах.

"Одним из первых исследованных британских объектов был Виндмилл-Хилл около Эйвбери в Уилтшире. Раскопки, проведённые Аласдером Уиттлом и Джошуа Поллардом, продемонстрировали, что в рвах было обнаружено очень большое количество костей животных, в основном крупного рогатого скота, старых коров, забитых, когда они уже не доились. Это предполагает коллективное потребление мяса в значительных количествах, возможно, во время ритуальных пиршеств. 

На другом тщательно исследованном участке, на холме Хэмблдон в Дорсете, два отдельных ограждения и два длинных кургана были заключены в массивную систему внешних валов и рвов. Этот комплекс развивался по частям в течение определённого периода времени, начиная с 3860-3630 гг. до н. э., при этом активность на вершине холма продолжалась в течение периода в общей сложности 310 ± 70 лет. Более крупное, главное ограждение было одним из самых ранних элементов и содержало многочисленные ямы, заполненные оленьими рогами, фрагментами керамики и каменными топорами, в то время как его рвы содержали значительное количество человеческих костей. Среди них были черепа, которые явно были помещены на дно рва. Возможно, ограждение использовалось как "кладбище", где мёртвые подвергались воздействию стихий, а фрагменты тел попадали в ров в результате деятельности пожирателей падали. Однако в некоторых случаях останки, по-видимому, были помещены преднамеренно, в то время как наличие следов, оставленных при соскабливании плоти с костей каменными орудиями, указывает на то, что трупы иногда активно "обрабатывались", а не просто оставлялись разлагаться. Роджер Мерсер и его команда открыли ряд траншей, и доказательства человеческих останков, извлечённых из рвов главного ограждения, заставили его описать его как "воняющее" разлагающейся плотью в середине четвёртого тысячелетия до н. э. 

Люди, животные и артефакты — все они приходили на эти огороженные территории из других мест, часто издалека, и в каждом случае значимые события в их личной истории происходили в ограниченном пространстве ограждения. Артефакты создавались, выставлялись и уничтожались, скот забивался, недавно умерших "обрабатывали" различными способами, а еда потреблялась в больших количествах" (Кит Рэй, Джулиан Томас. Неолитическая Британия. Трансформация социальных миров).

Что тут сказать? Всё это очень напоминает запись английского дипломата в Москве Дж. Флетчера (1588 г.): «в зимнее время, когда всё бывает покрыто снегом и земля так замерзает, что нельзя действовать ни заступом, ни ломом, они не хоронят покойников, а ставят их (сколько ни умрёт в течение зимы) в доме, выстроенном за городом, который называют Божедом, или Божий дом: здесь трупы накладываются друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становятся твёрдыми, как камень; весной же, когда лёд растает, всякий берёт своего покойника и предаёт его земле».

Ежегодно в Семик (четверг перед Троицей), когда церковь поминает всех прежде почивших христиан — в божедомку из ближайшего монастыря отправлялся крестный ход. Народ приходил туда с гробами, одеждами и саванами для мёртвых и погребал лежавшие там тела «заложных» покойников. После этого собравшимся нищим раздавалась милостыня и принесённые съестные припасы (блины, пироги, калачи и др.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий