13 августа 2025

"Женские" дома.

"Женские менструальные дома, по-видимому, включали в себя большие общественные куполообразные сооружения, отапливаемые кострами, используемые для потоотделения и способные укрывать нескольких женщин одновременно", - пишет Крис Найт в своей монографии Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture.

Под это описание подходит "длинный дом" из Костёнок:


Здесь мы видим куполообразное сооружение с девятью очагами, лежанки или спальные места по периметру, запасы продовольствия в ямах...

Кажется, маленькие менструальные жижины появились сравнительно недавно, вместе с образованием патриархальной "нуклеарной" семьи. А раньше, при первобытно-общинном укладе, предположительно, имелись общинные "женские" дома, где женщины собирались всем "кагалом".

В дальнейшем надо обращать внимание на всякого рода непонятные "большие дома", которые находят археологи при раскопках, и соотносить их с тем, что пишет Крис Найт. Например, "длинные дома" в Британии и Ирландии, которые неолитические земледельцы строили на новом месте в первую очередь. Мне и в голову не приходило рассматривать их под углом зрения менструальных домов. Я же думал, что менструальные хижины всегда были такими крошечными, как нынешние чхаупади в Индии.

Далее. Если женщины могли пребывать в этих домах до десяти суток, как это видно на примере индейского калифорнийского племени юрок, то что мешает некоторым женщинам пребывать там, так сказать, на постоянной основе? В такое священное место не могли войти мужчины, значит оно могло служить укрытием для женщин. 

Из такого рода женщин могли сформироваться и конгрегации дев-"весталок", и женские отряды "амазонок"...

Такие места могли стать центрами почитания Богини, например, Артемиды, а потом на этих "святых местах" строились храмы.

Фотография 1911 года с раскопок храма Артемиды в Сардисе (западная Турция), строительство которого было начато около 334 года до н. э. после завоевания Александром Македонским.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий