16 сентября 2025

Матриархат внутри ограждений?

В записи "Всё началось с метлы" метла рассматривалась как носительница ритуальной чистоты, которая очищает место от (му)сора и тем самым окультуривает его, делает его "гуманным", в отличие от "дикого поля". Так же говорилось о том, что метла — это, вообще говоря, женское "священное орудие". В древности метлу считали непременным атрибутом женского «домашнего колдовства», поскольку обычно ей пользовалась хозяйка дома.

Продолжим размышления в том же духе.

Софья Агранович обращает внимание на то, что "метла связана не только с идеей расчистки места, но и с проведением магической черты между местом и «неместом». [1] Вообще, идея черты, границы, кромки, отделяющей «своё» от «чужого», человеческое от нечеловеческого и т. д., играет в любой культуре огромную роль от первых шагов антропосоциогенеза до самых современных форм сознания. Магическое проведение черты, непреодолимой для чужого, а в действительности не являющейся реальной преградой, проходит через все культуры".

И далее С. Агранович приводит хорошо известный пример проведения черты между местом и «неместом».

"Ромул, намечая границы Рима, опахал территорию будущего города плугом [2]. Естественно, что этот акт осмысливался не только и не столько как разметка и планировка местности под строительство, а в первую очередь как проведение магической черты между культурным и диким пространством.  С этой точки зрения объясняется и убийство Ромулом своего двойника - трикстера Рема, попытавшегося перепрыгнуть через эту магическую черту, что равносильно нарушению (а значит, и разрушению) границы и культурного локуса в целом.

Согласно этрусскому мифу об основании Рима, убивая Рема, Ромул крикнул: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены». Эта закреплённая мифом ритуальная фраза в сущности вербализует, если можно так выразиться, такое культурное явление, как пространственное табу. В Античности священная борозда, а также построенные на её месте вал и ров составляли сакральную городскую границу, переход через которую карался богами и обрекал нарушителя на смерть. Любопытно, что у этрусков при проведении городской границы жрец поднимал лемех плуга на месте будущих ворот, тем самым прерывая борозду".

"Показательно, - говорит С. Агранович, - что и в современной культуре сохранилось сакральное отношение к разделительной черте. Достаточно вспомнить пропагандистский штамп советских времён типа Границы (рубежи) нашей Родины священны и неприкосновенны, 

песенку о футбольном вратаре, который должен осмысливать линию ворот как пограничную полосу, и даже вспахивание земли вблизи линии границы, которое сейчас, конечно же, понимается строго функционально — как способ создания контрольно-следовой полосы, позволяющей быстро обнаружить нарушение границы. Однако за всём этим легко обнаруживаются идущие из глубокой архаики мифологические представления о принципиальной непреодолимости священной черты, проведённой плугом или бороной".

Здесь очень легко совершить переход к неолитическим ронделам, потому что смысл и суть этих древнейших ограждений не отличается от вышесказанного. 

Гозекский круг в Германии. Реконструкция.
 

Понятно, что здесь мы видим огороженную священную территорию, сакральное место. Очевидно, входя в это место, люди должны были вести себя особым образом. Мы не знаем, как именно, однако можем провести культурологические параллели с тем же Римом, границы которого Ромул опахал плугом. Как известно, в Древнем Риме ношение оружия в черте города было запрещено. Это правило возникло на заре римской истории и преследовало цель обезопасить общество от кровавых разборок на улицах.

Скорее всего, существовали и другие правила поведения в поселении, окружённом священным рвом. 

Поселение Беловодье культуры Винча, окружённое системой концентрических рвов.

Надо ли говорить, что все эти правила были установлены женщинами? Ведь именно женщины, как представительницы "слабого пола", кровно заинтересованы в мире и безопасности на территории поселения. Поэтому с большой долей вероятности можно говорить о матриархате на территории огороженных поселений. Ну или хотя бы о доминировании правил поведения, выгодных женской половине общины.

-------------------------------------------------------------------------------

[1] Любопытно, что, согласно древнеисландской мифологии, мир как бы делится на две части: Мидгард (букв. ‘средний огороженный’) и Утгард (букв. ‘находящийся вне ограды’).

[2] В этом отношении представляет интерес так называемая «канавка», которую копал вокруг обители Серафим Саровский и которую до сих пор продолжают прокладывать монахини и паломники. Обитель должна была быть защищена линией канавки от пришествия Антихриста. Характерно, что линия «канавки», по замыслу Серафима Саровского, повторяет путь Богородицы, привидевшейся ему во сне, вокруг обители.

Комментариев нет:

Отправить комментарий