Этимологи связывают слово место с глаголом мести ‘расчищать метлой некое пространство’. Следовательно, говорит Софья Агранович, "место изначально — это не просто пространство на земной поверхности, а пространство, где подметена земля для размещения человеческого сообщества, некий заранее подготовленный обитаемый локус. Не исключено, что метла (веник) мыслилась как ритуальный сакральный предмет, очищающий творимый космос от обломков, частиц хаоса. Если отвлечься от сниженно-бытового, позднего понимания метения как гигиенической процедуры, то можно предположить, что первоначально метение мыслилось и осуществлялось как ритуальное действие космогонического характера. В этом смысле можно рассматривать метлу как носительницу ритуальной чистоты, которая убирает с пространства жизни, деструкцию, проводит разделительную между миром человеческим и нечеловеческим, между культурой и дикостью".
И далее С. Агранович приводит несколько пояснительных примеров того, как вообще "работает" метла в человеческих обществах.
По китайским поверьям, враждебные людям духи и мертвецы могут быть побеждены при помощи магических предметов. Исследователь этого вопроса, синолог рубежа XIX–XX веков Я. Я. М. де Гроот в своей работе «Демонология Древнего Китая» писал, что в качестве магического предмета для этих целей, по мнению китайцев, подходил веник.
Обычай избавляться с помощью метлы от нечисти, от сил хаоса, разрушения закрепился в поговорке "выметать поганой метлой". См., например, в знаменитом монологе Мармеладова (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»): «В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой; и справедливо, ибо в нищете я сам первый готов оскорблять себя». За риторической фигурой, построенной «пьяненьким» героем Достоевского, явно просматривается древнее противопоставление метлы как орудия удаления из человеческого мира сил хаоса и деструкции палке как орудию наказания, т. е. архаическая ритуальная формула, зафиксированная в языке.
Можно предположить, что метла как знаковая часть облачения, обязательная для опричников Ивана Грозного, является не только обозначением того, что задачей опричников было выметение с Русской земли всех врагов самодержца, но и, вероятно, отражает космогонические представления, лежавшие в основе страшного социального эксперимента, который царь пытался проделать над Русью. Разделив страну на опричнину и земщину, поставив во главе земщины марионеточного царя-шута Симеона Бекбулатовича и встав сам во главе опричнины, царь, вероятно, мыслил опричнину как воплощение нового грядущего порядка, нового космоса. Земщина, скорее всего, осмысливалась им (по крайней мере, в рамках этой модели) как изначально непокорное ему некое хаотическое пространство, которое должно быть подвергнуто тотальной перестройке и «чистке». Характер этой «чистки» ярко проявился в попытке тотального уничтожения всех жителей Новгорода Великого — от бояр до нищих, — которых буквально выметали из пространства жизни.
***
Комментариев нет:
Отправить комментарий