08 сентября 2025

«Лемби».

В практике карельской свадебной обрядности исстари придавалось особенное значение языческому культу «лемби» девушки. В данное понятие включалось и женское обаяние, и привлекательность девушки, и её честь. Таким образом, девушка с высокой «лемби» балансирует на грани. С одной стороны, она целомудренна, с другой — имеет необычную сексуальную притягательность и особую власть над представителями противоположного пола, умеет управлять ими.

В соответствии с народными представлениями карелов, «лемби» — не только сексуальная привлекательность, не только особая магическая сила, способность очаровывать как можно большее количество представителей противоположного пола. Это и внешняя, и внутренняя красота девушки, синтез нравственных и физических достоинств, некая изюминка, говоря современным языком, позитивный имидж человека. Понятие очень ёмкое, включает в себя и честь, и обаяние, и домовитость, и добрую славу, и удачу, и внешнюю привлекательность — то, что в наши дни подразумевают под словами «харизма» и «сексапильность».

Считалось, что не все девушки в равной мере одарены «лемби», а одарённая раньше всех выходит замуж. Приобрести «лемби» можно было простым магическим путём — совместным хождением девушек в «невестину баню» (раз девушка стала невестой, значит, у неё есть «лемби»), пользоваться её же веником, обливаться её водой. Приобрести или повысить своё «лемби» можно было расплетанием невестиной косы и вплетением в неё своих лент. 

уж замуж невтерпёж

Важно было также до самой свадьбы быть вместе с нею, перенимая у неё «лемби». Вышедшая замуж уже не заботится о своём «лемби» — она же стала замужней и раздаёт его незамужним сёстрам и подругам. 

Я думаю, муж был не против, что вокруг его жены "тусуются" и "трутся" об неё девчонки-подружки.

Мне нравится это языческое великодушие, готовность поделиться "благодатью" с теми, у кого её нет. 

Между прочим, Лев Карсавин в своей монографии «Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках (преимущественно в Италии)» обратил особое внимание на то, что в эпоху Средневековья в Европе верующие смотрели на святых как на "мешки с благодатью" и постоянно норовили оторвать хотя бы кусочек подрясника у святого, "урвать" хотя бы капельку его благодати.

Далеко не все люди — святые, и далеко не все девушки — красавицы. Иной девушке может быть и сотой части того счастья не достанется, которое "привалило" её подружке с высокой «лемби». Что плохого, если она хотя бы "потрётся" рядом со счастьем? Может у неё кроме этой близости к чужому счастью ничего лучшего в жизни и не будет...   

Комментариев нет:

Отправить комментарий