"Эндогамия неолитических земледельцев Передней Азии подтверждается палеоантропологическими исследованиями, которые показывают высокую и равномерно распространённую встречаемость в некоторых их популяциях генетически передаваемых заболеваний. Об этом же свидетельствуют и соответствующие материалы по палеоантропологии неолитических земледельцев Европы. Здесь с этими данными смыкаются археологические указания на эндогамность неолитических общин (культуры линейно-ленточной керамики, например). Косвенно об этом свидетельствует характерная гомогенность гончарных традиций общин.
«Весьма любопытные результаты были получены ван де Вельде при изучении глиняной утвари из индивидуальных домов культуры линейно-ленточной керамики. Поскольку известно, что её изготовлением занимались женщины, можно ожидать, что каждая большая семья в такой родовой системе будет производить однообразные изделия. Так и есть: раскопки индивидуальных домов показали, что набор изготавливаемых изделий оставался постоянным на протяжении приблизительно тридцатилетнего периода обитания, что и является аргументом в пользу превалирования матрилинейных родов. Аналогичное исследование было проведено П. Филлипс на юге Франции в долине Вердон. В данном случае факт существования производивших керамику семей или родов удалось продемонстрировать путём анализа глиняных изделий и последовательности напластований. Полученные результаты косвенно указывают на то, что это были эндогамные и матрилокальные обиталища. Кроме того, во многих других местах Древней Европы, которые, судя по их стратиграфии, были заселены на протяжении нескольких сотен или тысяч лет, можно наблюдать поразительную устойчивость керамических традиций. Особенно отчётливо это заметно по большим теллям культурных групп сескло, караново и бутмир…».
Строго говоря, описанная выше гомогенность керамических традиций говорит только о матрилокальности. Но трудно представить себе матрилокальных неолитических земледельцев вне матрилинейной социальной матрицы. Однородность керамических изделий должна быть выше в селениях, где женщины не меняют места жительства по сравнению с такими селениями, в которые женщины приходят извне (при нематрилокальном правиле брачного поселения)".
К этому сообщению Александра Казанкова («Тысячеликая мать. Этюды о матрилинейности и женских образах в мифологии») я добавлю свои соображения касательно матрилокального проживания носителей линейно-ленточной культуры.
В русскоязычной Википедии говорится, что "основной тип сооружений носителей ЛЛК — длинный дом, прямоугольная постройка примерно 5,5—7 м в ширину, длина которой была произвольной (дом в Быланах достигал 45 м в длину). Изнутри длинный дом разделяли перегородками на две или три части, одну из которых, очевидно, использовали для скота" (Источник).
![]() |
| Дрезден-Никерн, Германия, модель поселения ЛЛК |
Однако в англоязычной Википедии я обнаружил вот такую реконструкцию внутреннего устройства "длинного дома":
![]() |
| Neolithic longhouse, detail |
Внутри "длинного дома" существовало от шести до десяти (иногда даже больше) рядов столбов. Каждый такой ряд мог быть перегородкой, и тогда "длинный дом" можно было бы сравнить с железнодорожным спальным вагоном: вагон разделён перегородками на "ячейки"-купе, а с одной стороны вагона имеется общий проход. Такое устройство напоминает мне неолитическое поселение Чатал-Хююк, матриархат в котором был недавно окончательно доказан (см. Матриархат в Чатал-Хююке окончательно доказан). Сходство с Чатал-Хююком тем более поразительно, что, согласно некоторым реконструкциям, "длинные дома" ЛЛК имели второй этаж, который, очевидно, не имел перегородок и был местом общего пользования.
Прежде я уже сравнивал "длинные дома" ЛЛК с "длинными домами" эскимосов, у которых, по утверждению Л. А. Файнберг, ещё в середине XIX века матрилокальный брак преобладал (см.: О длинных домах эскимосов), а сегодня я хотел бы провести параллели и с "длинными домами" минангкабау.
![]() |
| «Большой дом» (Румах Гаданг) в деревне Pandai Sikek на Западной Суматре, Индонезия, с двумя амбарами для риса перед домом. |
Цитирую англоязычную Википедию:
"В матрилинейном обществе Минангкабау Румах Гаданг принадлежит женщинам из семьи, которые в нём живут; право собственности передаётся от матери к дочери. У женщин, живущих в одном доме, есть спальные места в альковах — обычно их нечётное количество — они расположены в ряд у задней стены и отгорожены от основного жилого пространства занавеской. Дядя по материнской линии должен позаботиться о том, чтобы у каждой незамужней женщины в семье была своя комната. Говорят, что о количестве замужних дочерей в доме можно судить по количеству его «рогов», похожих на пристройки. Мальчики-подростки традиционно живут в небольшой деревенской мечети. Мужья могут находиться в доме только в определённое время и при особых условиях и должны возвращаться в дом своих сестёр, чтобы спать. Дополнением к этой практике является обычай мерантау, согласно которому многие мужчины уезжают на заработки далеко от дома и лишь периодически возвращаются в родную деревню".





Комментариев нет:
Отправить комментарий