Крис Найт рассказывает про Иньом Нноби («Женщины Нноби») – традиционный женский Совет одной из групп нигерийского народа игбо. Этот своего рода женский профсоюз одно время возглавляла Агба Экве, «любимица богини Идемили и её земного воплощения». Она носила свой посох власти и имела решающее слово на публичных собраниях и ассамблеях. Главной среди её задач было обеспечение строгого соблюдения мужчинами табу, защищающих женщин, например, двухлетнего запрета на половые сношения с кормящей матерью. Она также была внимательна к сообщениям о сексуальных домогательствах к молодым девушкам во время передвижений по лесным тропам. «Чего мужчины боялись больше всего», — добавляет этнограф, — «так это права Совета на забастовку»: когда Совет приказывал им бастовать, женщины отказывались выполнять свои обязанности и роли, включая все домашние, сексуальные и материнские услуги. Они массово покидали город, неся с собой только грудных детей. Если они были достаточно разгневаны, они, как известно, нападали на любых встречных мужчин.
Идемили, богиня, во имя которой всегда совершались подобные действия, была «водным духом», который иногда являлся во снах в образе питона. Несколько десятилетий назад, когда мужчина, обращённый в христианство, намеренно убил питона – тотемный символ почитателей Идемили, – женщины со всей округи пришли полуголыми к провинциальному управлению, чтобы осадить офис резидента своими жалобами. Не получив удовлетворения, они вернулись в свою местность, направились прямо к дому оскорбившего христианина и сравняли его с землёй! Лишившись дома, мужчина, как сообщается, умер через две недели.
Здесь возникают параллели с Радужным змеем австралийских аборигенов. "Подобно архетипической богине-матери, Радужный змей создаёт землю и всё на земле для аборигенов, но если его потревожить, он может посеять хаос", - говорится в Википедии. Там же сказано, что змей связан с водой.
Также приходят на ум параллели с крито-минойскими "богинями со змеями" и древнегреческими менадами (вакханками), про которых можно прочитать в "Вакханках" Еврипида:
«Бегом едва спаслись мы от вакханок;
А то бы разорвали.
Там стада
У нас паслись, так с голыми руками
На них менады бросились.
Корову
С набрякшим вымем и мычащую волочат.
Другие нетелей рвут на куски.
Там бок,
Посмотришь, вырванный.
Там пара ног передних
На землю брошена, и свесилось с ветвей
Сосновых мясо, и сочится кровью.
Быки-обидчики, что в ярости, бывало,
Пускали в ход рога, повержены лежат:
Их тысячи свалили рук девичьих.
Ты б царским глазом не успел моргнуть,
Так быстро кожу с мяса там сдирали».
Еврипид, подобно всем поэтам, гиперболизировал менад, чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателей. Но здесь важно другое, а именно связка менад со змеями:
![]() |
| Менада, - облачённая в шкуру пятнистого оленя. В правой руке, - тирс. В левой, - змея. |
Тирс можно понимать как посох для вызывания духов Матери Земли, а змея в левой руке менады — это и есть мстительный дух Земли.

Комментариев нет:
Отправить комментарий