07 августа 2025

"Шестерёнки" до-государственного механизма.

Я много раз слышал о том, что раньше в русских деревнях не запирали двери домов на замок. Обычно объясняют это бедностью крестьянской жизни, граничащей с нищетой. Типа, взять было нечего в тех убогих хижинах. Ну да, в середине 1970-х годов я был в доме своей бабушки по материнской линии, и хорошо помню соломенную крышу, земляные полы и сундук как чуть ли не единственный предмет мебели.

Но существует и другое объяснение отсутствия воровства в старой русской деревне:

НАРОДНАЯ РАСПРАВА НАД ВОРОМ В ДЕРЕВЕНСКОМ БЫТУ

(ПО МАТЕРИАЛАМ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ, 1870-е гг.)

В среде крестьян Чистопольского уезда Казанской губернии существует обычай самовольно наказывать воров и других преступников и лишь после этой расправы передавать их в руки правосудия. В исполнении такого наказания принимают участие не только потерпевшие от преступления, но и другие крестьяне и даже сельские власти. Самосуд производится таким образом:

Виновный в воровстве, если он пойман на месте преступления, обыкновенно выводится на середину улицы. Здесь ему вешают на шею украденные вещи, даже мелкий скот, как например, телят, поросят, овец (конечно по одной штуке) и в таком виде ведут по улице, причём каждый из толпы, составляющей иногда до 50 человек, имеет право наносить виновному удары по какой угодно части тела. Преимущественно бьют по шее сзади, так что неизвестно - кто бьёт вора. Ведут виновного тихо, чтобы, как говорят крестьяне, посрамить его при всём честном народе, чтобы все знали вора. Когда виновный от ударов ослабевает, то начинает просить своих судей о пощаде, но жалобы его бывают напрасны, пока процессия не пройдёт по всей улице. Стоящая на улице толпа поощряет бьющих. «Хорошенько его мошенника. Так его, так!» … Наконец, виновный, выбившись из сил, падает. Двое из судей берут его под руки и еле живого тащат на себе далее, по-прежнему представляя для побоев.

После такого обхода деревни вора несут в волостное правление или к сельскому старосте. Последний обычно сам является на место экзекуции. Участники самосуда при этом останавливают шествие и дают дорогу начальству. «Вот я его отделаю по-свойски», говорит староста и лично принимает участие в расправе.

Наконец, староста кричит: «Будет ребята бить, а то, пожалуй, забьём мошенника насмерть, тогда отвечать за него придётся». Битьё прекращается и жертву тащат под арест, где и оставляют за крепким караулом. Нередко бывали случаи, когда на утро находили в арестантской труп помещённого в неё вора; бывает иногда и так, что виновного убивают прямо во время экзекуции.

Если вор останется жив, то его обыкновенно держат под арестом, пока он не оправится от побоев, так чтобы никаких следов на нём не было видно. После этого только передают вора в руки власти. В случае следствия весьма трудно бывает обнаружить обстоятельства такого истязания вора, потому что не только крестьяне, но и церковнослужители деревни, где происходил самосуд, обыкновенно не хотят показывать на лиц, участвовавших в нём, т.е. всей деревни.

Источник:

Соловьёв М. Самосуды у крестьян Чистопольского уезда Казанской губернии// Записки ИРГО по отд. Этнографии. Т. VIII. СПб.: 1878.

На этом примере видно, как раньше люди жили без полиции, судов и тюрем. "Раньше" — это не только в XIX веке, но и в до-государственную эпоху, даже в эпоху неолита.

Из другого примера можно понять, как раньше люди жили без государственного пенсионного фонда. Об этом я говорил в записи "О главном табу охотников". В древности молодые и сильные охотники не сами съедали мясо добытых животных, а делились им со всей деревней [1]. (Обычно охотник отдавал мясо своей жене, а она раздавала куски своим родственникам и приглашала в гости добрых односельчан.) Таким образом, охотники делали "накопительные вклады", которые можно будет "снять" в будущем. Когда охотник заболеет или состарится, с ним так же поделятся куском мяса, как он раньше делился со стариками.

Так, понемногу и постепенно, один за другим, открываются принципы построения самодостаточного общества, общества без государства.

----------------------------------------------------------------------

[1] В отличие от человека, когда бабуин или шимпанзе убивает животное ради пищи, убийца обычно сразу ест – или пытается съесть – мясо. Страм отмечает, что когда бабуины (в Гилгиле, Кения) начинают есть, жертва, как правило, ещё жива.

Комментариев нет:

Отправить комментарий