В послании к Галатам ап. Павел выступает против соблюдения христианами иудейских новомесячий (Гал. 4:10–11). Что это за "новомесячия" такие?
Рош Ходеш — иудейский праздник новолуния, который отмечается в первый день каждого лунного месяца. Название переводится как «голова месяца». Отмечают либо в тот день, когда появляется молодой месяц, либо назавтра. Рош Ходеш — это женский день. По обычаю, женщины в этот день почти не делают домашних дел. Традиционно на протяжении поколений еврейские женщины в Рош Ходеш не готовят, не стирают и не шьют.
Существует предположение, что изначально у евреев была лишь одна суббота каждый месяц, и эта суббота называлась Рош Ходеш.
Очевидно, та "примордиальная" суббота была связана с женским менструальным циклом. Её отмечали не только еврейские женщины, но и женщины многих других племён, которые проживали в разных частях света на расстоянии многих тысяч километров друг от друга.
В монографии Криса Найта "Blood Relations: Menstruation and the origins of culture" имеются интересные свидетельства в пользу данного предположения.
Темне – крупнейшая этническая группа в Сьерра-Леоне. Они используют лунный календарь, который существовал ещё до контакта с мусульманами. Фредерик Лэмп говорит о Темне: "Новолуние они сначала наблюдают с тревожным ожиданием, а затем с ликованием при первом его появлении — с хлопаньем в ладоши, как при рождении ребёнка".
Ранний источник по этой теме (Барбот 1746) гласит следующее: В каждое новолуние, как в деревнях, так и на открытой местности, они воздерживаются от всякого рода работ и не позволяют чужакам оставаться среди них в это время; утверждая в качестве причины, что если они поступят иначе, их маис и рис покраснеют, поскольку день новолуния, как они выражаются, является днём крови; и поэтому они обычно выходят на охоту в этот день.
Возможно, здесь стоит отметить, что полное прекращение работ в каждое новолуние объединяло темне с чрезвычайно большим числом других африканских народов, включая зулусов, бечуанов, базиба, баньоро, варега и многие другие племена.
Упоминание об охоте в приведённом выше отрывке кажется загадочным: с одной стороны, говорится, что люди в новолуние «воздерживаются от любой работы», в то время как с другой стороны, нам говорят, что мужчины «обычно выходят на охоту в этот день». Лэмп предлагает правдоподобное объяснение: упоминание об охоте просто означает «что мужчины бросали женщин из деревни во время менструации». Мужчины, оставившие своих жён на период, начинающийся около новолуния, вероятно, считались отправившимися на охоту.
Женщины у темне «воздерживаются от работы во время менструации, особенно избегая приготовления пищи и работы в полях. Коитус был бы немыслим».
Согласно отчёту миссионера середины XIX века (Schlenker 1861), «все женщины обычно плохо себя чувствуют в новолуние и в полнолуние», причём менструация наступает в новолуние, а овуляция – в полнолуние.
Первым антропологом, связавшим современные медицинские открытия о менструальной синхронии с анализом традиционной культуры, был Тим Бакли (1982, 1988), чей отчёт касался традиций калифорнийского народа юрок.
Однажды вечером 1978 года Бакли был приглашён в дом друга-индейца на ужин. Дом был современным, расположенным на землях аборигенов юрок на северо-западе Калифорнии, недалеко от реки Кламат. Информатор Бакли объяснил, что он будет готовить, поскольку его жена-юрок была «на лунном цикле» – в период менструации – и они сохраняли старые обычаи, насколько могли. В современном доме была выделена задняя комната для ежемесячного использования его женой; пара не ела и не спала вместе десять дней каждую «луну».
В конце концов, женщина вышла из своей комнаты, чтобы поговорить с Бакли. Согласно древним законам, касающимся менструации, женщина должна уединяться во время менструации, «потому что это время, когда она находится на пике своих сил» [1]. Это время не следует тратить на мирские дела и социальные отвлечения, а также на заботы о противоположном поле. Вместо этого, всю свою энергию следует направлять в сосредоточенную медитацию, «чтобы найти цель своей жизни». Это время «накопления» духовной энергии; истекающая кровь необходима для «очищения» женщины и подготовки её к духовной самореализации [2].
В старые времена, по словам той же информантки, женщины во время менструации совместно купались и проводили ритуалы в «священном лунном пруду» в горах над старой деревней юроков Мерип [3]. В то время как многие женщины совершали этот обряд только во время первой менструации, женщины аристократического происхождения ходили к пруду каждый месяц. Все фертильные женщины в семье, которые не были беременны, по словам этой информантки, менструировали «в одно и то же время, во время, продиктованное луной»; в это время женщины практиковали банные ритуалы.
Если женщина выходила из лунного цикла и её месячные не совпадали с другими женщинами, она могла «вернуться в общую фазу, сидя в лунном свете и разговаривая с луной, прося её уравновесить менструальный цикл с лунным циклом. Благодаря ритуальной практике омовения и поддерживая синхронность с более широкими ритмами, женщины приходили к «пониманию того, что у земли есть своё лунное время», осознание, которое делало женщину «сильнее» и «гордой» своим менструальным циклом.
Точно так же, как женщины коллективно отстранялись от своих мужей на десять дней, так и мужчины использовали десять дней в качестве стандартного периода для мужских «тренировок» в домашней сайне. Как и женщины, мужчины мылись, собирали дрова, избегали сексуальных контактов, ели особую пищу и пускали кровь — для этого мужчины разрезали себе ноги осколками белого кварца (Buckley 1982: 51). Считалось, что кровопускание смывает психическую нечистоту, готовя к духовному наполнению [4]. Более того, пожилые мужчины юрок рассказали Бакли, что «интенсивные мужские тренировки всегда проводились «во время новолуния», в то время как другие источники указывают, что в это же время у женщин могли быть менструации.
Эта модель также отражена в реконструкции домашней практики юрок, сделанной Бакли. Выведенная система, как пишет Бакли, по-видимому означает, что в течение десяти дней из каждых двадцати девяти все фертильные женщины, которые не были беременны, как группа отстранялись от мирских дел в своих домах и погружались в коллективные созерцательные и ритуальные упражнения, направленные на приобретение духовных благ. Поскольку менструация загрязняла всю пищу, собирательство, а также «приготовление пищи», приходилось прекращать. Мужчины не охотились в новолуние, а вместо этого заходили в парную, чтобы очиститься и подготовиться к последующим охотам. Ввиду таких запретов на работу, пишет Бакли, «было бы логично предположить, что поиски пропитания в семье… были практически прекращены, поскольку и мужчины, и женщины воздерживались от всего, кроме самого случайного сбора пищи».
Параллели с иудейской субботой здесь напрашиваются сами собой.
-------------------------------------------------------------------------------
[1] По словам информатора из племени оглала, сила женщины «растёт вместе с луной и приходит и уходит вместе с ней».
[2] Информатор из племени маскоги из Оклахомы утверждает, что женщины естественным образом «очищаются», расставаясь с мужчинами «во время месячных». Мужчины должны ежемесячно посещать парную, чтобы сохранять чистоту, в то время как просто менструируя, «женщины естественным образом очищаются».
[3] При этом вспоминается недавно найденный бассейн Noceto Vasca Votiva на севере Италии, датируемый около 1444 — 1432 гг. до нашей эры. Исследователи предполагают, что Noceto Vasca Votiva использовался для таинственного водного ритуала. Примечательно, что он был раскопан на вершине небольшого холма. В этом бассейне можно увидеть древний прообраз иудейской миквы, в которой совершаются очищающие омовения.
[4] Интересно было бы провести параллели с ритуальными кровопусканиями жрецов майя из собственного языка и пениса, а также нанесение себе ран жрецами Кибелы.


Комментариев нет:
Отправить комментарий