Томас Клири в монографии "Богиня сумерек" (Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003) говорит, что на средневековом литературном японском языке слово «монашка-бикуни» означало и «проститутку». Одной из причин такого сближения понятий, возможно, было то мнение, что молодые люди скрывали свои связи с проститутками, наряжая последних в монашеское облачение, и прятали их в труднодоступных горных хижинах, которые условно назывались «храмами».
Но не всё так просто и однозначно.
Мы знаем множество даосских и буддийских женщин-отшельниц. Одной из первых «исторических» бессмертных женщин можно считать принцессу династии Шан (XVIII-XII вв. до нашей эры), которая всю жизнь вкушала лишь корни малины и навсегда сохранила облик 20-летней девушки. Легенда утверждает, что принцесса Шан жила попеременно то в верхнем, то в нижнем мирах, одаряя своим присутствием то землю, то небо. Быть может, авторы хотели сказать, что принцесса могла пребывать как в естественном (обычном), так и сверхъестественном состоянии, то есть «в духе» или «в трансе», что часто практиковали даосские мистики. Другая история отсылает нас ко времени правления Первого императора, основателя династии Цинь. Когда император скончался, одна из придворных дам скрылась из дворца и бежала в горы, боясь смерти. Как мы помним, все женщины при дворе, которые не родили императору ребёнка, при его погребении были принесены в жертву. В горах беглянка встретила даосского отшельника, который научил её есть сосновые иглы до тех пор, пока ее тело не достигнет состояния освобождения от голода и холода и не станет таким лёгким, что даже сможет летать.
Даосские анналы пестрят подобными сообщениями. Ещё больше женщин привлёк к себе будда Гаутама, который не соблюдал индуистские законы, запрещавшие женщинам получать образование, и женский монашеский орден, основанный ещё при его жизни, оказался прибежищем для многих женщин, искавших духовного совершенства.
Ну, то есть, я хочу сказать, что имелись не только «храмы» в кавычках, где богатые мужчины содержали своих любовниц, но также имелись и подлинные женские монастыри. Память о них сохранилась у кельтов и германцев; может быть, знаменитая Лорелея на самом деле была одной из таких отшельниц. Вообще говоря, такого рода "странные" люди, "не от мира сего", находили пропитание в милостыне окружающего их общества. Кажется, в современной Индии можно ещё увидеть наглядные примеры такого образа жизни.
И здесь возникает вопрос о так называемой "храмовой проституции". Были ли это «храмы» в кавычках, где проживали проститутки типа японских «монашек-бикуни», или это были храмы, например, богини Иштар? Вопрос, конечно, интересный, но однозначного ответа на него у меня пока нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий