25 ноября 2025

Институт женщин-соправительниц в империи Канем-Борну.

"На протяжении более тысячи лет — с VIII по XIX в. — в баесейне озера Чад развивался раннеполитической организм, получивший в историографической науке название Канем-Борну. Зародившийся к северу от озера как «царство Канем», а затем переросший в «империю Борну» к западу от берегов Чада, этот организм оказался сильнейшим потестарно-политическим фактором на огромной территории от Аира на севере до верховьев рек Шари и Логоне на юге. В сферу влияния Канем-Борну, этническим ядром которого был этнос канури, попали многочисленные народы: котоко, булала, хауса и многие другие'', - сообщает Д. Г. Бондарев в статье "Жена и мать? Роль женщины в истории Канем-Борну". 

The Kanem-Bornu Empire

"По мнению большинства исследователей, потестарная система Канема включала в себя два основных женских титула. Первый титул — магира (magira) давался матери правителя, второй титул гумсу (gumsu)— старшей жене наследстенного правителя маи. Эти две персоны, как принято считать, играли существенную, а иногда и решающую, роль в потестарной системе Канема".

Как видно на карте, империя Канем-Борну на востоке подходила вплотную к землям, на которых располагалось древнее царство Куш с царицами-кандакиями (от примерно 270–260 годы до н. э. до 306–314 годов н. э.). На западе империя соприкасалась с туарегами, у которых мать вождя могла накладывать вето на любое его решение, если оно ей не нравилось. К северу располагались территории гарамантов, у которых авторитет женщин был высок, а счёт родства вёлся по линии матери. Там же, на территории современного Туниса, на берегах озера Тритонис, проживали ливийские амазонки... Пожалуй, Северная Африка представляет не меньший интерес для исследования древних матриархальных обществ, чем Старая Европа.  

"Итак, властный институт Борну включал в себя систему женщин-соправительниц. По мнению большинства исследователей, она состояла из двух функциональных подсистем: институт матери правителя (магира) и институт жены правителя  (гумсу) [Palmer, Meek, Urvoy, Lebeuf, Kirk-Greene, Hodgkin]. В более поздний период борнуанской истории к этим титулам добавился третий (довона), выделивший в особую потестарную единицу старшую сестру правителя. Институт женщин-отправительниц неоднократно освещался в отечественных и зарубежных исследованиях [Куббель, 1960; Томановская, 1973; Evans-Pritchard, 1948; De Heiisch, 1958, 1962, 1972]. Р. Коен предпринял попытку проанализировать систему женского соправления на материалах этнополитической группы пабир, испытавшей сильное политическое влияние со стороны империи Борну [Cohen, 1977]".

Комментариев нет:

Отправить комментарий