19 октября 2025

Обрезание в Древнем Египте.

Р. А. Орехов в статье "Обрезание в Древнем Египте: интерпретация ритуала с позиций ближневосточной и африканской традиций" говорит (со ссылкой на египтолога О. Д. Берлева), что у египтян обрезание совершалось в подростковом возрасте,  в 12- или 14-летнем возрасте. При этом, в качестве иллюстрации, он приводит изображение ритуала мужского обрезания из гробницы верховного сановника Анхмахора в Саккаре (VI династия, Древнее царство, 2345–2181 гг. до н.э.).

Прорисовка сцены обрезания из гробницы Анхмахора (по Badawy 1978, fig. 29)

По мнению А. Рот, через обрезание должны были пройти, в том числе, близкие Анхмахора (его сын или сыновья), чтобы быть допущенными к жреческому служению. То есть, надо полагать, что в Древнем Египте не было жрецов, которые предварительно не прошли бы через операцию обрезания. Собственно, эта операция и являлась "пропуском" в жреческое сословие.

Обрезанными были и все члены правящей царской династии. При этом «необрезанность» считалась признаком дикости, варварства, и трактовалась как пришлость, неисконность, чуждость исконно египетскому. Например, надпись времени эфиопского владычества (XXV династия, 746–716 гг. до н.э.):  «Были они не обрезаны, питались рыбой — мерзость это для дворца».

Очень интересен рельеф из храма богини Мут в Карнаке, на котором изображена процедура обрезания царских детей.


Р. А. Орехов пишет: "На фрагменте рельефа отчётливо видно, что обрезание производится жрецом, которому ассистируют две женщины (жрицы?). Одна из женщин сзади заламывает ребёнку руки, в то время как жрец совершает обрезание. Примечательно, что как на рельефе из гробницы Анхмахора, так и на рельефе из храма Мут испытуемые стоят. 

Этот момент представляется важным, так как в некоторых современных инициациях испытуемых кладут на землю. Причина этого в том, что ребёнок начинает понимать, что процедура будет болезненной и начинает сопротивляться. Поэтому в лежачем положении его держат сразу четыре человека. В Древнем Египте мы наблюдаем иную ситуацию. Ребёнок стоит, следовательно, он понимает, что он должен терпеть боль в присутствии богов. Иначе его сочтут слабым и недостойным царского звания (в будущем)".

Интересно, что обрезание совершается в храме богини Мут. Имя этой богини мы условно переводится как «Мать». Но чаще оно бывает табуированным, скрытым за многочисленными второстепенными именами, которые только отражают грани её сути («Великая», «Могучая», «Великая чарами» и т.д.). 

Мут особенно почиталась в образе Сохмет. Сохмет представляла собой женщину-львицу. 

Статуя богини Сехмет. Гранит. Египет, Фивы. Ок. 1405-1367 гг. до н. э.

Р. А. Орехов говорит, что "
изначально обрезание могло быть связано с культом Хатхор, покровительницы Дендеры, а уже впоследствии оно стало ассоциироваться с культом Амона и его женского двойника Мут".

Хатхор. Дейр-эль-Медина.

В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, и автор статьи намекает на то, что, возможно, ритуальный нож, которым производилась операция обрезания, предназначался для кастрации быков.

Как видно, и здесь женщины приложили свою руку... Я думаю: каков, однако, сюжет! Две женщины заламывают руки будущему фараону, а жрец при этом совершает обрезание. Это достойно кисти Рафаэля.

Если же говорить в общем и целом, то представляется такая картина. Судя по всему, истоки йоги и тантры следует искать в индо-хараппской культуре, которую никак не назовёшь патриархальной. В предыдущей статье говорилось о практике деформации черепов, которая, на мой взгляд, культивировалась в матриархальных обществах с целью создания особого рода элиты. В том же ключе может трактоваться и операция обрезания в Древнем Египте.

Если взять это всё вместе — йогу и тантру, деформации и трепанации черепов, обрезания и таврокатапсии, — то возникает впечатление, будто в рамках матриархальных обществ происходили евгенические эксперименты по выведению новой, особой "породы" человека. 

Или, может быть, я сгущаю краски?   

Комментариев нет:

Отправить комментарий