20 октября 2025

Слепые женщины-медиумы итако.

В Японии, до буржуазной Реставрации Мэйдзи в 1868 году, в северо-восточном районе острова Хонсю, слепые женщины из поколения в поколение передавали традиции общения с духами мёртвых. Женщин этой категории называли итако.

Вангу тоже можно назвать итако.

Исследования указывают на то, что итако (или похожие на них медиумы) существовали ещё во времена доисторической Японии – тогда во главе многих деревень стояли женщины-шаманы. 

Уильям П. Фэйрчайлд в своей монографии "Шаманизм в Японии" сообщает о том, что на краю северо-восточной оконечности главного острова Хонсю имеется  пугающая гора под названием  Осорэ-яма. Эта гора много лет считается обиталищем мёртвых [1]. Легенда гласит, что тамошний храм был построен около 1500 лет назад. Каждый год между двадцатым и двадцать пятым июля, тысячи людей отправляются на гору, чтобы пообщаться с мёртвыми. Примерно тридцать итако отправляются на гору и выполняют там ритуал сикути. Они раскладывают на земле рядом с храмом циновки, садятся на них и выступают посредниками между живыми и мёртвыми. Итако выступают медиумами между духами мёртвых и живыми людьми. Итако задаёт клиенту несколько вопросов, таких как дата смерти, пол умершего, возраст на момент смерти и обстоятельства этой смерти. Затем бормочет и напевает специальные литания и молитвы, чтобы призвать душу покойного. Когда душа является, молитвы сменяются словами этой души. Важно то, что итако говорит странными голосами, становится возбуждённой и немного безумной, а кроме того входит в экстаз, дрожа всем телом и покачиваясь.

Здесь можно провести параллель с крито-минойской культурой и вспомнить, что критяне совершали паломничества в пещеры ("ямы") на святых горах. Пещера это как бы мост, портал в иной мир, граница смерти и жизни. 

Интерьер пещеры Психро (Диктейская пещера). Крит.

Все крупные дворцы и дворцовые структуры были связаны с горными святилищами. Так, Кносский дворец был связан с горой Юктас, находившейся к югу от него и видимой из Кладовых Западного крыла: там. на горе Юктас, по сообщению древних авторов, «лживые критяне» показывали могилу Зевса. Путь от дворца к горному святилищу составлял примерно 1.5 км. Фестский дворец функционировал параллельно со знаменитой Идой, местом рождения Зевса. Всего на Крите того времени было около 50 горных святилищ, из которых идентифицированы 23.

Трёхчастное святилище на горе Юктас. Реконструкция.

Говорят, горной богиней у минойцев была не кто иная, как Рея, или Рейя.

С большой долей уверенности можно предположить, что на Крите люди совершали паломничества в горные святилища с тою же целью, что и в Японии, - чтобы пообщаться с душами умерших родственников. И, возможно, на Крите имелись свои женщины-итако. Во всяком случае, древнегреческие пифии не могли появиться на пустом месте; у них должны были быть своего рода "предтечи".

Наверно, слепые женщины-медиумы получали какую-то мзду от клиентов за их посредническую деятельность между душами мёртвых и живыми людьми. Но, кроме того, японские итако зарабатывали себе на пропитание и иными способами. По словам Уильяма П. Фэйрчайлда, они гадают о посевах, погоде и т. д. Они лечат болезни, изгоняют из одержимых злых духов. Защита от одержимости злыми духами — одна из их важнейших функций. У них хорошая репутация в лечении душевных заболеваний, и в таких случаях у людей есть уверенность в их способностях. При чисто физических недугах, сломанных костях, грыжах и т. д. они дают советы к кому обратиться, какие лекарства использовать и т. п. Парадоксально, но слепые обладают мощным нарративом и они могут направлять зрячих, как это делала та же Ванга. Когда нет государственной пропаганды, нет газет, радио и телевидения, голоса мёртвых могут формировать идеологии не хуже Пифагора или Сократа.

Уильям П. Фэйрчайлд говорит, что у женщин итако была своя школа, где они проходили многолетнее обучение подобно кельтским друидам. Говорят, девочек несколько дней подряд поливали ледяной водой; они запоминали сотни старинных песен и буддийских сутр, а в конце этого пути их «выдавали замуж» какому-нибудь духу-покровителю. "Несмотря на длительный период обучения, суровую подготовку и ревностные молитвы старших итако, кандидаткам было очень сложно войти в экстаз. Однако Накаяма говорит, что знал одну итако, которая могла сделать это без каких-либо проблем. Она прошла посвящение, когда ей было 16 лет, и вместо обычных 6 или 7 заклинаний, которые требовались для призыва духа, она стала одержима уже через сутки". Очевидно, у некоторых людей есть своего рода предрасположенность к медиумизму; Уильям П. Фэйрчайлд использует несколько неудачно выражение «социальную наследственность»; но я бы сравнил это с музыкальным слухом: у одних людей он есть, а другим в детстве "медведь на ухо наступил".

Если говорить вообще, то, конечно, слепота может "спровоцировать" развитие экстрасенсорных способностей. Вероятно, так оно и было в ближневосточных архаических обществах, что если девочка рождалась слепой или слабовидящей, к ней обращались как к прирождённому некроманту, ибо она  скорее, чем другие люди, могла вступить в контакт с духами (по крайней мере, в это верило её окружение).

--------------------------------------------------------------------

[1] Удивительно созвучие с русским словом "яма". Яма может быть могилой для мёртвых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий