Во Вьетнаме насчитывается много народностей, которые всё ещё сохраняют матриархат.
«Типичной чертой матриархального общества народности Чам является то, что родство считается по матери. Сёстры от одной матери живут в одном доме вместе с матерью. Это распространяется на весь клан. Самая младшая дочка живёт с родителями и наследует большую часть имущества семьи. Остальная часть распределяется всеми остальными сёстрами в семье, за исключением сыновей. Что касается брака, то жениха выбирает невеста», - говорит Ле Зю Дай, заведующий отделом по изучению культуры Вьетнама при Этнографическом музее Вьетнама.
Точнее говоря, родители невесты выбирают лучшего для своей дочки парня среди молодых людей в районе. Обычно предварительно родители невесты предлагают сватам помочь изучить семью жениха. Впрочем, окончательное слово — за невестой; если парень ей не нравится, брак не состоится. В современном обществе молодожены могут жить отдельно от семьи невесты, однако они сохраняют обряды её семьи. А когда мужчина умрёт, его похоронят на кладбище клана его матери.
Женщины народности Чам играют главную роль в семье, хотя они не выполняют работы, требующие мужской силы. Однако в совершении ритуальных обрядов и культе предков заметно чёткое преобладание женщин. В семье приношение предкам всегда делают женщины. Они отвечают за все обряды. А в храме, наоборот, всё делают мужчины. Монах Хан Ван Зау сообщил: «В храме все обряды совершаются под руководством мужчин и выполняются мужчинами. А женщины отвечают за сохранение денег».
Народность Чам известна кустарным промыслом по производству керамических изделий. Причём, самые важные этапы в процессе производства этих изделий, такие как создание формы и роспись, выполняют женщины, а мужчины отвечают лишь за подготовку глины и ухаживают за печкой.
У народности Чам есть пословица: «Судьба мужчин в боях, а женщин - в родах». Эта простая пословица указывает на чёткое распределение труда в обществе чамов. Женщины несут благородную миссию - управление семьёй, а мужчины - управление обществом. Главой рода у чамов является мужчина, а именно муж главы рода по материнской линии.
Интересно, что чамы (тямы) занимались морской торговлей; они были посредниками между Индией, Китаем, Халифатом и индонезийскими островами. Здесь я вижу сходство с крито-минойской "талассократией". Отстаивая свою независимость, они долго воевали с кхмерами, монголами и вьетами. В середине XV века, после нескольких столетий борьбы, вьетнамцы окончательно разгромили чамов, и после этого они бежали в Индонезию, на Филиппины и Хайнань. Другие ушли в труднодоступные горные районы. Сейчас во Вьетнаме проживает ок. 130 000 чамов.
![]() |
Районы проживания чамов (зелёный цвет), вьетов (салатовый) и кхмеров (синий). Как видно, разделение на "южан" и "северян" во Вьетнамской войне имеет глубокие исторические корни. |
Большинство учёных считают, что народ чам - это потомки людей археологической культуры Сахюинь, которые занимали ту же территорию примерно с 1000 года до н. э. до второго века н. э., когда начала расцветать культура чамов. Реликвии Сахюинь были найдены даже на Тайване, Филиппинах и Малайзии, что указывает на то, что люди плавали, торговали и селились вокруг того, что тогда называли «Морем Чампа».
Между прочим, погребальные кувшины-урны, связанные с культурой Сахюинь, найдены в Долине кувшинов на территории Лаоса в Юго-Восточной Азии.
![]() |
Долина кувшинов в Лаосе. |
Заметное наследие Чампы - это храмы из красного кирпича, или Чамские башни.
![]() |
Чамские башни По Нагар в Нячанге |
Недавние исследования показывают, что сотни таких разрушенных объектов могут лежать вдоль рек, ведущих в центральное высокогорье и далее в Восточную Камбоджу и Лаос. Но физические свидетельства культуры чам во Вьетнаме исчезают день за днём. Вьетнамцы продолжают строить буддийские храмы на руинах религиозных объектов чам и использовать кирпичи из чамских башен для строительства своих домов.
Источник 1. Источник 2. Источник 3. В продолжение темы см.: Горные тямы (чамы) до сих пор сохранили матриархат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий