07 ноября 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (21).

Мария Гимбутас в своей монографии "Балты" приводит наблюдения англо-саксонского путешественника Вульфстана о погребальных обычаях эстов, примерно около 880-890 годов.

"Среди эстов существовал обычай, что когда кто-то умирал, то он лежал непогребённым в течение месяца или двух в окружении своих родственников. Правители и другие представители знати могли пролежать ещё дольше, всё зависело от степени их благосостояния, иногда погребение не совершалось в течение полугода, и всё это время они продолжали лежать в своих домах".

Далее я ничего не понимаю, но продолжу цитирование: "Эсты умели изготавливать лёд, что позволяло замороженному умершему лежать достаточно долго и не разлагаться. Если кто-нибудь доставлял два сосуда с пивом или водой, то придумывали так, чтобы их заморозить, не важно, происходило ли дело летом или зимой".

При чём тут пиво и вода? — Я не знаю. 

Как эсты изготавливали лёд летом? — Тоже не знаю. Может быть, у них были погреба-ледники?

И далее очень интересно: "Чтобы сохранить мёртвые тела непогребёнными в течение длительного времени, с ранней античности существовал особый обычай, скорее всего общий для всех народов индоевропейской группы. Нам известно, что скелеты из культур курганных горшечных погребений и катакомбных могил до 2000 года и начала второго тысячелетия, обнаруженные к северу от Чёрного моря, часто оказывались расчленёнными; это можно объяснить тем, что тела находились непогребёнными в течение длительного времени". 

Смысл: необходимо время, чтобы все собрались на погребальную тризну.

Чрезвычайно интересные сведения. Обычаи погребения древних эстов напрашиваются на сравнение с более древними погребальными обычаями эпохи неолита. При этом ронделы можно понимать как места для проведения погребальной тризны.

По ронделам Британии, Тимоти Ч. Дарвилл сообщает:

"Рвы обычно оказываются богатыми артефактами: битая керамика, кости животных, изделия из кремня, топоры и инструменты, а также изношенные жернова, - всё это лежит брошенным в отложениях, предполагающих, что рвы использовались в качестве мусорных свалок. Иногда эти отложения засыпались землёй, вероятно, чтобы заглушить запах, неизбежно связанный с такими свалками. Эта практика, в сочетании с проблемами, вызванными случайным обрушением внутренних валов, требовала периодической перекопки рвов. Перекопка канав использовалась в качестве доказательства в поддержку идеи о том, что ограды периодически заполнялись людьми, возможно, для каких-то праздников, когда население из разбросанных фермерских хозяйств собиралось вместе в центральной точке".


При этом битая керамика, кости животных в кольцевых ямах можно рассматривать как свидетельства проведения погребальной тризны. Сложнее объяснить наличие человеческих костей в тех же ямах. Однако, Мария Гимбутас связывает расчленение тел с тем, что тела оставались непогребёнными в течение длительного времени. Может быть, в таком случае голова отделялась для хранения внутри ронделы, а тело закапывали в яме. Ранее я высказывал предположение о том, что тело могло коптиться на огне, вялиться как рыба, а затем родственники разбирали частицы "мощей" и расходились с ними по домам. Те части тела, которые оставались после тризны, закапывались в яме.

Во всяком случае, надо всегда иметь в виду такого рода погребальные практики, когда читаешь сообщения вроде нижеследующего:

"7500 лет назад эту женщину убили ударом по голове, сняли с неё скальп и, вероятно, съели, вместе с 40 другими несчастными.

Домуз-тепе – крупное поселение на юге Турции эпохи неолита, датируемое 5700-5400 гг. до н. э., относится к халафской культуре. Пожалуй, наиболее известная часть памятника – так называемая «Яма смерти» шириной 3 м и глубиной 1,5 м. Нижний её слой содержал кости животных - коров и собак, оставшихся, вероятно, от большого пира. А выше залегали перемешанные остатки около 40 человек, включая многочисленные черепа и длинные кости, вместе с костями животных. Среди погребённых – мужчины и женщины, возрастом от новорожденных до пожилых. Скелеты были расчленены, но при этом сохранность костей хорошая. Захоронение сформировалось в течение нескольких недель, а верхний слой состоял из пепла, но костёр горел не на самой яме, а где-то в другом месте.

Причина смерти всех людей, чьи черепа сохранились, одинакова – сильный удар тупым предметом сбоку. Все черепа были отделены от позвоночника. Некоторые черепа полностью раздроблены. Анализ, проведённый в 2010 году, выявил на скелетах следы зубов и признаки расщепления костей для получения костного мозга, что говорит о вероятном каннибализме в Домуз-тепе.

Ким (по-турецки «Кто») - молодая женщина из Домуз-тепе. На её черепе, как и на других черепах - след тяжёлой травмы. Удар нанесён справа. Есть и отметины от порезов, свидетельствующие о скальпировании и отделении плоти.

Реконструкцию лица Ким выполнил скульптор-криминалист Кристофер Ринн в 2004 году. Длинные волнистые волосы добавлены на основании изображений на керамике халафской культуры, найденной в этой местности" (Источник).

Ранее я приводил пример неолитических погребений в пещере Скалория (Италия).

Нижняя камера пещеры Скалория (а) связана с культом воды, (б) область с человеческими захоронениями и смешанными человеческими останками в траншее 10.

Один из задокументированных примеров насечек из траншеи 10. Раскопки Тине - Гимбутас, 1979.

Там поначалу насечки на костях посчитали признаком каннибализма, однако повторные более поздние исследования опровергли эту точку зрения. 

Я отношусь с известной долей скепсиса к сообщению о том, что на костях 7500-летней давности археологи рассмотрели "следы зубов". Там, судя по сообщению, кости людей были перемешаны с костьми животных, значит люди поедали приготовленное на огне мясо животных, и они не были так голодны, чтобы грызть зубами кости. Люди грызут кости лишь при крайней степени голода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий