20 мая 2025

Аморейские корни патриарха.

Ниссим Амзаллах в своей монографии "Яхве и происхождение Древнего Израиля. Выводы из археологических данных" (Университет имени Бен-Гуриона в Негеве, Израиль) выводит Авраама, праотца Израиля, из амореев.

"Образ жизни патриарха сочетает в себе идеал агропасторализма (Быт. 13:1–2 ) с желанием создать новое царство для себя и своих потомков (Быт. 12:1–5). Этот проект подразумевает его миграцию из родины амореев (регион Харран) в Южный Левант, землю, населенную хананеями (Быт. 12:6, 13:7). Подобно пришельцам амореям, Авраам определяет размер своего владения со своими сверстниками, а не с коренным населением (Быт. 13:6–12). Поселившись в районе Хеврона, Авраам вступает в союз с правителями амореев в этом регионе (Быт. 13:7) и даже становится одним из них. Авраам изображается как военный лидер (Быт. 14:14, 14:24) и судья, разрешающий местные конфликты (Быт. 13:7, 21:25). В Бытии он имеет право заключать трактаты (Быт. 20:15) и собирать налоги и десятины (Быт. 14:22–24).

В Книге Бытия земля, обещанная Яхве Аврааму, включает в себя всю территорию от Нила до Евфрата: « В тот день заключил Яхве завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Бытие 15:18). Это владение соответствует всем территориям, завоёванным амореями на протяжении второго тысячелетия до н.э.".

Интересная гипотеза. В принципе, Википедия говорит о том же: "По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в XIX—XVIII веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых амореями или сутиями из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион" (Источник). Только к этим амореям-сутиям более подходит название "ордынцы" или "норманны", нежели обыкновенное племя или народ [1]. Сутии прославились в семитской эпической поэзии как свирепые воины-кочевники и традиционно работали в качестве наёмников-головорезов.

Рувики в статье "Сутии" ставит знак равенства между сутиями и хабиру: "сутии], как и хабиру, традиционно работали в качестве наёмников" (Источник). 

"Хабиру (Habiru, חבירו, хапиру или апиру; по-видимому, название, производное от глагола «хабару» — «эмигрировать», то есть «пришельцы», «разбойники»; также «SA.GAZ» что в переводе означает «убийца», «грабитель») — социальная или этническая группа населения, кочующая на Ближнем Востоке, и упоминаемая в различных шумерских, древнеегипетских, аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках, приблизительно датируемых между 1800 и 1100 гг. до н. э. По-видимому, хабиру не составляли единую этническую группу. Моше Гринберг сравнивал их с казаками, а Рэйни (Rainey) полагает, что хабиру — обобщающий термин для бандитов, не связанных с конкретным народом.

Созвучие термина хапиру (апиру) с этнонимом евреи («иврим», «иври» — «перешедший» от корня ע-ב-ר‎ — «перейти»), а также совпадение времени и места, сделали возможным появление гипотезы о тождестве евреев и хабиру. Описание нападения апиру на города Ханаана очень напоменает библейский рассказ о завоевании Ханаана еврейскими племенами во главе с Иисусом Навином. Лингвистическое сходство между термином «хабиру» и названием израильтян «иврим» наводит исследователей на предположение, что «иврим» — производное от «хабиру». Интересно, что в Библии термин «иврим» прилагается к израильтянам только в догосударственный период и только в контексте, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги «Бытие» и «Исход»), либо в устах филистимлян как народ, поставлявший наемников правителям филистимских городов («Книга Самуила»)" (Источник).

----------------------------------------------------------------------

[1] Ту же ошибку делает и автор Повести временных лет. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает имена народов, которые, наряду со славянами, приняли участие в формировании Древнерусского государства, — варяги, русы, чудь, весь, меря. Хотя, на самом деле, "варяги (от др.-сканд. vаr — обет, клятва) — наименование скандинавских воинов, которое, очевидно, возникло на русской почве в среде скандинавов-наёмников в конце IX — начале X века и первоначально обозначало скандинавских воинов, принятых на определённых условиях (по соглашению) в армию русских князей" (Источник). "Занимаясь торговлей, пиратством и наёмничеством, варяги путешествовали по речным системам и волокам Гардарики, как называли территории к северу от Чёрного моря в скандинавских сагах" (Источник). 

Николай Рерих: Гости из-за моря (1899). Без жён, без детей... Эти "гости" совсем непохожи на обычное, обыкновенное племя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий