"Вопрос о нетленных телах монахов после их смерти привлекает внимание исследователей, поскольку его очень сложно объяснить с научной точки зрения. Буддисты утверждают, что только монахи, действительно достигшие просветления, могут стать такой реликвией. В истории вьетнамского буддизма вплоть до настоящего времени было зафиксировано немало случаев появления нетленных тел: тело монаха Ньы Чи в монастыре Тиеу в провинции Бакнинь, тело монаха Тует Туета в монастыре Буттхап (Бакнинь), тела монахов Ву Кхак Миня и Ву Кхак Чыонга в монастыре Дау (Большой Ханой), тело монаха Тхить Минь Дыка в монастыре Лонгбыу (в провинции Куангнгай). Тела Ву Кхак Мина и Ву Кхак Чыонга (рис. 1) хранятся в монастыре Дау под Ханоем.
![]() |
Рис. 1. Монахи Ву Кхак Минь и Ву Кхак Чыонг.
|
Древний Тхиен буддийский монастырь Дау расположен в деревне Зяфук общины Нгуенчай района Тхыонгтин на территории Большого Ханоя (примерно в 25 км от центра города). Название монастыря связано с почитанием матушки Дау.
Ву Кхак Минь (?—1639, буддийское имя — Ты Дао Тян) был настоятелем монастыря Дау в первой половине XVII в. По преданию, он ежедневно ел только овощи, рецитировал сутры и практиковал медитацию, поэтому в народе его прозвали «овощным» монахом. Перед смертью он позвал своих учеников и сказал им, что они должны будут открыть дверь его обители, если не услышат, как он рецитирует сутры или стучит по деревянной рыбе. Тогда, если они почувствуют благоухание, должны будут оставить его тело в обители, а если почувствуют плохой запах, должны будут похоронить его. Сказав это, он ушёл в маленькую обитель внутри пагоды, закрыл дверь и больше не выходил, а также не ел до самой смерти. Следуя указаниям, его ученики, не услышав стука по деревянной рыбе, открыли дверь и увидели, что он ушёл из жизни в медитативной позе и что его тело не гниёт. Они сразу же вспомнили наставления учителя и установили его тело в обители для поклонения. Через некоторое время одежда монаха сгнила, поэтому ученики покрыли статую лаком и вновь установили в обители, где она простояла почти 350 лет.
В 1983 г. группа учёных из Института археологии Вьетнамской академии общественных наук во главе с антропологом Нгуен Лан Кыонгом обнаружила статую Ву Кхак Миня и перевезла её в больницу Батьмай в Ханое для рентгеновского исследования (рис. 2). Результаты рентгенографии показали, что эта статуя представляет собой неповреждённое тело, включающее полностью сохранившиеся скелет и внутренние органы. По словам Нгуен Лан Кыонга, мозг монаха всё ещё находился в черепе, из чего можно заключить, что его внутренние органы не удалялись. Это означает, что тело монаха Ву Кхак Миня не было забальзамировано и сохранилось до сегодняшнего дня в совершенно естественном виде.
![]() |
Рис. 2. Антрополог Нгуен Лан Кыонг (в центре) с коллегами в процессе исследования тел монахов. |
Тхить Минь Дык (1901—1985, в миру — Нгуен Кхак Зан) — настоятель монастыря Лонгбыу в деревне Суанвинь общины Ханьфуок уезда Нгиахань провинции Куангнгай. Родом он из деревни Хиепфо (коммуна Ханьдык в том же уезде), в возрасте 17 лет принял монашество. Помимо буддийской практики, он также изучал восточную медицину и стал известным врачом, спасшим много жизней. Перед тем как уйти из жизни, он созвал своих учеников и дал им подробные наставления.
Тхить Минь Дык был похоронен в пагоде монастыря. Простояв 26 лет, пагода рухнула, и ученики решили построить новую и поместить в неё останки монаха. При вскрытии его могилы 11 января 2011 г. выяснилось, что его останки всё ещё целы после 26 лет захоронения. Его гроб сгнил, но монашеское одеяние и тканевые бинты, которыми было обёрнуто его тело, остались целыми. Его череп был жёлтым; кости ног, плюсневые кости и лодыжки были плотно склеены и стояли вертикально в исходном положении захоронения. Скелет не разрушился, хотя масса грунта, давившая на него, была весьма велика, когда гроб уже сгнил. Также стоит отметить, что захоронение Тхить Минь Дыка часто затапливалось. Кроме того, при погребении не использовались никакие методы сохранения тела. В настоящее время тело Тхить Минь Дыка находится в новой пагоде монастыря.
![]() |
Рис. 3. Исследование тела Тхить Минь Дыка.
|
Феномен нетленных тел трёх вьетнамских монахов, о которых говорилось
выше, интересен тем, что эти тела не были забальзамированы с помощью каких-либо техник, но всё же оказались неповреждёнными в полном объёме,
включая внутренние органы", - пишут Тю Ван Туан и Е.В. Гордиенко в статье "О феномене нетленных тел вьетнамских буддийских монахов".
***************************************************
Но, увы, они никак не объясняют сей удивительный феномен. Почему деревянный гроб гниёт, а труп в гробу не гниёт? Во Вьетнаме жаркий и влажный климат, а тела монахов не разлагаются.
Очевидно, этот феномен как-то связан с медитацией монахов. Медитация как-то связана с раскрытием сверхсознания. А сверхсознание открывает перед человеком безграничные возможности.
Правда, имеется ещё и подсознание. Оно тоже "чудотворно". "Все медиумические чудеса, на которые натолкнулась наконец современная наука, связаны с подсознанием (совершаются «в трансе»); подсознание чудесным образом реализует откуда-то и как-то полученный им образ, как будто даже обладает способностью облекать его в плоть и кровь. Здесь настоящая магия воображения, магия изумляющая и устрашающая" (Б. Вышеславцев).
Я не знаю, как соотносятся между собой подсознание и сверхсознание, - важно лишь то, что, при достижении определённого "градуса" сознания, материя начинает как бы "плавиться".
Мирин Дажо стал известным благодаря прокалыванию своего тела насквозь всеми возможными видами холодного оружия. Острые спицы и рапиры проходили сквозь сердце, лёгкие и селезёнку, иногда через несколько органов одновременно, кровь при этом отсутствовала. В одном выступлении в Цюрихе, чтобы доказать публике, что это не обман, Дажо пронзили тремя полыми 8-миллиметровыми трубками, через которые подавалась вода. Дажо утверждал, что это не металл проходит сквозь него, а он проходит сквозь металл. Он дематериализовывал тот участок тела, через который проходило оружие. В одном из упражнений де Гроот наблюдал, как Дажо стал полностью невидимым и материализовался, только когда нарушилось эмоциональное равновесие.
Такие люди, как Мирин Дажо, показывают "запредельные" возможности человеческого сознания. Но Мирин Дажо мог творить чудеса лишь при жизни, а сознание буддийских монахов, получается, творит чудеса и после смерти.
Как тут не вспомнить слова Гамлета из трагедии Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»?
Комментариев нет:
Отправить комментарий