Бледа С. Дюринг в своей монографии "Преистория Малой Азии" (Издательство Кембриджского университета, 2011 г.) рассказывает про неолитическое поселение Ашыклы-Хёюк (или Ашиклы-Хююк, или Асыклы-Хуюк, тур. Aşıklı Höyük).
Автор утверждает, что это место было заселено как минимум с 8500 г. до н.э. То есть, Ашиклы-Хююк древнее Чатал-Хююка более чем на тысячу лет. Период заселения длился примерно до 7350 г. до н.э.
Община, проживавшая здесь не менее 25 поколений, изначально селилась в полуподземных сооружениях овальной формы, напоминающие землянки.
![]() |
Полуподземные сооружения овальной формы. Реконструкция. |
Позднее, около 9800 лет назад, люди Ашиклы-Хёюка начали строить наземные прямоугольные здания, состоящие из одной-двух комнат, со стенами из сырцового кирпича, высушенного на солнце. Здания в Асыклы-Хойюке были построены плотными группами, без улиц и переулков, разделяющих строения.
![]() |
Ашыклы-Хёюк. Реконструированные здания. |
Ашиклы-Хойюк является старейшим примером «группового поселения по соседству», который также задокументирован в других неолитических памятниках Центральной Анатолии, таких как Чатал-Хойюк, Канхасан 1 и 3 и Эрбаба. Для кластерных микропоселений характерно, во-первых, отсутствие улиц внутри кварталов, в которых постройки построены в непосредственной близости друг к другу; во-вторых, отсутствие дверей, выходящих непосредственно на открытые помещения; и, в-третьих, высокая степень непрерывности зданий, при которой здания остаются верными своему
местоположению, размерам и ориентации в течение длительных периодов времени и на многих этапах реконструкции. Этот тип поселений характерен для эпохи неолита Центральной Анатолии.
![]() |
Составной план слоёв Ашиклы Хёюк 2 AC. |
Столь сильная степень архитектурного консерватизма обычно объясняется приверженностью жителей древним традициям, восходящим к "золотому веку"; это "старообрядчество" должно было иметь под собой мощный религиозный фундамент. Однако, в Ашыклы-Хююке не обнаружено никаких артефактов, несущих религиозный подтекст, символический или образный, - в зданиях, дворах, на свалках или в зонах открытых мастерских. Упоминаются лишь глиняные фигурки, преимущественно изображающие животных, опознать которых невозможно из-за отсутствия голов и ног. Также бусы распространены, некоторые из них сделаны из меди. Другими примечательными категориями находок являются костяные крючки и пряжки.
Это — первый парадокс Ашыклы-Хююка.
Учёные выяснили, что на ранней стадии существования поселения люди отлавливали живых ягнят и козлят в дикой природе вскоре после их рождения, после чего в течение нескольких месяцев выращивали их в поселении (как правило, животных убивали в возрасте 6–12 месяцев). Однако учёные заметили, что уже в самых древних культурных слоях постепенно увеличивалось количество костей недоношенных или новорожденных животных — свидетельства того, что козы и овцы начали размножаться в неволе. В более позднее время антропологи нашли признаки крупного скотоводческого хозяйства, когда многим взрослым овцам и козам обоих полов позволяли доживать до зрелого возраста. Изотопные анализы показали, что, несмотря на примерно десятикратный рост количества населения в Ашиклы-Хююке за тысячелетие, потребление человеком животного белка оставалось примерно на одном уровне, что указывает на существенный рост поголовья скота.
Возможно, первоначально ягнят откармливали и резали в определённые дни года, когда устраивались совместные трапезы, или коллективные пиршества. При таком раскладе, всё поселение в Ашиклы-Хююке выглядит одновременно как "разделочная доска" и "пиршественный стол".
Асыклы-Хоюк имеет площадь около 40 000 квадратных метров, около 10 процентов из них раскопаны. Здания в Ашиклы-Хююке сгруппированы в то, что было интерпретировано как кварталы. Хотя, на мой взгляд, лучше подходит слово "инсулы". От двух-трёх до пяти-шести сгруппированных жилищ образовывали «район», или комплекс, или "инсулу".
Здания Асыклы-Хёюк хорошо различимы. В некоторых зданиях есть две или три комнаты, тогда как в других только одна. Средняя площадь комнат составляет всего 6,5 квадратных метров, но их размеры значительно различаются. В некоторых многокомнатных зданиях есть внутренние двери, но наружные двери отсутствуют. Доступ к зданиям, судя по всему, осуществлялся сверху по лестнице, о чём у нас есть убедительные доказательства на более позднем поселении Чатал-Хююк.
Ашиклы-Хююк на карте области "плодородного полумесяца" ок. 7500 г. до н. э.
Внутри домов было обнаружено относительно мало деталей и артефактов, а крыши могли служить удобным местом, где можно было заниматься домашними делами. Крыши Асыклы-Хююка, вероятно, больше походили на внутренние дворы, чем на то, что мы обычно называем крышами, с входом в здание внизу, с различными товарами и функциями, присутствующими на крышах, и с людьми, выполняющими на них ряд действий в более жаркую часть года. Кроме того, люди перемещались по этим крышам по пути в свои дома и обратно. Можно предположить, что люди, населяющие эти крыши, сформировали социальную общность, основанную на совместной деятельности (например, они практиковали совместное приготовление и потребление пищи) и построенную на личных отношениях, общем опыте и личном взаимодействии.
Можно предположить, что вся сознательная жизнь архаических туземцев проходила на плоских крышах их жилищ, а внутрь они спускались лишь на ночь.
Автор говорит, что максимальная численность населения Асыклы-Хююка, вероятно, составляла около 3000 человек. Если мы реконструируем от 25 до 50 процентов объекта как неиспользуемого даже в период максимальной оккупации, оценка упадёт до 1500-2250 человек. И всё равно, это удивительно большая численность населения для самого раннего неолитического поселения, зарегистрированного в Малой Азии. В соседних регионах численность самых ранних неолитических общин часто оценивается не более чем в 300 человек: такая цифра была предложена для неолитического Кипра, Греции, Балкан и региона вокруг Мраморного моря.
В те времена сельское хозяйство находилось ещё в своих зачаточных, неразвитых формах, так что, по-любому, жители поселения Ашыклы-Хёюк должны были охотиться на диких животных. А охотникам лучше жить небольшими общинами. Это — второй парадокс Ашыклы-Хююка. Зачем охотникам такой "мегаполис"? Может быть, это был своего рода "комбинат" по добыче и обработке обсидиана? Учёные говорят, что близость к источнику обсидиана могла стать основой благосостояния общины.
"Такое поселение, как Асыклы-Хойюк, с большим количеством сгруппированных кварталов, может представлять собой сжатие региональной системы небольших поселений в одно большое сообщество. В этом отношении каждый район похож на поселения с населением менее 300 человек, которые обычно встречались в раннем неолите в соседних регионах", - пишет автор.
Но, возникает вопрос: зачем мелким поселениям нужно было "группироваться" в одно большое сообщество? Никаких особых "бонусов" или "плюсов" жизнь в таком сообществе не даёт, а недостатки вполне очевидны.
Далее автор приводит параллель с современными арабо-исламскими деревнями. "Особенностью, часто ассоциируемой с арабо-исламскими поселениями, является разделение на относительно автономные кварталы. Было отмечено, что группы, живущие в этих кварталах, часто определяют себя как корпоративную группу. Люди часто были тесно связаны друг с другом и внимательно следили за поведением других жителей, а посторонним вход был запрещён без приглашения. Чтобы эта система работала, важно, чтобы районы не становились слишком большими, и в этом случае социальный контроль больше не сможет функционировать. Эта модель соседского сообщества, живущего в пространственно обособленной части поселения и охраняющего свой район от посторонних, по-видимому, соответствует свидетельствам Асыклы-Хёюк и даёт хорошее объяснение конкретной форме поселения, встречающейся там".
Это вполне возможно, что каждая "инсула" была заселена членами отдельного рода; это вполне естественно, что родичи образуют "междусобойчик" и "жмутся" друг к другу.
Далее. Существует мало свидетельств экономического объединения в Асыклы-Хойюке, и вполне возможно, что большая часть производства и потребления товаров происходила на крышах зданий или на больших открытых пространствах.
Кстати, об открытых пространствах. На раскопе поселения обнаружены "монументальные комплексы". Важнейшими составляющими этих комплексов являются их внутренние дворы. Весьма вероятно, что в этих дворах происходили какие-то собрания. Один из них (комплекс HV) в 20 раз больше самых больших глиняных зданий (т. е. 25 м × 20 м = 500 м 2).
![]() |
Большой двор в в Асыклы-Хойюке |
В то же время, нет никаких свидетельств существования элит в Асыклы-Хуюке, хотя их существование также нельзя исключать.
В Асыклы Хёюке обнаружено около 70 захоронений, все они расположены под полами зданий. Все захоронения кажутся первичными. В большинстве могил содержались одиночные захоронения, но были обнаружены и двойные захоронения. Останки скелетов полные, с неповреждёнными суставами, что указывает на то, что захоронения были первичными.
![]() |
Захоронение в позе эмбриона обнаружено в Ашиклы-Хёюке |
В некоторых захоронениях находились ожерелья или браслеты из бус из ракушек, камня, зубов оленя и меди. Примечательно, что около половины захоронений имеют следы горения. То есть, скорее всего, перед погребением трупы коптили на огне. Около 80 процентов помещений с захоронениями также имели очаги, что позволяет предположить, что такие помещения считались более подходящими, чем другие, для захоронения умерших.
70 захоронений в более чем 400 комнатах предполагают, что имела место некая форма отбора тех, кто был похоронен на этом месте. Внутридомовые захоронения были, возможно, явлением «высшего класса». Эта интерпретация была отвергнута, ссылаясь на разнообразие людей как по полу, так и по возрасту в могилах [1]. Захоронения, включающие такой широкий спектр людей, не соответствуют образу явления «высшего класса».
Не было найдено кладбища или каких-либо других признаков того, где остальная часть населения могла быть захоронена посмертно. Эта проблема касается не только Ашыклы-Хююка: нехватка кладбищ наблюдается также на «мега-объектах» PPNB (Pre-Pottery Neolithic B) в Леванте, таких как Айн-Газаль (археологический объект) в долине реки Иордан.
Ну и, в заключение, приведу небольшую выдержку из статьи в англоязычной Википедии: "Мужское население имело особей в возрасте до 55–57 лет, в то время как большинство женщин умирали в возрасте от 20 до 25 лет. Скелетные останки этих женщин демонстрируют деформации позвоночника, указывающие на то, что им приходилось переносить тяжёлые грузы. Это само по себе не доказывает, что существовало разделение труда между полами. Тот факт, что мужчины, по-видимому, пережили женщин, можно интерпретировать как признак того, что женщины подвергались более тяжёлому физическому труду, чем их коллеги-мужчины".
И вот — третий парадокс Ашыклы-Хююка: как возможен десятикратный рост количества населения в Ашиклы-Хююке, если большинство женщин умирали в возрасте от 20 до 25 лет?
----------------------------------------------------------------------------------
[1] Дети составляют 37,8% умерших, при этом 43,7% смертей приходится на первый год после рождения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий