Ниссим Амзаллаг в своей монографии "Яхве и происхождение Древнего Израиля" говорит, что "конфликт бога бури со змеем — тема, которая проходит через всё аморейское койне. Печати из Анатолии, Верхней Сирии и Месопотамии, датируемые началом второго тысячелетия до н. э., изображают бога бури, покоряющего мифического змея и убивающего его копьём. Например, на печати из Канеша изображён бог бури, держащий двух покорённых змей за головы ( рисунок 1.3A ). Другая печать представляет копьё бога бури, достигающее головы змеи и убивающее её ( рисунок 1.3B ). В Анатолии бог бури также побеждает змею копьём, занесённым над её головой".
И далее автор приводит много примеров того, как почитался образ змеи в обществах Ближнего Востока до вторжения амореев. Я здесь приведу лишь несколько.
"В Египте змея особенно часто встречается в иконографии Древнего царства. Урей тесно связан с царством и святостью, а амулеты, представляющие его, демонстрируют его широко распространённые защитные функции. Кобра была неотъемлемым атрибутом Уаджет, самой ранней покровительницы городов Нижнего Египта и богини, которая защищала царей.
Те же самые положительные коннотации характеризуют месопотамскую глиптику третьего тысячелетия до н. э. Примерно в 95 процентах её изображений змея демонстрирует положительные и дружественные коннотации.
![]() |
Змея и танцоры на печати из Саара, ранняя культура Дильмун. |
Бог-змей Нингиззида, сын Ниназу (известного как царь змей), часто изображаемый в виде двух переплетённых стоящих змей, широко почитался в Месопотамии (Ур, Урук, Ниппур, Умма и Ларса, Гишбанда) и считался защитником царей и городов от болезней, войн и разрушений. Это значит, что этот бог-змей был глашатаем организованного мира, защищающим его от сил хаоса, войн и военных завоеваний.
Ассоциации змеи с подземными водами, деревом жизни, сексуальной энергией, жизненной силой и исцелением, - все подтверждают весьма позитивное измерение этого символа в третьем тысячелетии до н. э. Эта рептилия также служила проводником в загробной жизни и в возрождении души, и даже была символом бессмертия. Вместо того чтобы быть негативной фигурой беспорядка, разрушения и хаоса, змея в доаморейский период была тесно связана с жизнью, плодородием, богатством и счастьем.
Эламская иконография особенно ясно выражает святость, присущую символу змеи. Например, цилиндрическая печать из Суз представляет верующего, обращённого к богу-змее, в сочетании с изображением фасада храма".![]() |
Цилиндрическая печать из Суз, изображающая бога-змея.
|
"В Месопотамии упадок позитивного измерения символа змеи совпадает с ростом власти амореев. Там символ змеи становится редким с начала второго тысячелетия до н. э., и его позитивное измерение почти полностью исчезает из официальной религии".
переплетались. Например, цилиндрическая печать из Угарита изображает переплетённых змей в культовом контексте рядом с изображением древа жизни (рис. 1.18 ). Два змеиных мотива, окаймляющих мифическую сцену, говорят о том, что их престиж и даже святость пережили религиозные преобразования.
![]() |
1.18 Цилиндрическая печать из Угарита с переплетающимися змеиными мотивами.
|
На мой взгляд, эти змеиные мотивы напоминают крито-минойский орнамент.
![]() |
Минойская культура (2800 - 1500 гг. до н.э.) |
Статус Яма в угаритской мифологии подтверждает сопротивление местных верований ассимиляции с религией амореев. Этот заклятый враг Баала всё ещё назывался «возлюбленным Эля» ( mddʾl ) столетия спустя после установления господства амореев в городе. В угаритской литературе позднего бронзового века его даже называли «властелином» ( ṯpt ) ̣ или «царём». Даже Литан, мифический змей, ассимилированный с Ямом, сохранил свой престижный статус в Угарите".
Комментариев нет:
Отправить комментарий