Крис Найт указывает на статью Маршалла Салинса в журнале Scientific American под названием «Происхождение общества» (Sahlins, M. D. 1960. The origin of society. Scientific American 203(3): 76-87).
Как писал Энгельс, общества приматов были иерархическими, конкурентными, раздираемыми конфликтами из-за секса и пищи. Жизнь в обезьяньем стаде была похожа на конкуренцию при капитализме, но, по мнению Салинса, уже в эпоху верхнего палеолита традиционные общества охотников-собирателей были совершенно иными. Они были строго эгалитарными, и в их основе лежали правила или табу, которые гарантировали, что такие ценности, как доступ к сексу или еде, не были предметами открытой борьбы, где сильный монополизировал себе львиную долю, а распределялись справедливо. Салинс подразумевал, что революция – «величайшая реформа в истории» – была ответственна за знаменательный переход от приматного к человеческому образу жизни.
Крис Найт поначалу связывал эту революцию с правилом экзогамных браков и матрилокальным проживанием. "В матрилинейной клановой системе мужья обычно легко разводятся и, как правило, не имеют прав ни на детей, ни на запасы продовольствия в домах своих жён. С другой стороны, мужья должны обеспечивать продовольствием эти дома, находящиеся под руководством братьев жён, которые имеют долю в доме. Частой причиной развода или отказа от секса является предполагаемая лень со стороны мужа, вступающего в брак со своей женой".
То есть, Крис Найт предполагал, что жёны вместе со своими братьями и другими родственниками по материнской линии устанавливали правило бартера: секс — мясо. Если мужья приносили мясо, то жёны "давали" им; если же мужья приходили без мяса, они не получали ни секса, ни еды. Кстати, еда, полученная от мужей-«чужаков», затем становилась общей собственностью «своих» в матрилинейном клане – потомков и единоутробных родственников женщины.
Крис Найт приводит нижеследующую схему, на которой показано, что, как люди, рождённые в одной фратрии, могут быть в супружеских отношениях только с другой фратрией, так и привилегия распределения мяса, добытого мужчинами одной фратрии, зарезервирована для членов другой.
Каждой фратрии запрещено присваивать свою собственную «плоть», будь то человек или животное. Крис Найт называет такие общества обществами «тотального обмена».
Комментариев нет:
Отправить комментарий