30 ноября 2021

О Марии Гимбутас в контексте литовского язычества.

Читаю в статье Amber Taylor "Ideological Matriarchy: A Historiographical Look":

"Marija Gimbutas was born in 1921 in Lithuania to parents who were part of the Czarist resistance, her father having weekly and sometimes daily meetings at their residence for the rebels. At this point in time Lithuania was still pre-Christian, meaning Gimbutas grew up steeped in traditional paganism that was centered on the natural elements". То есть: "Мария Гимбутас родилась в 1921 году в Литве в семье родителей, участвовавших в сопротивлении царизму. Её отец проводил еженедельные, а иногда и ежедневные собрания повстанцев в их доме.  В то время Литва была ещё дохристианской страной, поэтому Гимбутас выросла в традиционном язычестве, в центре которого были природные стихии".

Мария Гимбутас

По-моему, это из той же "оперы", как и россказни о медведях на улицах дореволюционных русских городов. Я, конечно, понимаю, что Литва была последним территориальным оплотом язычества, но после ликвидации священных рощ на исходе XIV века говорить об аутентичном язычестве более не приходится. В последующие века в литовской глухомани, наряду с белорусским Полесьем, сохранялись лишь пережитки язычества. То же самое имело место быть и в России. В какой-то мере про меня можно сказать, что я "пропитался" этими пережитками от своей бабки-крестьянки. Может быть, и Мария Гимбутас в детстве находилась под влиянием народных поверий. Но эти поверия нельзя назвать "традиционным язычеством", так как они очень "мутные" и перемешанные с христианскими легендами. Это скорее "осколки" традиционного язычества, чудом сохранившиеся отдельные "пазлы" картины, общее представление о которой утрачено самими хранителями "пазлов". Главной заслугой Марии Гимбутас является то, что она на протяжении всей своей жизни собирала эти "пазлы", чтобы сложить из них утраченную картину. Свою реконструкцию она опубликовала в 1991 году под названием "Цивилизация Богини". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий