01 декабря 2021

Появление агрессии в человеческом обществе.

А. А. Казанков в своей монографии "Агрессия в архаических обществах" (Москва, Институт Африки РАН, 2002) говорит, что "все охотники-собиратели полупустынь отличаются низким уровнем межобщинной агрессии (да и агрессии вообще).  <...> Следует иметь в виду, что данная закономерность действует, по-видимому, только на охотничье-собирательном уровне социально-экономического развития. Скотоводы полупустынь, например, не отличаются пониженным уровнем межобщинной агрессии". 

Ну да, про агрессивное поведение скотоводов, предков современных евреев, нам хорошо известно из Библии. Однако не скотоводческий, а "именно охотничье-собирательский образ жизни господствовал на большей части периода существования человека современного типа и должен был оказать, таким образом, существенное воздействие на формирование специфически человеческих (детерминируемых культурными нормами) форм поведения". <...> "Поскольку охотники-собиратели представляют собой тот тип социальной адаптации, который господствовал на большей части эпохи существования Homo sapiens sapiens'а, то любые условия формирования неагрессивных форм поведения на этом историческом этапе имеют существенную теоретическую значимость". 

И далее А. А. Казанков приводит примеры из мира приматов. "Ссылаясь на данные В. Хамильтона по бабуинам чакма (Papio Ursinus), Дайсон-Хадсон и Смит показывают, что в пределах одного и того же вида приматов, группы, обитающие в высокопродуктивных экологических условиях, отличает территориальное поведение; а группы, обитающие в маргинальных экологических зонах - отсутствие территориальности. <...>  Дайсон-Хадсон и Смит показывают, используя этнографический материал, что в ряде архаических культур человека действует сходная закономерность". 

В принципе, такое поведение вполне понятно и объяснимо: чем меньше "кусок", который я вижу в руках у соседа, тем меньше у меня зависти к соседу. Если же я вижу большой "кусок" в руках у соседа, я тоже хочу такой. Из этого сам собой возникает дух соперничества, который и приводит в конечном итоге к установлению границ "моего" и "твоего". (Кстати, замечу попутно, что все самые древнейшие государства с их границами появлялись как раз на самых плодородных землях.) Я эту закономерность уже давно "ущучил", и не раз говорил об этом (см., напр., При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (3)). Тут ведь, помимо зависти, "играет" и чувство страха: вот, увидят моё богатство, придут и отберут, а меня самого убьют, поэтому надо бы на границе поставить пограничников, чтоб никого не пущали. Понятно, что проведение границ где-нибудь в пустыне или тундре - занятие абсолютно бредовое. Чего бедняку бояться? Кто позарится на его халупу? По телеку хорошо видно, как богатые всё время паникуют и транслируют свою панику на телеаудиторию: "вот, щяс, придут американцы (или китайцы, или ещё кто-нибудь) в богатую Россию и всё отберут у нас!" У меня отбирать нечего, поэтому я и не боюсь американцев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий