Мария Гимбутас считает, что древнекритский священный символ в виде двусторонней секиры, т. е. лабрис, произошёл от изображения мотылька или бабочки.
Ариэль Голан полагает, что лабрис произошёл от шестиконечного знака Ж-образной формы, который встречается ещё в Чатал-Хююке.
Я полагаю, что можно примирить оба эти мнения, если рассматривать Ж-образный знак как символическое изображение рожающей женщины.
Тут и страдания-"страсти", по силе не уступающие Голгофским "страстям" Иисуса Христа, и реальная близость роженицы к смерти, и "пороговые" состояния сознания (напр. послеродовой психоз). Пройти такие испытания для женщины сродни мужским обрядам инициации, когда неофитов подвергают всякого рода болезненным испытаниям, "отшибают мозги", чтобы появилось новое сознание.
Как мы знаем из многочисленных примеров, изображения лабриса можно видеть там, где человек находится как бы "одной ногой" на том свете. На древних изображениях лабрис присутствует при совершении жертвоприношения или убийства, но никогда не используется в качестве орудия убийства.
Здесь мы видим этрусского Харуна со своим "молотом". "Молот" лишь присутствует в качестве некого символа, а убийство совершается мечом.
Этрусский Харун с "молотом"-лабрисом. |
Значит, лабрис, хотя и выглядит, как обоюдоострый топор, на самом деле является символом исходящей из человека души в момент смертельной опасности или смерти. Где "пахнет" смертью, там и лабрис. Но можно сказать и по-другому: где "пахнет" новой жизнью, там и лабрис. Ведь смерть - это всего лишь "переход" от этой жизни к жизни той, посмертной.
Мы знаем, что во многих древних культурах душа представлялась в виде бабочки. Когда душа "отлетает", человек умирает. С этой точки зрения, вполне понятно мнение М. Гимбутас о том, что лабрис произошёл от бабочки. Но также можно согласиться и с догадкой А. Голана о том, что лабрис произошёл от Ж-образной формы шестиконечного знака, который современные неоязычники почему-то окрестили "громовым знаком" Перуна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий