Одна из ранних надписей шумерского правителя в городе-государстве Урукагины, датированная 2350 г. до н.э. гласит: «В прошлые времена женщины имели у нас обычай брать себе многих мужей; женщина, которая отважится сделать то же сегодня, побивается камнями».
Также Дерягин говорит, что если в древних мифах говорится, что тот или иной царь был рождён от бога, это является косвенным указанием на существование матриархальных отношений в обществе. "Эти предания означают, что женщина зачинала ребёнка от неизвестного мужчины. <...> Этот же элемент виден и в новозаветном сюжете о происхождении Иисуса Христа, отцом которого был «Дух Святой»".
Шумеро-аккадский эпос «О всё видавшем» («О Гильгамеше»), возникший почти 6000 лет назад и записанный с устных преданий шумеров на заре письменности – 4000 лет назад, свидетельствует о власти женщины над мужчиной, причём власти очеловечивающей, лишающей мужчину прежней дикой силы и воли, но дающей взамен разум и знания (эпизод приручения дикого Энкиду через половой акт с иеродулой, т.е. храмовой жрицей Шахмат).
…И к ней он прильнул желанием страстным.
Шесть дней миновало, семь дней миновало —
Неустанно Энкиду познавал блудницу.
Когда же насытился лаской,
К зверью своему обратил лицо он.
Увидав Энкиду, убежали газели,
Степное зверьё избегало его тела.
Вскочил Энкиду, — ослабели мышцы,
Остановились ноги, — и ушли его звери.
Заплакал Энкиду, — ему, как прежде, не бегать!
Но стал он умней, разуменьем глубже…
Далее Дерягин сообщает нечто такое, во что верится с большим трудом:
"Первоначально царей-жрецов приносили в жертву, убивая их ежегодно в последний день года – каждого тринадцатого лунного месяца (13 – несчастливое число). На следующий день – в первый день нового года – царица обретала нового мужа. Это символизировало гибель и обновление на следующий день производительных сил природы. («И не взошла ещё заря, рабы зарезали царя»). Затем царей постепенно перестали убивать, заменяя царя в последний день года жертвенным мальчиком (царём на один день)".