Микенский ритон в форме серебряной головы быка, с золотыми рогами и розеткой на лбу. Ок. 1500 г. до н. э.
Интересно, какой цветок является прообразом для "розетки на любу"? По-моему, это кувшинка.
У кувшинок есть такая особенность, что после наступления сумерек их бутоны сжимаются и они уходят под воду. Рано утром, с восходом солнца, цветки всплывают и раскрываются.
Так что, кувшинки являются символами душ человеческих, которые, как поплавки, могут пребывать в двух мирах - посюстороннем и потустороннем.
Мы хорошо знаем, что символика "рогатого" быка совпадает с символикой месяца, который "умирает" и вновь "нарождается". Лунная символика быка перекликается с водной символикой кувшинки.
Я думаю, это совмещение водного и лунного символизма в одной точке на лбу у быка (откуда, кстати, "произрастает" лабрис - священный символ крито-минойской религии) свидетельствует о том, как древние понимали душу человеческую. Она, подобно кувшинке, "погружается" в потусторонний мир, и это "погружение" мы называем смертью. Она, подобно месяцу, "умирает", но после смерти наступает новое рождение.
Так устроено самой природой, что день сменяется ночью, а после ночи наступает новое утро. Человек является частью природы, и он вовлечён в природные ритмы чередования ночи и дня, лета и зимы, жизни и смерти. Выйти из этого "колеса сансары" он никак не может. Он даже не властен над душою своею, которая бессмертна и в любом случае продолжит "порхать", как бабочка, после смерти.
Очевидно, нельзя отождествлять человека с душой. Душа имеет нечеловеческое "измерение", она, если можно так выразиться, более онтологична, чем человек, более "космична", чем человек, и гораздо более "архаична", чем человек. Наверно, сущностно человеческое в душе подобно уникальному и неповторимому узору на крыльях бабочки. Да, насколько "бабочка" души красива, - это и есть следствие человеческой работы при жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий