Россия: процент женщин среди депутатов в Государственной Думе 9,84.
В Совете Федерации ещё меньше, 3,37.
А ещё говорят, что в России матриархат.
Источник таблицы: А.В. Мелехин "Теория государства и права" Москва [стр. 99]
Источник.
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
Россия: процент женщин среди депутатов в Государственной Думе 9,84.
В Совете Федерации ещё меньше, 3,37.
А ещё говорят, что в России матриархат.
Источник таблицы: А.В. Мелехин "Теория государства и права" Москва [стр. 99]
Источник.
На фигурках "богинь" Старой Европы частенько можно увидеть сквозные дырочки.
![]() |
Терракотовая статуя женской фигуры с птичьим лицом и проколотыми ушами, держащей ребёнка - Энкоми, Кипр - 1450-1200 до н. э. - Британский музей, Лондон |
Ну, допустим, это - проколотые уши. А как быть с этим?
![]() |
vinca figurine |
![]() |
Barbier-Muller Geneva Culture de Vinça, Serbie, localité de Vinça |
![]() |
Триполье |
Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе "на внутренней стороне круглоплановых стен были обнаружены выступающие иногда на 20 - 30 см камни. Они прочно закреплены в верхней части стены. Только в верхней части. Высказанное рабочими мнение, что на них устанавливали свечи, не лишено смысла. Едва ли это были свечи. Однако жировые лампы в форме чаш или вытянутых мисок известны со времён неолита и представлены в коллекции находок Гёбекли Тепе. Если это объяснение подтвердится, тогда мы можем предположить необходимость источников освещения, следовательно, наличие перекрытия, а также ночного использования сооружений".
Если, как утверждает Клаус Шмидт, ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе был сооружён для культа смерти, то надо же идти дальше и делать из этого соответствующие выводы. Как говорят немцы, «Wer A sagt, muss auch B sagen». Явления духов мёртвых не происходят средь белого дня, на базарных площадях. Нет, как и музы к поэтам, духи мёртвых являются человеку, когда он находится "наедине с собой". Об этом даже в мультике "Малыш и Карлсон" говорится; если рассматривать Карлсона как полтергейст, он в первый раз появился, когда Малыш был в одиночестве; а когда у Малыша появилась собака, Карлсон перестал появляться.
Клаус Шмидт говорит об артефактах ранненеолитического ритуального комплекса в Гёбекли Тепе:
"Изучая собранную нами коллекцию, мы вскоре поняли, что здесь полностью отсутствуют два элемента, характерных обычно для неолитических поселений: глиняные изображения женских символов и женских фигур. <...> Если связать женские глиняные фигуры и женские символы в широком смысле слова с плодородием и в конечном счёте с "жизнью", то их отсутствие на Гёбекли Тепе выдвигает на первое место наличие необходимого для понимания нашего памятника явственного её двойника-антипода - "смерть" и, соответственно, общение современников с этой антропологической величиной. Правда, ещё не обнаружены сами могилы, которые необходимо предъявить, если мы хотим подтвердить данное объяснение. Однако пока почти и не вскрывались те слои, в которых могут ожидаться сделанные под полами захоронения, относящиеся к докерамическому неолиту".
Да, по сравнению с позднейшими неолитическими культурами, комплекс в Гёбекли Тепе выглядит странно.
![]() |
"Преобладают животные в агрессивной позе" (К. Шмидт). |
![]() |
Самый старый храм - Гёбекли Тепе (12000 до н.э. - 8000 до н.э.) археологический музей Шанлыурфы, в Турции. |
Оказаться наедине с этими зубастыми чудовищами, значит пережить примерно то же самое, что пережил "хвилософ", то бишь семинарист Хома Брут в старой, заброшенной часовне.
"В музее г. Газиантепа, западного соседа Урфы, хранится находка, которая заставляет задуматься о том, не являются ли Т-образные столбы (по крайней мере, в некоторых случаях) существами с двумя лицами. Эта скульптура, происхождение которой неизвестно, однако которая, весьма вероятно, относится к эпохе докерамического неолита, имеет, как и римский бог Янус, два в противоположные стороны смотрящих лица" (Клаус Шмидт).
"На северном плато среди оставшихся в каменоломне ещё не обработанных и не отделённых от основания заготовок можно определить гигантский столб с Т-образным навершием (рис. 33). Это самый большой ранненеолитический архитектурный объект из известных в регионе на сегодняшний день. Столб имеет сохранившуюся длину примерно 7 м и ширину навершия 3 м. Два других немного меньших Т-образных столба обнаружены в каменоломне южного плато. Вес 7-метрового столба-колосса из каменоломни, если бы он был отделён от скального основания, составил бы примерно 50 тонн.
Отмечу, что общество было в состоянии, по крайней мере на короткое время, мобилизовать и организовать большие массы людей, иначе подобные работы - добыча камня, транспортировка, установка - были бы невозможны. Интересным сравнением здесь являются данные знаменитого норвежского исследователя Тора Хейердала, сообщающего об одном эксперименте на острове Пасхи. 180 человек должны были посредством верёвок и деревянных полозьев переместить по территории 12-тонную статую. А для транспортировки самых больших скульптур на острове Пасхи, вес которых достигал 100 т, ему потребовалось от 500 до 700 человек. Не углубляясь в обсуждение этого во всех отношениях отдалённого сравнения, предположим, что для строительства в Гёбекли Тепе необходима по численности такая же группа людей.
Теперь остаётся выяснить вопрос, по крайней мере, постараться приблизиться к его решению: проживало ли постоянно такое большое количество людей в этом месте, или, что вероятнее, они собирались по определённым поводам в Гёбекли Тепе? Как бы то ни было, данный комплекс сооружений мог возникнуть - притом что его возведение требовало от строителей огромных усилий - лишь при условии, что это место и происходящие на нём действия для всех участников имели исключительную важность".
Да, я об этом уже думал касательно сооружения дольменов. На Западном Кавказе нет "типовых", стандартных дольменов, все они очень разные, со своими индивидуальными особенностями. Это свидетельствует о том, что изготовление дольменов было делом не промышленным, а внутрисемейным; я думаю, люди собирались всем "миром" лишь для транспотрировки и установки каменных плит. И вот, какой же должен был быть стимул, чтобы заставить человека месяцами, изо дня в день, заниматься каторжной работой - колупать камни невесть чем?! Железных орудий тогда точно не было. Это ж надо иметь ангельское (или ослиное) терпение! Такое подвижничество "по плечу" лишь героям или святым.
Кстати, о святых. Вот жилище православного монаха-отшельника, высеченное им в камне в XV веке, Путна, Румыния.
Даниил Сихаструл (1457-1504) считался святым при жизни, канонизирован румынской православной церквью в 1992 году.
Этот горельеф животного, похожего на рептилию, был обнаружен Клаусом Шмидтом в первый день первого полевого сезона при осмотре поверхности Гёбекли Тепе. Длина фигуры животного - 81 см. К. Шмидт говорит, что сей артефакт откопали местные крестьяне, которым давно уже приходилось раскапывать и убирать со своих участков мешающие камни.
По мнению Клауса Шмидта, данное изображение напоминает одну из центральных фигур Чатал Хёюка — "рожающую богиню", согласно интерпретации Меллаарта. Речь идёт о семи фигурах; лицо во всех случаях было сбитым, руки и ноги часто разрушены. На одну из фигур нанесён рисунок неравномерной паутины, а её пуповина подчёркивается концентрическими кругами.
Клаус Шмидт говорит, что это сходство открывает широкое поле для рассуждений, однако сам он благоразумно уклоняется от каких-либо умозаключений. Потому что в этой задачке слишком много неизвестных.
Я лишь могу предложить отдалённую (возможную) аналогию с "рептилоидными" фигурками культуры Убейд.
На территории совр. Южной Германии, в большой пещере Офнет, в 1908 году Роберт Рудольф Шмидт обнаружил в слоях палеолита на небольшой глубине два расположенных недалеко друг от друга углубления, которые вмещали скопления человеческих черепов, засыпанные смесью охры, золы и земли. Черепа располагались как птичьи яйца в гнезде.
![]() |
Part of great skull burial at Ofnet, Bavaria. |
Большая группа состояла из 27, меньшая - из 6 черепов. Среди черепов определено 4 мужских, 9 женских и 20 детских. Клаус Шмидт говорит, что мужские черепа были захоронены без каких-либо сопутствующих предметов, в то время как детские украшали раковинами улиток. Возле женских черепов было положено в общей сложности примерно 200 просверлённых оленьих зубов и около 4000 раковин моллюсков.
Радиоуглеродные исследования установили время захоронения черепов приблизительно 6300 г. до Р. Х., что является поздним мезолитом.
Как видим, в эпоху позднего мезолита в Старой Европе к [умершим] женщинам проявлялось гораздо больше почтения, чем к мужчинам.
Клаус Шмидт говорит, что в Иерихоне найдены останки 491 человека эпохи докерамического неолита, причём полностью сохранилось только 200 скелетов. Немецкий антрополог Готтфрид Курт "обратил внимание на то, что обнаружены останки меньшего количества людей, чем можно было ожидать, и что среди останков явно преобладала группа молодых людей времени докерамического неолита А и В".
"Что стоит за этим иерихонским фактом?" - задаётся вопросом К. Шмидт. - "Ясно, что выявленные пропорции смертности не характерны для иерихонского общества эпохи неолита. Данные находки не являются материальными свидетельствами естественного биологического процесса; очевидно, здесь имели место определённые манипуляции. Среди иерихонских умерших группа молодых людей должна была бы составлять меньший процент, чем тот, что был выявлен, иначе у популяции почти не оставалось шансов выжить. Из этого, очевидно, можно сделать вывод, что район Иерихона был предпочтительным местом погребения небольшой группы людей, умерших в молодом возрасте. На вопрос "почему?" в любом случае вразумительного ответа нет. Однако можно, по крайней мере, осторожно предположить, что люди, умершие в молодом возрасте и похороненные в Иерихоне, относятся к особой группе - к группе, для которой уже при жизни действовали особые правила, и с телами умерших её членов нужно было поступать соответствующим образом. Не углубляясь далее в гипотезы, следует лишь подумать над вопросом: а не являемся ли мы свидетелями человеческих жертв, похороненных в Иерихоне, в то время как "нормальные" умершие хоронились в других местах?"
Ну и далее К. Шмидт - мимоходом - касается темы иерихонских черепов. С помощью глины или гипса им восстанавливали лицо, причём глаза часто заменяли раковины каури. В отдельных случаях на щеках и лице отмечены рисунки. Нет ответа на вопрос, стремились ли тогда люди к изображению лица умершего, т. е. пытались ли изобразить его лицо близким к портретному сходству, или хотели лишь представить некий идеальный образ.
Лично я более склоняюсь к идеальному образу, исходя из позднейших египетских погребальных масок, которые не имели ни малейшего сходства с лицом умершего человека.
Во всяком случае, у нас имеется реконструкция одного из иерихонских черепов.
![]() |
Результат реконструкции. Источник картинки. |
![]() |
А это оригинальный "оштукатуренный" череп |
В продолжение записи "Иерихон".
Натуфийская культура, которой принадлежит самый древний археологический слой Иерихона, возникла в XII-XI тысячелетии до Р. Х.
В Сети "гуляет" вот такая реконструкция Иерихона докерамического неолита А:
![]() |
The Walls of Jericho. |
Стены там действительно были раскопаны. Но были ли они оборонительными сооружениями? Это большой вопрос.
Клаус Шмидт пишет:
"В числе прочего Кэтлин Кеньон (Kathleen Kenyon) обнаружила два больших похожих на ступку камня с углублениями [1] и двенадцать скелетов, сложенных у основания той лестницы, что вела в башню неолитического времени.
![]() |
Реконструкция, circa 8000 BCE, источник картинки. |
Оба камня она сочла за цоколи несохранившихся тотемных столбов. Эта интерпретация кажется весьма правдоподобной, поскольку в Невали Чори, другом важном неолитическом памятнике той эпохи, как и в Гёбекли Тепе, были обнаружены подобные находки.
Клаус Шмидт в своей монографии рассказывает о том, как он подбирался к раскопкам телля Гёбекли-Тепе. Приведу здесь пару цитат:
1. "Я вспомнил сообщение Бенедикта, писавшего о том, что на Гёбекли Тепе находится кладбище. Приблизительного времени захоронений он не называл, однако из текста явно следует, что Бенедикт имел в виду средневековое или более позднее кладбище. Подобная информация обычно содержит ясный намёк на то, что дальнейшие археологические работы на этом месте немыслимы, т. к. исламские кладбища (по понятным причинам) являются запретными зонами для археологических исследований. Остатков ни одного такого кладбища нигде в Гёбекли Тепе обнаружить не удалось".
2. "Однако Гёбекли Тепе, как уже говорилось, был виден на горизонте из Урфы, оставался до описанного посещения в 1994 г. незамеченным. Конечно, ему не угрожали проекты водохранилищ. Расположен Гёбекли Тепе в горах, где строительство плотин не планировалось. А упоминание Бенедикта о кладбище однозначно задушило в зародыше возможный интерес к посещению данного места археологами, т. к. мусульманские могилы заложены на вечность, соответственно полностью исключают раскопочные работы".
"Эх! - подумал я. - Почему же наши русские могилы не заложены на вечность?"
Директор елецкого музея имени Бунина Татьяна Кирющенко в интервью 2005 года рассказала свою историю.
Мой дед, обедневший дворянин Михаил Дьяконов, умер в 1926 году. Он был похоронен на городском кладбище. Памятник ему здесь стоял. А однажды пришли мы на могилку, а ни надгробия, ни памятника — ничего нет. Когда мост строился, я училась в первом классе, но те события помню. Материал для стройки вывозили с кладбищ — городского, монастырских, чернослободского и засосенского. Всё это происходило на глазах ельчан, но все молчали. Боялись (Источник).
Недавно в записи "Эфесская богоматерь" я приводил высказывание Ф. Ф. Зелинского:
"Уже давно установлено, что недевственная «великая Артемида Эфесская» — лишь греческая перелицовка местного материнского божества".
![]() |
Артемида Эфесская |
![]() |
Мраморная статуя Артемиды Эфесской в полный человеческий рост, найденная в Эфесе в древнем Доме собраий |
А сегодня я обнаружил подозрительно похожее изображение сирийской богини Атаргатис.
![]() |
Реверс монеты Деметрия III с изображением Деркето [1] из Аскалона |
В продолжение записи "Священные карпы Богини (1)".
"Орфа всё ещё большой и красивый город, весь построенный из камня, с нарядными стенами и укреплённым замком на возвышающихся скалах... У подножия замка вода из многих источников собирается в два бассейна, окружённые ивами, платанами и кипарисами, среди которых возвышается медресе с красивыми куполами и минаретами. В чистой воде плавает бесчисленное количество карпов, которых никто не трогает, потому что они священны, и каждый, кто попробует употребить их в пищу, ослепнет".
А это богиня Атаргатис, которой посвящены карпы.
![]() |
Богиня Атаргатис |
"Окутанная легендами и тайнами долина Куллу, расположенная в сердце штата Химачал-Прадеш, — необычайно красивый уголок в Гималаях, который с удовольствием посещают туристы, приезжающие в Индию.
Благодаря многочисленным местам паломничества для индуистов, буддистов и сикхов это священное место Индии стало известно как «Дев Бхуми» или «Долина Богов».
Куллу называют «долиной богов», но совсем не потому, что это божественные по красоте места. Просто нигде в Индии нет такого количества богов, как здесь. В каждой деревне поклоняются своему собственному божку — девате.
Большинство каменных храмов долины относятся к XVII веку, когда правители пытались заменить достаточно кровавый автохтонный культ богини-матери и других богов — девата — безобидным поклонением Вишну, которое не требовало жертвоприношения животных.
Ежегодно в храме Рагхунатха проходит главный праздник долины, красочный 7-дневный фестиваль Дассера (Dussehra) (сент. – окт.), посвященный победе Рамы над демоном Раваной, борьба между которыми и служит стержнем сюжета эпоса «Рамаяна».
В дни Дассеры все боги долины (по разным оценкам — от 150 до 350 девата) прибывают в Кулу, дабы поклониться Раме-Рагхунатху.
Первой в Кулу прибывает богиня Хадимба из Манали. На ночь она останавливается у моста Рамшила в самом северном конце Акхара-базара. На следующий день князь с утра засылает к ней гонцов и приглашает во дворец. К вечеру здесь собираются все девата долины. Первой на паланкине в сопровождении оркестра прибывает богиня Трипура Сундари (Дурга) из городка Наггар. За ней, предшествуемая еще одним оркестром и раздетым по пояс и неимоверно обросшим гуром (хранителем), появляется Хадимба-деви. Ее поклонники подбрасывают вверх ягненка и затем ловят его.
Вспомнился мне мультяшный Бэмби. Узнал он от зверей в лесу, что живое существо с двумя крыльями — это птица (англ. bird). И потом села ему на хвост бабочка, а он и говорит: "Bird!"
Все звери в лесу, глядя на глупого Бэмби, покатились со смеху.
"No, Bamby, it's a butterfly", - сказали ему. Не все те птицы, которые имеют крылья и летают.
Многие современные антропологи напоминают мне несмышлённого Бэмби. Увидят череп, похожий на человеческий, и сразу, ничтоже сумняшеся, говорят: "Се - человек".
Некоторые учёные (например, профессор Моррис Гудмэн, руководитель исследований ДНК шимпанзе при университете Уэйна в Детройте) полагают, что, согласно данным генетического анализа, к роду Homo следует причислять также обыкновенного шимпанзе и бонобо (Homo troglodytes и Homo paniscus соответственно).
При таком "учёном" подходе, волноваться за гибель человечества в атомном пожаре вовсе не стоит; в любом случае, в джунглях Заира сохранятся Homo troglodytes; они, по мнению учёных, такие же люди, как и мы с вами.
Это дольмен в посёлке Джубга. Перед дольменом сооружён дворик из огромных каменных блоков. Судя по пазам на стенах дольмена, рисунку Ф.С. Байерна и наблюдениям П.С. Уваровой, первоначально стена двора была сложена из блоков, уложенных в три яруса, но к настоящему времени сохранились только блоки первого (нижнего) и, частично, второго ярусов. В ходе работ было установлено, что круглый в плане двор дольмена был сооружён одновременно с погребальной камерой и является частью единого архитектурного комплекса, а не поздней пристройкой, как полагали прежде.
Дольмен и примыкающий к нему двор со всех сторон окружает насыпь, общий диаметр которой сразу после завершения строительства составлял около 25м. Фасадную часть насыпи окружала подпорная стена высотой около 70 см, сложенная в несколько ярусов из крупных речных валунов.
![]() |
Реконструкция дольменного комплекса с насыпью |
«Памятник No9» из Чалкацинго, Мексика, культура ольмеков, 800-400 гг. до н.э.
Это чудовище ольмекской культуры напомнило мне фото пастушка с его овцами в бывшей древнеримской священной роще (Италия, 1952 г.).
Говорят, что этот грот «Врата Преисподней» был спроектирован архитектором Пирро Лигорио по рисунку Б. Амманати. Википедия сообщает, что "в своём проекте он отразил впечатления от раскопок на древнеримской вилле Адриана, расположенной поблизости". Он был археологом и автором огромного сочинения по истории искусства от античности до эпохи римского маньеризма — подлинной энциклопедии с множеством гравюр. Вполне возможно, что здесь мы имеем дело с этрусским наследием, воплотившимся в творчестве гения эпохи Возрождения.
Жаль, Карла Юнга больше нет в живых, а то я предложил бы ему много подобных иллюстраций для его работ об архетипах коллективного бессознательного.
----------------------------------------------------------------------------------
[1] По всей видимости, агава мексиканская представляет собой местный аналог сомы. Сок агавы употребляют в пищу. Без консервации сок быстро начинает бродить: из сока агавы тёмно-зелёной (Agave atrovirens) и других готовят алкогольный напиток пульке и уксус, а из сердцевины агавы производят крепкие алкогольные напитки — текила и мескаль.
В 1939 году рядом с деревней Барум, в южной провинции Скания,
Швеция, фермеры копали яму для добычи гравия и наткнулись на череп.
Они же вызвали полицию, а уже те — археологов.
Погребённые
останки явным образом указывали, что труп посадили в яму, прижав
его колени к груди, рядом с ним лежал целый наконечник дротика-гарпуна и
ещё несколько фрагментов от таких же наконечников. По угловатым чертам,
мощной челюсти, форме затылка и глазниц череп был определён как
мужской. Плюс инвентарь указывал, что это был с высокой вероятностью
рыбак или охотник. С 1943 года скелет был выставлен в Шведском
национальном историческом музее под названием «Рыбак из Барума».
Однако
в 1970 году при повторном изучении скелета по тазовым костям неожиданно
выяснилось, что это была женщина, причём многократно рожавшая — от 10
до 12 раз. Вот так наш «рыбак» неожиданно превратился в многодетную
мать.
В 1996 году останки женщины подверглись
междисциплинарному исследованию. Выяснили её возраст на момент смерти —
35-40 лет. Уточнили датировку погребения с помощью РУ-анализа — период
7010–6540 гг. до н.э. Рост нашей «рыбачки» оказался всего ок. 150 см.
Анализ изотопов указал, что её рацион составляла в основном растительная
пища, а само захоронение произошло весной (определили по пыльце
растений, найденной на костях).
Была так же проведена реконструкция внешности по черепу, и теперь спустя почти 9000 лет мы можем заглянуть ей в лицо. Источник.
Эта рыбачка эпохи неолита разбивает сразу несколько лживых нарративов.
Очень часто первобытных людей изображают мясоедами, а тут оказывается, что её рацион составляла в основном растительная пища.
Соответственно типу питания, мужчин представляют охотниками на мамонтов, а женщин - кухарками, сидящими дома в ожидании куска мяса. На деле картина выглядит совершенно иной: женщина сама, собственными руками, добывает себе пропитание рыбной ловлей.
Не секрет, что многие учёные занимаются "подгонкой" исторических артефактов под патриархальную концепцию, - вот и нашу рыбачку они поначалу "подогнали" под "рыбака".
А если взглянуть на дольмены с антропологической точки зрения?
"Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями" (Источник).
То есть дольмен — это памятник.
Память — то, что отличает человека от животного. У животных нет памяти, и, поэтому, они не заморачиваются строительством памятников, для того чтобы "увековечить" своих умерших собратьев.
Но не все памятники одинаковые; памятники памятникам — рознь. Дольмен — это всем памятникам памятник, памятник на многие тысячелетия. Почти как египетские пирамиды, про которые говорят: "всё на свете боится времени, но само время боится пирамид".
То есть, строителей дольменов можно рассматривать ещё и как борцов с царящей в мире энтропией. Всё в мире подвержено тлению и разложению, но только не дольмены.
![]() |
Дольмен урочища Адигналово |
Вот умру я, умру я,
Похоронят меня.
И никто не узнает,
Где могилка моя.
И никто не узнает,
И никто не придёт.
Только раннею весною
Соловей запоёт.
Получается, что на шкале "человечности" строители дольменов располагаются выше, чем современные люди.
malder говорит, что "примерно треть дольменов [на Западном Кавказе] - полумонолиты. Грубо говоря, это ящик, вырубленный в большом камне, или даже вообще в скальном массиве" (Источник).
Он же добавляет, что "практически все дольмены стоят не просто на скальном основании, а на насыпных курганчиках из камней и мелкого гравия. Иногда довольно высоких".
![]() |
дольмен в разрезе |
Кстати, Клаус Шмидт говорит, что в больших каменных могилах Западной и Северной Европы, в вертикально установленной каменной плите пробивалось овальное отверстие, служившее затем входом в погребальную камеру. В некоторых могилах оно имеет размер лишь с толщину руки и названо археологами "отверстие для души". Человек не может пройти через такой проём.
Но, спрашивается, почему такие узкие отверстия делались лишь в некоторых дольменах? - Чёрт его знает.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Интересные сведения о дольменах на территории совр. Германии: "Большое количество дольменов (в 2001 году их насчитывалось более 400) сохранилось в земле Мекленбург-Передняя Померания, причём 55 из них расположены на острове Рюген. Считается, что все эти дольмены являются частью серии сооружений, построенных между 3500 и 3200 до н.э., в эпоху неолита. Первоначально их было гораздо больше, но многие мегалитические сооружения были разрушены ещё в эпоху средневековья, когда составлявшие их валуны широко использовались для строительства церквей, дворцов, жилых домов и даже для мощения улиц. <...> Даже в 18-ом веке из валунов дольменов строили усадьбы, а в 19-ом - дамбы, дороги и мосты. <...> Много памятников было утеряно уже в XX веке в ходе прокладывания дорог и очистки сельскохозяйственных угодий" (Источник).
Острова, как мы знаем, в древности частенько являлись заповедными территориями, местами погребения умерших людей. Остров Мальта — наиболее известный пример такого рода священных островов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Версия гробниц отсекается сразу. В маленькое отверстие тело не просунуть" (Источник).
Да не такое оно и маленькое.
Если же дольмены использовались для вторичных захоронений, тогда вообще нет никаких проблем. Вот, например, захоронения этрусков характерны наличием обряда экскарнации с помещением костей покойного в особые футляры- оссуарии.
Мария Гимбутас пишет: "На протяжении многих веков как в Европе, таки в Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь - черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путём, были избавлены от плоти. Распад плоти — переходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были голые кости. Перед тем, как вновь присоединиться к сообществу предков, мёртвое тело должно было полностью освободиться от плоти путём экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник.
Убедительное и зримое свидетельство существования экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка.
О широте распространения вторичных захоронений свидетельствуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитических гробниц, в которых обычно сложены расчленённые кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рассыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, возможно, указывает на желание содействовать их быстрейшей дезинтеграции в царство предков.
![]() |
Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпирают камни. Культура воронковидных кубков, Метцендорф, район Харбурга, Нидерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см. |
"По сути дольмен — это сосуд, банка. Если мы создаём сосуд — то намерены как-то использовать его внутренний объём. Тем более, если мы предусмотрели "крышку", то есть втулку", - говорит Кирилл (Источник).
------------------------------------------------------------------------------------------
Владимир Ком поделился интересными мыслями:
"[Когда] создавались дольмены, то сознание людей 3,5 тысяч лет назад было другим. Оно было похоже на коллективное сознание пчёл, муравьёв или ещё лучше ос, так как те умеют делать бумагу и круглые соты. Точно так люди делали дольмены и свои дома на поверхности и "термитники" внутри Земли. В их подсознании (Центральный Биокомпьютер) возникал чёткий чертёж и технология его изготовления. Сама конструкция и технология изготовления предусматривала и свою функцию, например, связь с Душами предками, своеобразная телефонная кабина. Для её функционирования придавалась "телефонистка" - женщина, способная пропустить через своё сознание поток мыслей Духа из потустороннего мира. Женщина имеет непрерывное сознание и связь с Миром Душ, так как должна пропускать в свою ауру Душу ребёнка. Мужчины имеют другую конструкцию сознания, оно у них прерывистое и разрывы заполняются умствованием, логикой, что развивает ум физического плана.
------------------------------------------------------ непрерывное сознание женщин (Высшая интуиция)
------------ ум --------------- ум ------------- прерывистое сознание мужчин (низший физический ум)
Поэтому женщины глупы, но интуитивны, а мужчины умны, но мало интуитивны и не способны провести Высшие Знания" (Источник).
Дольмены как "телефонные будки" для общения муравьёв, живущих на поверхности земли, с "термитниками" внутри земли, а женщины — телефонистки.
В таком случае, дольмены — это, в принципе, такие же оракулы, как Дельфийский в Древней Греции, а женщины-"телефонистки" — те же пифии.