"Версия гробниц отсекается сразу. В маленькое отверстие тело не просунуть" (Источник).
Да не такое оно и маленькое.
Если же дольмены использовались для вторичных захоронений, тогда вообще нет никаких проблем. Вот, например, захоронения этрусков характерны наличием обряда экскарнации с помещением костей покойного в особые футляры- оссуарии.
Мария Гимбутас пишет: "На протяжении многих веков как в Европе, таки в Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь - черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путём, были избавлены от плоти. Распад плоти — переходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были голые кости. Перед тем, как вновь присоединиться к сообществу предков, мёртвое тело должно было полностью освободиться от плоти путём экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник.
Убедительное и зримое свидетельство существования экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка.
В докерамическом Иерихоне (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины. В Северной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнаружены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки.
О широте распространения вторичных захоронений свидетельствуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитических гробниц, в которых обычно сложены расчленённые кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рассыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, возможно, указывает на желание содействовать их быстрейшей дезинтеграции в царство предков.
Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпирают камни. Культура воронковидных кубков, Метцендорф, район Харбурга, Нидерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см. |
Гипогей Хал-Сафлиени (Восточная Мальта) - одно из самых примечательных святилищ Древней Европы. Его центральный зал и 33 камеры, равно как и великолепный фасад с тремя проёмами и ступенчатый свод, высечены из известняка. Эта работа длилась много веков: первые слои восходят где-то к 3600 г. до н.э., а завершающие датируются приблизительно 2500 г. до н.э. Весь гипогей с его окрашенными красной охрой покоями является воплощением регенерирующей утробы Богини. Это сочетание образов могилы и лона, в придачу к прочим регенерационным символам, — ещё одно свидетельство того, что гипогей и гробницы Мальты были сакральными местами, где проходили ритуальные церемонии, участники которых приобщались к великому круговороту смерти и возрождения. Тем же, кто скептически относится к этой древней «символике чрева», стоит напомнить, что самый знаменитый греческий оракул располагался в Дельфах, а слово «delphys» означает «лоно»" (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий